Дмитрий Шейко, директор компании «Шейко и коллеги»
Альянс авиакомпаний, созданный на базе Крас-эйр ее совладельцами братьями Абрамовичами (лишь однофамильцами экс-губернатора Чукотки), горит синим пламенем. Некоторые источники называют астрономическую сумму долга в 20 миллиардов рублей перед топливными заправилами. Последние просто перестали заливать авиакеросин в баки самолетов.«Омскавиа», входящая в группу, также сутками задерживает рейсы. В итоге омичи, как и тысячи других соотечественников, «кукуют» в аэропортах без ночлега и с ограниченным питанием (о ситуации в Адлере см. предыдущий номер «БК»). Не позавидуешь людям, многие из которых возвращаются из отпусков, зачастую с детьми, которым в школу Может, авиаперевозчик – тоже жертва, попавшая в ножницы безумных цен на нефтепродукты и крайней прожорливости устаревшего летного парка? Ну это вряд ли, как говорил товарищ Сухов. Во-первых, хоть нынче керосин и дорог, цена одна для всех компаний. А ведь ни у «Аэрофлота», ни у «Сибири» пока, тьфу-тьфу, проблем не видно. И потом, звоночки-то давно звенели. Хотя бы вспомнить рейсы той же «Омскавиа», когда пассажиры омского рейса по пути в родной город были вынуждены приземляться в Томске. Подобные «сдвоенные с целью экономии» полеты случались и в обратном направлении – из наших краев в Москву. Кто-то судился, выигрывал, даже получал сумму в счет возмещения морального ущерба, но что это за досадные мелочи по сравнению с наполеоновскими планами авиаальянса! Умы будоражила сделка по покупке венгерского перевозчика Malev. Другими словами, вместо скучной наладки бизнес-процессов, борьбы с издержками, постепенной замены неэкономичных самолетов, оптимизации маршрутной сети с закрытием убыточных направлений, прочей рутины – «размахнись