Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Власть. Саммит
№ 25(252) от 02.07.2008

...Хоть Медведев загнал в рамку. Соглашение

В прошлую пятницу в Ханты-Мансийске прошел 21-й саммит Россия-Евросоюз, в рамках которого российский президент Дмитрий Медведев и генеральный секретарь Совета ЕС испанец Хавьер Солана положили начало новому базовому соглашению между нашей страной и Евросоюзом. Присутствовавший при этом корреспондент "БК" отмечает, что г-ну Медведеву удалось то, с чем накануне ночью не справились наши футболисты в матче с соотечественниками г-на Соланы.

 Дмитрий Медведев

Кроме испанца делегация ЕС была представлена председателем Комиссии европейских сообществ Жозе Баррозу и главой правительства Словении Янезом Яншей (его страна сейчас председательствует в ЕС). Однако до исторического матча Россия-Испания оставалось несколько часов, и именно эта символическая связка Медведев-Солана приковывала к себе внимание и рождала множество слухов в горячих головах. Говорили даже, что они вместе будут смотреть футбол. Хотя в это верилось с трудом.
Я понимаю, когда Владимир Путин и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони вместе смотрели матчи итальянского чемпионата. Но здесь эта практика мне показалась совершенно неуместной. Ведь, например, забили бы русские гол (чего, к сожалению, не произошло - прим. "БК"), тогда г-ну Медведеву пришлось бы сдерживать радость и подбадривать соперника. Или, наоборот, увидев мяч в своих воротах (что, к сожалению, про­изошло несколько раз - прим. "БК"), сдерживать досаду. А на слова ободрения г-на Соланы бессовестно врать, дескать, ничего страшного, с кем не бывает…
В итоге наутро бы мы имели двух мировых лидеров с накопленными, но не выплеснутыми негативными эмоциями. А ведь им предстояло договариваться по важнейшим направлениям мировой политики. И кто знает, к чему бы это могло привести? Как на грех, г-н Солана и г-н Медведев из-за задержек с рейсами вынуждены были прилететь в ХМАО в одно время. Хотя служба протокола президента разводила по времени эти приземления. Но когда стало понятно, что время все-таки совпадает, журналистам по желанию предложили разбиться на два пула, кто кого будет встречать. Г-ну Солане досталась единственная те­лекамера - все остальные пошли встречать российского президента. При желании можно было бы увидеть в этом провокацию. Но, кажется, никто не увидел.
Между тем участникам саммита предстояло обсудить целую массу проблем. Повышение цен на энергоносители и продовольствие, последствия кредитного кризиса, сотрудничество в области внешней безопасности, что включает в себя вопросы регулирования конфликтов на постсоветском пространстве, права русскоязычного населения в Прибалтике, попытки пересмотра некоторыми странами-участниками Евросоюза результатов второй мировой войны, проблему Ирана и другое. Хотя на все про все у лидеров России и ЕС был только неформальный ужин в четверг вечером и три часа официальных переговоров в пятницу днем. И казалось, что поговорить обо всем невозможно. Однако, как известно, провальный прошлогодний саммит в Самаре имел один позитивный итог - переговорщики пришли к выводу, что на демагогии об общем европейском доме далеко не уедешь. Поэтому в этот раз они сказали демагогии "Нет!". Впрочем, сама демагогия то и дело отвечала им "Да!".
- Европа - это наш общий дом! - в какой-то момент вырвалось и у г-на Медведева. Он осекся, но тут же, как бы в насмешку над собой, продолжил: - очевидная вещь, банальность просто…
На молодежном сленге это еще называется словом "баян".
Однако главной целью саммита был официальный старт переговоров по выработке нового базового документа Россия-ЕС, который бы заменил еще действующее, однако безнадежно устаревшее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) 1997 года. Здесь, как обычно, не обошлось без интриг.
Срок действия СПС истек больше года назад, однако обновить документ мешало то вето Польши, которая не прощала России запрет на ввоз польского мяса, то вето Латвии, требующей от РФ поставок сырья на свой нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе. Какие методы воздействия нашли на Польшу с Латвией члены-основатели ЕС? Но г-н Баррозу, г-н Солана и г-н Янша приехали в Ханты-Мансийск с мандатом на ведение переговоров. Впрочем, и здесь оказалось все не слава богу. Российская сторона настаивала на том, что документ должен быть кратким, рамочным, задающим основные позиции развития. Евросоюз же добивался не рамочного, а детального документа, где будут прописаны все вопросы - от энергетики до миграционного законодательства.
На первый взгляд могло показаться, что эти нюансы и выеденного яйца не стоят. Но российская делегация многократно акцентировала внимание журналистов, что вопрос принципиальный. А таковым он был еще и потому, что г-н Медведев впервые участвовал в саммите как глава государства, а Ханты-Мансийск был самой восточной точкой мира, где когда-либо проходил саммит Россия-ЕС. И раз уж решили забраться так глубоко, нужно было идти до конца.
Идея проведения саммита в Ханты-Мансийске принадлежала второму президенту России Владимиру Путину, который, однако, в Югру не приехал.
Дмитрию Медведеву пора уже было дебютировать на мировой арене со своим соло на ундервуде.
Саммит в Сибири обнажил слабые и сильные стороны нового президента. Скажем, г-н Медведев абсолютно уверенно чувствовал себя в застольных переговорах, при этом как-то блек и терялся на протокольных фотосъемках, рукопожатиях и церемониях. Он мог с ходу заговорить о европейских проблемах, но как-то с трудом у него клеилась светская беседа о погоде. Пожимая руку Хавьеру Солане в четверг вечером близ югорского ресторанчика, Медведев неловко оглядывался и виновато улыбался. Вдруг г-н Солана увидел г-на Баррозу и необычайно ему обрадовался и даже попытался уже вытащить руку из ладони президента и пойти к португальцу, но не тут-то было. Видимо, служба протокола ориентировала г-на Медведева, сколько времени должно длиться формальное рукопожатие, и пока оно не истекло, у г-на Соланы не было никаких шансов вырваться. Его рука была в надежных руках.
- О футболе разговариваете? - весело подсказал коллегам г-н Баррозу, но вместо ответа оказался в объятиях г-на Соланы. Последний так долго этого ждал.
На следующий день на протокольной съемке перед началом переговоров г-н Баррозу снова подскочил к г-ну Медведеву. О чем он его спросил, никто из журналистов не слышал - об этом надежно позаботились сотрудники ФСО. Но г-н Медведев в ответ так выраженно с досадой пожал плечами, что стало ясно  - Жозе Баррозу снова поднял футбольную тему. По крайней мере, никто из журналистов, российских или иностранных, после поражения России в полуфинале не мог трактовать это скорбное пожатие плечами как-то иначе. И, следовательно, так и было на самом деле.
Однако повлияет ли поражение российской сборной на тональность ведения переговоров между Россией и ЕС? Об этом предстояло узнать на итоговой совместной пресс-конференции. Журналисты спорили, будет ли г-н Медведев по заветам Владимира Путина отделять мух от котлет, политику от спорта.
Когда российские и европейские участники саммита зашли в пресс-зал (пока без своих лидеров), несколько десятков иностранных журналистов кинулись к чиновнику Еврокомиссии Гуннару Виганду. На журналистском языке это называется "источник в делегации". Он неторопливо и с большой серьезностью рассказал им то, что через несколько минут узнали все: 4 июля в Брюсселе состоится уже первый раунд переговоров Россия-ЕС, собственно, по соглашению о сотрудничестве.
- Новое соглашение будет кратким, рамочным, без чрезмерной детализации,  - подвел итог саммиту г-н Медведев, особенно тщательно проговаривая слово "рамочным". Ему следовало еще добавить "все-таки". То есть России хотя бы здесь удалось навязать европейцам свою игру.
Г-н Медведев, попав в свою стихию, выглядел очень убедительно. Он строго высказался о недопустимо мягком отношении к героизации пособников нацистов.
- Благосостояние Европы, а порой и просто существование отдельных государств стало возможным лишь благодаря огромным жертвам народов Советского союза… - напомнил президент. Он также подверг критике все крупные международные организации, отвечающие за безопасность Европы.
- Существует целый набор организаций. Мощных. Сильных. Но ни одна из них универсальной не является.
Во время этих слов пресс-секретарь президента Алексей Громов, сидевший в ложе, так умильно смотрел на своего начальника, что стало понятно: ему нравится работать с этим человеком. Зато сидевшему рядом с г-ном Громовым губернатору ХМАО Александру Филиппенко было не по себе. Он забыл раздобыть специальный прибор, который бы позволял ему слышать перевод того, о чем говорили иностранные гости. Поэтому под монотонную музыку непонятных звуков английской и словенской речи он то и дело отходил ко сну. Поэтому г-н Филиппенко, к сожалению, не смог порадоваться комплиментам, которые чиновники ЕС высказывали в адрес Ханты-Мансийска.
Самые добрые слова о саммите сказал г-н Янша. Он был очень доволен и горд тем, что впервые в Евросоюзе председательствует славянская страна и что с обеих сторон льется славянская речь. Это ласкало его слух. Г-н Янша даже вспомнил, что слово "гость" одинаково произносится как в русском, так и в словенском языке.
Г-н Баррозу продолжил тему пересмотра истории и сказал, что признает решающую роль Советского союза в борьбе с фашистским тоталитаризмом, так как Евросоюз осуждает тоталитарные формы правления. Однако, по его словам, и Советский союз также являлся тоталитарным государством, и ЕС это осуждает. Хотя СССР победил фашистский тоталитаризм, за что ему огромное спасибо. Но между тем…
Нет, не этому человеку бороться с демагогией.

 Дмитрий Медведев

Кроме испанца делегация ЕС была представлена председателем Комиссии европейских сообществ Жозе Баррозу и главой правительства Словении Янезом Яншей (его страна сейчас председательствует в ЕС). Однако до исторического матча Россия-Испания оставалось несколько часов, и именно эта символическая связка Медведев-Солана приковывала к себе внимание и рождала множество слухов в горячих головах. Говорили даже, что они вместе будут смотреть футбол. Хотя в это верилось с трудом.
Я понимаю, когда Владимир Путин и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони вместе смотрели матчи итальянского чемпионата. Но здесь эта практика мне показалась совершенно неуместной. Ведь, например, забили бы русские гол (чего, к сожалению, не произошло - прим. "БК"), тогда г-ну Медведеву пришлось бы сдерживать радость и подбадривать соперника. Или, наоборот, увидев мяч в своих воротах (что, к сожалению, про­изошло несколько раз - прим. "БК"), сдерживать досаду. А на слова ободрения г-на Соланы бессовестно врать, дескать, ничего страшного, с кем не бывает…
В итоге наутро бы мы имели двух мировых лидеров с накопленными, но не выплеснутыми негативными эмоциями. А ведь им предстояло договариваться по важнейшим направлениям мировой политики. И кто знает, к чему бы это могло привести? Как на грех, г-н Солана и г-н Медведев из-за задержек с рейсами вынуждены были прилететь в ХМАО в одно время. Хотя служба протокола президента разводила по времени эти приземления. Но когда стало понятно, что время все-таки совпадает, журналистам по желанию предложили разбиться на два пула, кто кого будет встречать. Г-ну Солане досталась единственная те­лекамера - все остальные пошли встречать российского президента. При желании можно было бы увидеть в этом провокацию. Но, кажется, никто не увидел.
Между тем участникам саммита предстояло обсудить целую массу проблем. Повышение цен на энергоносители и продовольствие, последствия кредитного кризиса, сотрудничество в области внешней безопасности, что включает в себя вопросы регулирования конфликтов на постсоветском пространстве, права русскоязычного населения в Прибалтике, попытки пересмотра некоторыми странами-участниками Евросоюза результатов второй мировой войны, проблему Ирана и другое. Хотя на все про все у лидеров России и ЕС был только неформальный ужин в четверг вечером и три часа официальных переговоров в пятницу днем. И казалось, что поговорить обо всем невозможно. Однако, как известно, провальный прошлогодний саммит в Самаре имел один позитивный итог - переговорщики пришли к выводу, что на демагогии об общем европейском доме далеко не уедешь. Поэтому в этот раз они сказали демагогии "Нет!". Впрочем, сама демагогия то и дело отвечала им "Да!".
- Европа - это наш общий дом! - в какой-то момент вырвалось и у г-на Медведева. Он осекся, но тут же, как бы в насмешку над собой, продолжил: - очевидная вещь, банальность просто…
На молодежном сленге это еще называется словом "баян".
Однако главной целью саммита был официальный старт переговоров по выработке нового базового документа Россия-ЕС, который бы заменил еще действующее, однако безнадежно устаревшее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) 1997 года. Здесь, как обычно, не обошлось без интриг.
Срок действия СПС истек больше года назад, однако обновить документ мешало то вето Польши, которая не прощала России запрет на ввоз польского мяса, то вето Латвии, требующей от РФ поставок сырья на свой нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе. Какие методы воздействия нашли на Польшу с Латвией члены-основатели ЕС? Но г-н Баррозу, г-н Солана и г-н Янша приехали в Ханты-Мансийск с мандатом на ведение переговоров. Впрочем, и здесь оказалось все не слава богу. Российская сторона настаивала на том, что документ должен быть кратким, рамочным, задающим основные позиции развития. Евросоюз же добивался не рамочного, а детального документа, где будут прописаны все вопросы - от энергетики до миграционного законодательства.
На первый взгляд могло показаться, что эти нюансы и выеденного яйца не стоят. Но российская делегация многократно акцентировала внимание журналистов, что вопрос принципиальный. А таковым он был еще и потому, что г-н Медведев впервые участвовал в саммите как глава государства, а Ханты-Мансийск был самой восточной точкой мира, где когда-либо проходил саммит Россия-ЕС. И раз уж решили забраться так глубоко, нужно было идти до конца.
Идея проведения саммита в Ханты-Мансийске принадлежала второму президенту России Владимиру Путину, который, однако, в Югру не приехал.
Дмитрию Медведеву пора уже было дебютировать на мировой арене со своим соло на ундервуде.
Саммит в Сибири обнажил слабые и сильные стороны нового президента. Скажем, г-н Медведев абсолютно уверенно чувствовал себя в застольных переговорах, при этом как-то блек и терялся на протокольных фотосъемках, рукопожатиях и церемониях. Он мог с ходу заговорить о европейских проблемах, но как-то с трудом у него клеилась светская беседа о погоде. Пожимая руку Хавьеру Солане в четверг вечером близ югорского ресторанчика, Медведев неловко оглядывался и виновато улыбался. Вдруг г-н Солана увидел г-на Баррозу и необычайно ему обрадовался и даже попытался уже вытащить руку из ладони президента и пойти к португальцу, но не тут-то было. Видимо, служба протокола ориентировала г-на Медведева, сколько времени должно длиться формальное рукопожатие, и пока оно не истекло, у г-на Соланы не было никаких шансов вырваться. Его рука была в надежных руках.
- О футболе разговариваете? - весело подсказал коллегам г-н Баррозу, но вместо ответа оказался в объятиях г-на Соланы. Последний так долго этого ждал.
На следующий день на протокольной съемке перед началом переговоров г-н Баррозу снова подскочил к г-ну Медведеву. О чем он его спросил, никто из журналистов не слышал - об этом надежно позаботились сотрудники ФСО. Но г-н Медведев в ответ так выраженно с досадой пожал плечами, что стало ясно  - Жозе Баррозу снова поднял футбольную тему. По крайней мере, никто из журналистов, российских или иностранных, после поражения России в полуфинале не мог трактовать это скорбное пожатие плечами как-то иначе. И, следовательно, так и было на самом деле.
Однако повлияет ли поражение российской сборной на тональность ведения переговоров между Россией и ЕС? Об этом предстояло узнать на итоговой совместной пресс-конференции. Журналисты спорили, будет ли г-н Медведев по заветам Владимира Путина отделять мух от котлет, политику от спорта.
Когда российские и европейские участники саммита зашли в пресс-зал (пока без своих лидеров), несколько десятков иностранных журналистов кинулись к чиновнику Еврокомиссии Гуннару Виганду. На журналистском языке это называется "источник в делегации". Он неторопливо и с большой серьезностью рассказал им то, что через несколько минут узнали все: 4 июля в Брюсселе состоится уже первый раунд переговоров Россия-ЕС, собственно, по соглашению о сотрудничестве.
- Новое соглашение будет кратким, рамочным, без чрезмерной детализации,  - подвел итог саммиту г-н Медведев, особенно тщательно проговаривая слово "рамочным". Ему следовало еще добавить "все-таки". То есть России хотя бы здесь удалось навязать европейцам свою игру.
Г-н Медведев, попав в свою стихию, выглядел очень убедительно. Он строго высказался о недопустимо мягком отношении к героизации пособников нацистов.
- Благосостояние Европы, а порой и просто существование отдельных государств стало возможным лишь благодаря огромным жертвам народов Советского союза… - напомнил президент. Он также подверг критике все крупные международные организации, отвечающие за безопасность Европы.
- Существует целый набор организаций. Мощных. Сильных. Но ни одна из них универсальной не является.
Во время этих слов пресс-секретарь президента Алексей Громов, сидевший в ложе, так умильно смотрел на своего начальника, что стало понятно: ему нравится работать с этим человеком. Зато сидевшему рядом с г-ном Громовым губернатору ХМАО Александру Филиппенко было не по себе. Он забыл раздобыть специальный прибор, который бы позволял ему слышать перевод того, о чем говорили иностранные гости. Поэтому под монотонную музыку непонятных звуков английской и словенской речи он то и дело отходил ко сну. Поэтому г-н Филиппенко, к сожалению, не смог порадоваться комплиментам, которые чиновники ЕС высказывали в адрес Ханты-Мансийска.
Самые добрые слова о саммите сказал г-н Янша. Он был очень доволен и горд тем, что впервые в Евросоюзе председательствует славянская страна и что с обеих сторон льется славянская речь. Это ласкало его слух. Г-н Янша даже вспомнил, что слово "гость" одинаково произносится как в русском, так и в словенском языке.
Г-н Баррозу продолжил тему пересмотра истории и сказал, что признает решающую роль Советского союза в борьбе с фашистским тоталитаризмом, так как Евросоюз осуждает тоталитарные формы правления. Однако, по его словам, и Советский союз также являлся тоталитарным государством, и ЕС это осуждает. Хотя СССР победил фашистский тоталитаризм, за что ему огромное спасибо. Но между тем…
Нет, не этому человеку бороться с демагогией.

Станислав ЖОГЛИК
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru