Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Бизнес. Разливной квас
№ 29(256) от 30.07.2008

Омск не страдает квасным патриотизмом

Несмотря на то, что, по оценкам экспертов, спрос на разливной квас ежегодно растет на 10-15%, особых надежд на высокую прибыль от его реализации омские торговцы пока не питают. В среднем, от общего оборота торговой точки прибыль с кваса сейчас составляет не более 5-10%.

 *По данным агентства «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Июнь 2008 г.

Если разливным пивом некоторые омские предприниматели надеются "перешибить" бутилированный продукт, делая смелые прогнозы относительно спроса и объемов продаж, то перспективы разливного кваса они оценивают гораздо скромнее. "Разливной квас не конкурент бутилированному, скорее, альтернатива, - убежден Дмитрий Галас, директор сети магазинов живого пива Paradise, - возможно, какая-то часть потребителей и перейдет на этот напиток, но большее число останется поклонниками кваса в ПЭТах".
Вероятно, поэтому исконно русский хлебный напиток местные продавцы "на разлив" держат в основном для широты ассортимента, да и то, что называется, чисто символически  - один-два сорта: "Хлебный" и "Бочкаревский".
"Покупают квас нечасто, в охотку, и, конечно, не такими объемами, как пиво", - сетуют игроки. Действительно, согласно опросу, проведенному агентством "БК-рейтинг", подавляющее число омичей за разливным квасом ходит нечасто, 23% - пару раз в месяц, еще 16% - раз в месяц, 10% - раз в неделю. Да и объемы приобретаемого разливного хлебного напитка по сравнению с "живым" пивом довольно скромны. Например, если за раз больше половины употребляющих пиво омичей покупает по 2-2,5 литра, то количество приобретаемого за один подход кваса куда скромнее - 0,5-1 литр. Как следствие и относительно невысокие общие объемы его реализации. "В будние дни удается продать по 10-20 литров кваса, в выходные - немного больше, в лучшем случае до 40-50 литров, - рассказывает Ольга Смирнова, товаровед сети магазинов "Поручик", - поэтому и стоит непроданный квас дольше, чем пиво, - по 2-3 дня". Несколько более высокими объемами реализации может похвастаться Андрей Скорых, директор группы компаний "Пиво и напитки": "В среднем за день удается реализовать до 100-120 литров кваса", но эти цифры скорее исключение из правил.
Начав с нескольких позиций кваса, многие продавцы довольно быстро урезали ассортимент до одной-двух наиболее популярных марок. "У нас раньше было три вида кваса, когда только начинался сезон, но практически сразу с поставками начались перебои, пришлось оставить только один сорт", - сетует Дмитрий Галас. Такую же тактику выбрали и в сети "Поручик", по словам г-жи Смирновой, сначала в ассортименте было два сорта кваса, но решили оставить один, тот, который больше покупают. Для сравнения: "живого" пива в ассортименте практически каждой омской точки порядка 20-30 сортов, и сокращать их количество игроки не собираются, напротив, многие включают новые марки, дабы удержать потребителя.
Проще говоря, по сортам и ценам на разливной квас омские игроки особо не конкурируют (цены по городу примерно одинаковые - плюс-минус 1-2 рубля), бьются в основном за поставщиков, которые буквально завалены работой в сезон. Объемы поставок выросли в разы, и успеть обслужить нужно каждого. Тем более, что местных производителей этого напитка всего три: пивоваренный завод "Сибирь", компания "Пиво и напитки" и пивоварня Beerhouse. Понятно, что насытить рынок квасом местной "троице" не удается - объемы производства не позволяют, поэтому в основном разливной квас привозят вместе с "живым" пивом с Алтая, Новосибирска и Томска.
Квас в нагрузку к пиву
Игроков, отдельно торгующих исключительно разливным квасом, в Омске нет, и вряд ли они появятся в скором будущем. Торгуют квасом многочисленные пивные павильоны, рынки и супермаркеты, причем у последних в наличии имеется и бутилированный продукт. Зарабатывать исключительно на хлебном напитке, по оценке действующих игроков, почти невозможно, даже накручивая на него по 30-40%. "Специально закупать оборудование и открывать профильную точку по торговле разливным квасом - это абсурд, прогоришь сразу", - уверены местные ритейлеры.
Тем более, что заметную долю рынка "откусывают" игроки бутилированного сегмента, чьи позиции гораздо прочнее и лояльность покупателей выше. Судите сами, согласно данным потребительского опроса, более 75% горожан потребляют квас, из них на долю бутилированной продукции приходится больше половины - около 74%. Из наиболее предпочитаемых марок: "Очаковский" - 68%, "Никола" - 25%, "Першинъ" - 13%, "Квасенок" - 7% и "Благодей" - 5%. В свою очередь, поклонниками разливного напитка себя считает лишь менее четверти горожан от общего числа опрошенных. Участники рынка утверждают, что как таковой культуры потребления разливного кваса в Омске пока нет, не успела сложиться, высок процент покупателей, опасающихся его покупать по причине нестабильного качества. "Один раз купил - вроде нормальный и вкусный, а потом этот же взял, и живот разболелся", - пожаловался интервьюерам агентства "БК-рейтинг" один респондент. В этом отношении приобретать бутилированную продукцию спокойнее.
Нет у кваса на разлив и явной целевой аудитории - пока это в основном мужчины-любители разливного пива. "Бывает, что за квасом приходят и дети, и женщины, и пенсионеры, но 90% - это мужчины, покупающие пиво и "в довесок" приобретающие квас или лимонад", - со знанием дела рассуждают игроки.
Желтые бочки не вернутся
Настоящий "живой" квас - это продукт незавершенного спиртового или молочнокислого брожения сусла, содержащий не более 1,5% спирта.
По своему действию на организм он подобен кефиру: регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, препятствует размножению болезнетворных микробов, улучшает обмен веществ, благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему.
В советское время промышленное производство кваса достигло своего расцвета. Летом едва ли не на каждом углу стояли квасные бочки. По данным аналитиков, в 1985 году производство кваса в России достигло 55,3 млн. дал, что составляло порядка 29% всех ­безалкогольных напитков. В 90-е годы, когда на российский рынок хлынул поток западных газированных напитков, производство и потребление кваса снизилось. В 1997 году составило лишь 9 млн. дал, или 3% всего производства безалкогольных напитков. В настоящее время ситуация постепенно меняется к лучшему. По объемам потребления в России квас вышел на четвертое место среди безалкогольных напитков, а по темпам прироста этот сегмент лидирует. Объемы продажи кваса увеличиваются на 15-20% ежегодно начиная с 2001 года. Производители кваса сходятся во мнении, что темпы роста сохранятся до тех пор, пока потребление не выйдет на уровень 1992 года, когда было произведено 70 млн. дал кваса. Любопытно, но многие омичи до сих пор помнят времена "господства" бочкового кваса, скучают по его вкусу и ждут возвращения... Впрочем, эксперты прогнозируют, что в ближайшее время "кваса на колесах" в Омске не будет. "Настоящий бочковой квас сейчас невозможно налить в большие емкости, так как Роспотребнадзор запретил такую продажу из-за неправильного хранения и халатного отношения продавцов", - объяснил "БК" Андрей Скорых, директор группы компаний ООО "Пиво и напитки".
Лиха беда начало
По оценкам экспертов, тормозят развитие квасного бизнеса на разлив в Омске сразу несколько причин - сильные позиции бутилированной продукции, отсутствие квалифицированного спроса (согласно опросу, многие омичи могут спокойно отказаться от разливного кваса в пользу лимонада, соков, газировки или холодных чаев) и ярко выраженная сезонность. "Разливной квас - это 100% сезонный продукт, - уверен Андрей Скорых, директор группы компаний "Пиво и напитки", - покупательская активность резко возрастает только в жаркую погоду". Тогда как пиво, например, все заметнее переходит в разряд универсальных напитков - на любое время года.
А Омск со своим неустойчивым летом (то холодное, то жаркое), по оценкам экспертов, не самый благодатный край для развития бизнеса на разливном квасе.
Однако не стоит грешить только на погоду. Если разливное пиво рекламируется, упоминается в названии торговой точки, то о наличии разливного кваса в ларьке можно лишь теоретически догадываться, отдельной рекламы практически нет. Для сравнения: бутилированный квас производители продвигают достаточно активно. Тем более, что по цене разливной и бутилированный напиток заметно отличается в пользу последнего. Например, 1 литр "Очаковского" кваса в пластике - порядка 21-23 рублей, "Никола" - 23-25 рублей, "Першинь" - 23-26 рублей. Для сравнения: 1 литр разливного "Хлебного" кваса - в среднем 39 рублей, "Бочкаревского" - 49 рублей. Игроки говорят, что поставщики предлагали сорта и по более высокой цене, - отказались, вдруг не будут покупать.
Впрочем, некоторые эксперты убеждены, при грамотной подаче продавать квас в разлив можно в тех же объемах, что и пиво. Например, перспективными с этой точки зрения эксперты считают бани и спортивные комплексы, где люди традиционно испытывают жажду, а утолять ее пивом не рекомендуется. Здесь бы холодный квас оказался к месту.
Подводя итог, отметим, что сегодня в Омске рынок разливного кваса уже начал складываться и формироваться, участники рынка его "пробуют" и, хотя суперприбыли пока не получают, некоторые убеждены - лиха беда начало. Один-два сезона торговли не показательны, нужно смотреть по следующим годам. "Уверена, что разливной квас достаточно перспективный продукт, со временем его продажи будут расти, но многое зависит от качества, - заявляет Ольга Смирнова, главное, не спугнуть покупателя, не испортить имидж продукта"

 *По данным агентства «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Июнь 2008 г.

Если разливным пивом некоторые омские предприниматели надеются "перешибить" бутилированный продукт, делая смелые прогнозы относительно спроса и объемов продаж, то перспективы разливного кваса они оценивают гораздо скромнее. "Разливной квас не конкурент бутилированному, скорее, альтернатива, - убежден Дмитрий Галас, директор сети магазинов живого пива Paradise, - возможно, какая-то часть потребителей и перейдет на этот напиток, но большее число останется поклонниками кваса в ПЭТах".
Вероятно, поэтому исконно русский хлебный напиток местные продавцы "на разлив" держат в основном для широты ассортимента, да и то, что называется, чисто символически  - один-два сорта: "Хлебный" и "Бочкаревский".
"Покупают квас нечасто, в охотку, и, конечно, не такими объемами, как пиво", - сетуют игроки. Действительно, согласно опросу, проведенному агентством "БК-рейтинг", подавляющее число омичей за разливным квасом ходит нечасто, 23% - пару раз в месяц, еще 16% - раз в месяц, 10% - раз в неделю. Да и объемы приобретаемого разливного хлебного напитка по сравнению с "живым" пивом довольно скромны. Например, если за раз больше половины употребляющих пиво омичей покупает по 2-2,5 литра, то количество приобретаемого за один подход кваса куда скромнее - 0,5-1 литр. Как следствие и относительно невысокие общие объемы его реализации. "В будние дни удается продать по 10-20 литров кваса, в выходные - немного больше, в лучшем случае до 40-50 литров, - рассказывает Ольга Смирнова, товаровед сети магазинов "Поручик", - поэтому и стоит непроданный квас дольше, чем пиво, - по 2-3 дня". Несколько более высокими объемами реализации может похвастаться Андрей Скорых, директор группы компаний "Пиво и напитки": "В среднем за день удается реализовать до 100-120 литров кваса", но эти цифры скорее исключение из правил.
Начав с нескольких позиций кваса, многие продавцы довольно быстро урезали ассортимент до одной-двух наиболее популярных марок. "У нас раньше было три вида кваса, когда только начинался сезон, но практически сразу с поставками начались перебои, пришлось оставить только один сорт", - сетует Дмитрий Галас. Такую же тактику выбрали и в сети "Поручик", по словам г-жи Смирновой, сначала в ассортименте было два сорта кваса, но решили оставить один, тот, который больше покупают. Для сравнения: "живого" пива в ассортименте практически каждой омской точки порядка 20-30 сортов, и сокращать их количество игроки не собираются, напротив, многие включают новые марки, дабы удержать потребителя.
Проще говоря, по сортам и ценам на разливной квас омские игроки особо не конкурируют (цены по городу примерно одинаковые - плюс-минус 1-2 рубля), бьются в основном за поставщиков, которые буквально завалены работой в сезон. Объемы поставок выросли в разы, и успеть обслужить нужно каждого. Тем более, что местных производителей этого напитка всего три: пивоваренный завод "Сибирь", компания "Пиво и напитки" и пивоварня Beerhouse. Понятно, что насытить рынок квасом местной "троице" не удается - объемы производства не позволяют, поэтому в основном разливной квас привозят вместе с "живым" пивом с Алтая, Новосибирска и Томска.
Квас в нагрузку к пиву
Игроков, отдельно торгующих исключительно разливным квасом, в Омске нет, и вряд ли они появятся в скором будущем. Торгуют квасом многочисленные пивные павильоны, рынки и супермаркеты, причем у последних в наличии имеется и бутилированный продукт. Зарабатывать исключительно на хлебном напитке, по оценке действующих игроков, почти невозможно, даже накручивая на него по 30-40%. "Специально закупать оборудование и открывать профильную точку по торговле разливным квасом - это абсурд, прогоришь сразу", - уверены местные ритейлеры.
Тем более, что заметную долю рынка "откусывают" игроки бутилированного сегмента, чьи позиции гораздо прочнее и лояльность покупателей выше. Судите сами, согласно данным потребительского опроса, более 75% горожан потребляют квас, из них на долю бутилированной продукции приходится больше половины - около 74%. Из наиболее предпочитаемых марок: "Очаковский" - 68%, "Никола" - 25%, "Першинъ" - 13%, "Квасенок" - 7% и "Благодей" - 5%. В свою очередь, поклонниками разливного напитка себя считает лишь менее четверти горожан от общего числа опрошенных. Участники рынка утверждают, что как таковой культуры потребления разливного кваса в Омске пока нет, не успела сложиться, высок процент покупателей, опасающихся его покупать по причине нестабильного качества. "Один раз купил - вроде нормальный и вкусный, а потом этот же взял, и живот разболелся", - пожаловался интервьюерам агентства "БК-рейтинг" один респондент. В этом отношении приобретать бутилированную продукцию спокойнее.
Нет у кваса на разлив и явной целевой аудитории - пока это в основном мужчины-любители разливного пива. "Бывает, что за квасом приходят и дети, и женщины, и пенсионеры, но 90% - это мужчины, покупающие пиво и "в довесок" приобретающие квас или лимонад", - со знанием дела рассуждают игроки.
Желтые бочки не вернутся
Настоящий "живой" квас - это продукт незавершенного спиртового или молочнокислого брожения сусла, содержащий не более 1,5% спирта.
По своему действию на организм он подобен кефиру: регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, препятствует размножению болезнетворных микробов, улучшает обмен веществ, благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему.
В советское время промышленное производство кваса достигло своего расцвета. Летом едва ли не на каждом углу стояли квасные бочки. По данным аналитиков, в 1985 году производство кваса в России достигло 55,3 млн. дал, что составляло порядка 29% всех ­безалкогольных напитков. В 90-е годы, когда на российский рынок хлынул поток западных газированных напитков, производство и потребление кваса снизилось. В 1997 году составило лишь 9 млн. дал, или 3% всего производства безалкогольных напитков. В настоящее время ситуация постепенно меняется к лучшему. По объемам потребления в России квас вышел на четвертое место среди безалкогольных напитков, а по темпам прироста этот сегмент лидирует. Объемы продажи кваса увеличиваются на 15-20% ежегодно начиная с 2001 года. Производители кваса сходятся во мнении, что темпы роста сохранятся до тех пор, пока потребление не выйдет на уровень 1992 года, когда было произведено 70 млн. дал кваса. Любопытно, но многие омичи до сих пор помнят времена "господства" бочкового кваса, скучают по его вкусу и ждут возвращения... Впрочем, эксперты прогнозируют, что в ближайшее время "кваса на колесах" в Омске не будет. "Настоящий бочковой квас сейчас невозможно налить в большие емкости, так как Роспотребнадзор запретил такую продажу из-за неправильного хранения и халатного отношения продавцов", - объяснил "БК" Андрей Скорых, директор группы компаний ООО "Пиво и напитки".
Лиха беда начало
По оценкам экспертов, тормозят развитие квасного бизнеса на разлив в Омске сразу несколько причин - сильные позиции бутилированной продукции, отсутствие квалифицированного спроса (согласно опросу, многие омичи могут спокойно отказаться от разливного кваса в пользу лимонада, соков, газировки или холодных чаев) и ярко выраженная сезонность. "Разливной квас - это 100% сезонный продукт, - уверен Андрей Скорых, директор группы компаний "Пиво и напитки", - покупательская активность резко возрастает только в жаркую погоду". Тогда как пиво, например, все заметнее переходит в разряд универсальных напитков - на любое время года.
А Омск со своим неустойчивым летом (то холодное, то жаркое), по оценкам экспертов, не самый благодатный край для развития бизнеса на разливном квасе.
Однако не стоит грешить только на погоду. Если разливное пиво рекламируется, упоминается в названии торговой точки, то о наличии разливного кваса в ларьке можно лишь теоретически догадываться, отдельной рекламы практически нет. Для сравнения: бутилированный квас производители продвигают достаточно активно. Тем более, что по цене разливной и бутилированный напиток заметно отличается в пользу последнего. Например, 1 литр "Очаковского" кваса в пластике - порядка 21-23 рублей, "Никола" - 23-25 рублей, "Першинь" - 23-26 рублей. Для сравнения: 1 литр разливного "Хлебного" кваса - в среднем 39 рублей, "Бочкаревского" - 49 рублей. Игроки говорят, что поставщики предлагали сорта и по более высокой цене, - отказались, вдруг не будут покупать.
Впрочем, некоторые эксперты убеждены, при грамотной подаче продавать квас в разлив можно в тех же объемах, что и пиво. Например, перспективными с этой точки зрения эксперты считают бани и спортивные комплексы, где люди традиционно испытывают жажду, а утолять ее пивом не рекомендуется. Здесь бы холодный квас оказался к месту.
Подводя итог, отметим, что сегодня в Омске рынок разливного кваса уже начал складываться и формироваться, участники рынка его "пробуют" и, хотя суперприбыли пока не получают, некоторые убеждены - лиха беда начало. Один-два сезона торговли не показательны, нужно смотреть по следующим годам. "Уверена, что разливной квас достаточно перспективный продукт, со временем его продажи будут расти, но многое зависит от качества, - заявляет Ольга Смирнова, главное, не спугнуть покупателя, не испортить имидж продукта"

 *По данным агентства «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Июнь 2008 г.

Если разливным пивом некоторые омские предприниматели надеются "перешибить" бутилированный продукт, делая смелые прогнозы относительно спроса и объемов продаж, то перспективы разливного кваса они оценивают гораздо скромнее. "Разливной квас не конкурент бутилированному, скорее, альтернатива, - убежден Дмитрий Галас, директор сети магазинов живого пива Paradise, - возможно, какая-то часть потребителей и перейдет на этот напиток, но большее число останется поклонниками кваса в ПЭТах".
Вероятно, поэтому исконно русский хлебный напиток местные продавцы "на разлив" держат в основном для широты ассортимента, да и то, что называется, чисто символически  - один-два сорта: "Хлебный" и "Бочкаревский".
"Покупают квас нечасто, в охотку, и, конечно, не такими объемами, как пиво", - сетуют игроки. Действительно, согласно опросу, проведенному агентством "БК-рейтинг", подавляющее число омичей за разливным квасом ходит нечасто, 23% - пару раз в месяц, еще 16% - раз в месяц, 10% - раз в неделю. Да и объемы приобретаемого разливного хлебного напитка по сравнению с "живым" пивом довольно скромны. Например, если за раз больше половины употребляющих пиво омичей покупает по 2-2,5 литра, то количество приобретаемого за один подход кваса куда скромнее - 0,5-1 литр. Как следствие и относительно невысокие общие объемы его реализации. "В будние дни удается продать по 10-20 литров кваса, в выходные - немного больше, в лучшем случае до 40-50 литров, - рассказывает Ольга Смирнова, товаровед сети магазинов "Поручик", - поэтому и стоит непроданный квас дольше, чем пиво, - по 2-3 дня". Несколько более высокими объемами реализации может похвастаться Андрей Скорых, директор группы компаний "Пиво и напитки": "В среднем за день удается реализовать до 100-120 литров кваса", но эти цифры скорее исключение из правил.
Начав с нескольких позиций кваса, многие продавцы довольно быстро урезали ассортимент до одной-двух наиболее популярных марок. "У нас раньше было три вида кваса, когда только начинался сезон, но практически сразу с поставками начались перебои, пришлось оставить только один сорт", - сетует Дмитрий Галас. Такую же тактику выбрали и в сети "Поручик", по словам г-жи Смирновой, сначала в ассортименте было два сорта кваса, но решили оставить один, тот, который больше покупают. Для сравнения: "живого" пива в ассортименте практически каждой омской точки порядка 20-30 сортов, и сокращать их количество игроки не собираются, напротив, многие включают новые марки, дабы удержать потребителя.
Проще говоря, по сортам и ценам на разливной квас омские игроки особо не конкурируют (цены по городу примерно одинаковые - плюс-минус 1-2 рубля), бьются в основном за поставщиков, которые буквально завалены работой в сезон. Объемы поставок выросли в разы, и успеть обслужить нужно каждого. Тем более, что местных производителей этого напитка всего три: пивоваренный завод "Сибирь", компания "Пиво и напитки" и пивоварня Beerhouse. Понятно, что насытить рынок квасом местной "троице" не удается - объемы производства не позволяют, поэтому в основном разливной квас привозят вместе с "живым" пивом с Алтая, Новосибирска и Томска.
Квас в нагрузку к пиву
Игроков, отдельно торгующих исключительно разливным квасом, в Омске нет, и вряд ли они появятся в скором будущем. Торгуют квасом многочисленные пивные павильоны, рынки и супермаркеты, причем у последних в наличии имеется и бутилированный продукт. Зарабатывать исключительно на хлебном напитке, по оценке действующих игроков, почти невозможно, даже накручивая на него по 30-40%. "Специально закупать оборудование и открывать профильную точку по торговле разливным квасом - это абсурд, прогоришь сразу", - уверены местные ритейлеры.
Тем более, что заметную долю рынка "откусывают" игроки бутилированного сегмента, чьи позиции гораздо прочнее и лояльность покупателей выше. Судите сами, согласно данным потребительского опроса, более 75% горожан потребляют квас, из них на долю бутилированной продукции приходится больше половины - около 74%. Из наиболее предпочитаемых марок: "Очаковский" - 68%, "Никола" - 25%, "Першинъ" - 13%, "Квасенок" - 7% и "Благодей" - 5%. В свою очередь, поклонниками разливного напитка себя считает лишь менее четверти горожан от общего числа опрошенных. Участники рынка утверждают, что как таковой культуры потребления разливного кваса в Омске пока нет, не успела сложиться, высок процент покупателей, опасающихся его покупать по причине нестабильного качества. "Один раз купил - вроде нормальный и вкусный, а потом этот же взял, и живот разболелся", - пожаловался интервьюерам агентства "БК-рейтинг" один респондент. В этом отношении приобретать бутилированную продукцию спокойнее.
Нет у кваса на разлив и явной целевой аудитории - пока это в основном мужчины-любители разливного пива. "Бывает, что за квасом приходят и дети, и женщины, и пенсионеры, но 90% - это мужчины, покупающие пиво и "в довесок" приобретающие квас или лимонад", - со знанием дела рассуждают игроки.
Желтые бочки не вернутся
Настоящий "живой" квас - это продукт незавершенного спиртового или молочнокислого брожения сусла, содержащий не более 1,5% спирта.
По своему действию на организм он подобен кефиру: регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, препятствует размножению болезнетворных микробов, улучшает обмен веществ, благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему.
В советское время промышленное производство кваса достигло своего расцвета. Летом едва ли не на каждом углу стояли квасные бочки. По данным аналитиков, в 1985 году производство кваса в России достигло 55,3 млн. дал, что составляло порядка 29% всех ­безалкогольных напитков. В 90-е годы, когда на российский рынок хлынул поток западных газированных напитков, производство и потребление кваса снизилось. В 1997 году составило лишь 9 млн. дал, или 3% всего производства безалкогольных напитков. В настоящее время ситуация постепенно меняется к лучшему. По объемам потребления в России квас вышел на четвертое место среди безалкогольных напитков, а по темпам прироста этот сегмент лидирует. Объемы продажи кваса увеличиваются на 15-20% ежегодно начиная с 2001 года. Производители кваса сходятся во мнении, что темпы роста сохранятся до тех пор, пока потребление не выйдет на уровень 1992 года, когда было произведено 70 млн. дал кваса. Любопытно, но многие омичи до сих пор помнят времена "господства" бочкового кваса, скучают по его вкусу и ждут возвращения... Впрочем, эксперты прогнозируют, что в ближайшее время "кваса на колесах" в Омске не будет. "Настоящий бочковой квас сейчас невозможно налить в большие емкости, так как Роспотребнадзор запретил такую продажу из-за неправильного хранения и халатного отношения продавцов", - объяснил "БК" Андрей Скорых, директор группы компаний ООО "Пиво и напитки".
Лиха беда начало
По оценкам экспертов, тормозят развитие квасного бизнеса на разлив в Омске сразу несколько причин - сильные позиции бутилированной продукции, отсутствие квалифицированного спроса (согласно опросу, многие омичи могут спокойно отказаться от разливного кваса в пользу лимонада, соков, газировки или холодных чаев) и ярко выраженная сезонность. "Разливной квас - это 100% сезонный продукт, - уверен Андрей Скорых, директор группы компаний "Пиво и напитки", - покупательская активность резко возрастает только в жаркую погоду". Тогда как пиво, например, все заметнее переходит в разряд универсальных напитков - на любое время года.
А Омск со своим неустойчивым летом (то холодное, то жаркое), по оценкам экспертов, не самый благодатный край для развития бизнеса на разливном квасе.
Однако не стоит грешить только на погоду. Если разливное пиво рекламируется, упоминается в названии торговой точки, то о наличии разливного кваса в ларьке можно лишь теоретически догадываться, отдельной рекламы практически нет. Для сравнения: бутилированный квас производители продвигают достаточно активно. Тем более, что по цене разливной и бутилированный напиток заметно отличается в пользу последнего. Например, 1 литр "Очаковского" кваса в пластике - порядка 21-23 рублей, "Никола" - 23-25 рублей, "Першинь" - 23-26 рублей. Для сравнения: 1 литр разливного "Хлебного" кваса - в среднем 39 рублей, "Бочкаревского" - 49 рублей. Игроки говорят, что поставщики предлагали сорта и по более высокой цене, - отказались, вдруг не будут покупать.
Впрочем, некоторые эксперты убеждены, при грамотной подаче продавать квас в разлив можно в тех же объемах, что и пиво. Например, перспективными с этой точки зрения эксперты считают бани и спортивные комплексы, где люди традиционно испытывают жажду, а утолять ее пивом не рекомендуется. Здесь бы холодный квас оказался к месту.
Подводя итог, отметим, что сегодня в Омске рынок разливного кваса уже начал складываться и формироваться, участники рынка его "пробуют" и, хотя суперприбыли пока не получают, некоторые убеждены - лиха беда начало. Один-два сезона торговли не показательны, нужно смотреть по следующим годам. "Уверена, что разливной квас достаточно перспективный продукт, со временем его продажи будут расти, но многое зависит от качества, - заявляет Ольга Смирнова, главное, не спугнуть покупателя, не испортить имидж продукта"

 *По данным агентства «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Июнь 2008 г.

Если разливным пивом некоторые омские предприниматели надеются "перешибить" бутилированный продукт, делая смелые прогнозы относительно спроса и объемов продаж, то перспективы разливного кваса они оценивают гораздо скромнее. "Разливной квас не конкурент бутилированному, скорее, альтернатива, - убежден Дмитрий Галас, директор сети магазинов живого пива Paradise, - возможно, какая-то часть потребителей и перейдет на этот напиток, но большее число останется поклонниками кваса в ПЭТах".
Вероятно, поэтому исконно русский хлебный напиток местные продавцы "на разлив" держат в основном для широты ассортимента, да и то, что называется, чисто символически  - один-два сорта: "Хлебный" и "Бочкаревский".
"Покупают квас нечасто, в охотку, и, конечно, не такими объемами, как пиво", - сетуют игроки. Действительно, согласно опросу, проведенному агентством "БК-рейтинг", подавляющее число омичей за разливным квасом ходит нечасто, 23% - пару раз в месяц, еще 16% - раз в месяц, 10% - раз в неделю. Да и объемы приобретаемого разливного хлебного напитка по сравнению с "живым" пивом довольно скромны. Например, если за раз больше половины употребляющих пиво омичей покупает по 2-2,5 литра, то количество приобретаемого за один подход кваса куда скромнее - 0,5-1 литр. Как следствие и относительно невысокие общие объемы его реализации. "В будние дни удается продать по 10-20 литров кваса, в выходные - немного больше, в лучшем случае до 40-50 литров, - рассказывает Ольга Смирнова, товаровед сети магазинов "Поручик", - поэтому и стоит непроданный квас дольше, чем пиво, - по 2-3 дня". Несколько более высокими объемами реализации может похвастаться Андрей Скорых, директор группы компаний "Пиво и напитки": "В среднем за день удается реализовать до 100-120 литров кваса", но эти цифры скорее исключение из правил.
Начав с нескольких позиций кваса, многие продавцы довольно быстро урезали ассортимент до одной-двух наиболее популярных марок. "У нас раньше было три вида кваса, когда только начинался сезон, но практически сразу с поставками начались перебои, пришлось оставить только один сорт", - сетует Дмитрий Галас. Такую же тактику выбрали и в сети "Поручик", по словам г-жи Смирновой, сначала в ассортименте было два сорта кваса, но решили оставить один, тот, который больше покупают. Для сравнения: "живого" пива в ассортименте практически каждой омской точки порядка 20-30 сортов, и сокращать их количество игроки не собираются, напротив, многие включают новые марки, дабы удержать потребителя.
Проще говоря, по сортам и ценам на разливной квас омские игроки особо не конкурируют (цены по городу примерно одинаковые - плюс-минус 1-2 рубля), бьются в основном за поставщиков, которые буквально завалены работой в сезон. Объемы поставок выросли в разы, и успеть обслужить нужно каждого. Тем более, что местных производителей этого напитка всего три: пивоваренный завод "Сибирь", компания "Пиво и напитки" и пивоварня Beerhouse. Понятно, что насытить рынок квасом местной "троице" не удается - объемы производства не позволяют, поэтому в основном разливной квас привозят вместе с "живым" пивом с Алтая, Новосибирска и Томска.
Квас в нагрузку к пиву
Игроков, отдельно торгующих исключительно разливным квасом, в Омске нет, и вряд ли они появятся в скором будущем. Торгуют квасом многочисленные пивные павильоны, рынки и супермаркеты, причем у последних в наличии имеется и бутилированный продукт. Зарабатывать исключительно на хлебном напитке, по оценке действующих игроков, почти невозможно, даже накручивая на него по 30-40%. "Специально закупать оборудование и открывать профильную точку по торговле разливным квасом - это абсурд, прогоришь сразу", - уверены местные ритейлеры.
Тем более, что заметную долю рынка "откусывают" игроки бутилированного сегмента, чьи позиции гораздо прочнее и лояльность покупателей выше. Судите сами, согласно данным потребительского опроса, более 75% горожан потребляют квас, из них на долю бутилированной продукции приходится больше половины - около 74%. Из наиболее предпочитаемых марок: "Очаковский" - 68%, "Никола" - 25%, "Першинъ" - 13%, "Квасенок" - 7% и "Благодей" - 5%. В свою очередь, поклонниками разливного напитка себя считает лишь менее четверти горожан от общего числа опрошенных. Участники рынка утверждают, что как таковой культуры потребления разливного кваса в Омске пока нет, не успела сложиться, высок процент покупателей, опасающихся его покупать по причине нестабильного качества. "Один раз купил - вроде нормальный и вкусный, а потом этот же взял, и живот разболелся", - пожаловался интервьюерам агентства "БК-рейтинг" один респондент. В этом отношении приобретать бутилированную продукцию спокойнее.
Нет у кваса на разлив и явной целевой аудитории - пока это в основном мужчины-любители разливного пива. "Бывает, что за квасом приходят и дети, и женщины, и пенсионеры, но 90% - это мужчины, покупающие пиво и "в довесок" приобретающие квас или лимонад", - со знанием дела рассуждают игроки.
Желтые бочки не вернутся
Настоящий "живой" квас - это продукт незавершенного спиртового или молочнокислого брожения сусла, содержащий не более 1,5% спирта.
По своему действию на организм он подобен кефиру: регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, препятствует размножению болезнетворных микробов, улучшает обмен веществ, благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему.
В советское время промышленное производство кваса достигло своего расцвета. Летом едва ли не на каждом углу стояли квасные бочки. По данным аналитиков, в 1985 году производство кваса в России достигло 55,3 млн. дал, что составляло порядка 29% всех ­безалкогольных напитков. В 90-е годы, когда на российский рынок хлынул поток западных газированных напитков, производство и потребление кваса снизилось. В 1997 году составило лишь 9 млн. дал, или 3% всего производства безалкогольных напитков. В настоящее время ситуация постепенно меняется к лучшему. По объемам потребления в России квас вышел на четвертое место среди безалкогольных напитков, а по темпам прироста этот сегмент лидирует. Объемы продажи кваса увеличиваются на 15-20% ежегодно начиная с 2001 года. Производители кваса сходятся во мнении, что темпы роста сохранятся до тех пор, пока потребление не выйдет на уровень 1992 года, когда было произведено 70 млн. дал кваса. Любопытно, но многие омичи до сих пор помнят времена "господства" бочкового кваса, скучают по его вкусу и ждут возвращения... Впрочем, эксперты прогнозируют, что в ближайшее время "кваса на колесах" в Омске не будет. "Настоящий бочковой квас сейчас невозможно налить в большие емкости, так как Роспотребнадзор запретил такую продажу из-за неправильного хранения и халатного отношения продавцов", - объяснил "БК" Андрей Скорых, директор группы компаний ООО "Пиво и напитки".
Лиха беда начало
По оценкам экспертов, тормозят развитие квасного бизнеса на разлив в Омске сразу несколько причин - сильные позиции бутилированной продукции, отсутствие квалифицированного спроса (согласно опросу, многие омичи могут спокойно отказаться от разливного кваса в пользу лимонада, соков, газировки или холодных чаев) и ярко выраженная сезонность. "Разливной квас - это 100% сезонный продукт, - уверен Андрей Скорых, директор группы компаний "Пиво и напитки", - покупательская активность резко возрастает только в жаркую погоду". Тогда как пиво, например, все заметнее переходит в разряд универсальных напитков - на любое время года.
А Омск со своим неустойчивым летом (то холодное, то жаркое), по оценкам экспертов, не самый благодатный край для развития бизнеса на разливном квасе.
Однако не стоит грешить только на погоду. Если разливное пиво рекламируется, упоминается в названии торговой точки, то о наличии разливного кваса в ларьке можно лишь теоретически догадываться, отдельной рекламы практически нет. Для сравнения: бутилированный квас производители продвигают достаточно активно. Тем более, что по цене разливной и бутилированный напиток заметно отличается в пользу последнего. Например, 1 литр "Очаковского" кваса в пластике - порядка 21-23 рублей, "Никола" - 23-25 рублей, "Першинь" - 23-26 рублей. Для сравнения: 1 литр разливного "Хлебного" кваса - в среднем 39 рублей, "Бочкаревского" - 49 рублей. Игроки говорят, что поставщики предлагали сорта и по более высокой цене, - отказались, вдруг не будут покупать.
Впрочем, некоторые эксперты убеждены, при грамотной подаче продавать квас в разлив можно в тех же объемах, что и пиво. Например, перспективными с этой точки зрения эксперты считают бани и спортивные комплексы, где люди традиционно испытывают жажду, а утолять ее пивом не рекомендуется. Здесь бы холодный квас оказался к месту.
Подводя итог, отметим, что сегодня в Омске рынок разливного кваса уже начал складываться и формироваться, участники рынка его "пробуют" и, хотя суперприбыли пока не получают, некоторые убеждены - лиха беда начало. Один-два сезона торговли не показательны, нужно смотреть по следующим годам. "Уверена, что разливной квас достаточно перспективный продукт, со временем его продажи будут расти, но многое зависит от качества, - заявляет Ольга Смирнова, главное, не спугнуть покупателя, не испортить имидж продукта"
Мнение

эксперт
Тимофей Целовальников, управляющий сетью магазинов "Пивноff":
- Потребность в разливном квасе в Омске довольно высока, я бы даже сказал, в нем чувствуется дефицит. К тому же, нельзя сказать, что потребность в квасе возникает только летом. Хотя в летний сезон она несколько выше. Взять даже тот факт, что летом квас нужен как необходимый ингредиент для любимого блюда - окрошки. Мы решили ввести квас в ассортимент, потому что появился большой спрос на него. Да и бутилированным квасом покупатель уже несколько пресытился. Тем более, качество разливного кваса сейчас отменное, с моей точки зрения. Это живой продукт, в котором сохраняются все полезные микроорганизмы, его микрофлора не убивается ни фильтрацией, ни пастеризацией. И это, естественно, отражается на вкусе.
Антон Орлов, заместитель директора пивоваренного завода "Сибирь":
- Несмотря на то, что рынок живого кваса достаточно перспективный, тем более, что он ни в чем не уступает по качеству бутилированному квасу и, безусловно, подвинет его по покупаемости, акцент делаем на производстве пива. Но результатами продаж мы довольны - у нас покупают весь поставляемый объем. Увеличивать же производство нет смысла по некоторым причинам. Во-первых, в магазинах живого пива ставится всего один, максимум два крана для кваса. Во-вторых, это сезонный продукт, зимой его потребление падает, а летом возрастает в два-три раза. Сроки хранения нашего кваса всего 40 дней. Хотя по сравнению с "живым" пивом квас более неприхотлив и выдерживает температуру до +20 градусов.
Андрей Скорых, директор группы компаний ООО "Пиво и напитки":
- Рынок кваса в Омске сегодня не насыщен. Особенно это ощущается в нынешнее жаркое лето. При этом в Омске нет производителя, который бы делал ставку только на этот продукт. У нас его доля от общего объема составляет 10%. В настоящее время традиции живого кваса возрождаются, и каким будет отношение потребителя, зависит в большей степени от добросовестности продавца. Так как срок годности у непастеризованного продукта небольшой (от 2 до 7 суток в зависимости от сорта) и остается свежим он при определенной температуре (не выше +10), нужно добросовестно подходить к его хранению. А сейчас на рынке кваса все стараются заработать, зачастую не задумываясь о качестве.
Справка

Первое упоминание о квасе датируется 988 годом, в XIX в. на каждого жителя приходилось по 200-250 л в год. Для сравнения: сейчас этот показатель составляет 10 л. Настоящим квасом по ГОСТу может называться напиток, приготовленный путем незавершенного брожения экстрактов из зернового, овощного, плодово-ягодного сырья и натуральных сахаросодержащих продуктов. В составе допускаются только натуральные компоненты - концентрат квасного сусла, сахар, дрожжи и вода. Если присутствуют красители, ароматизаторы, усилители вкуса и прочее  - это квасной напиток.

Марина Жучкова,"БК-рейтинг"В подготовке материала принимали участие Анна Одношевина, Ольга Билаш, Екатерина Шишикина
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru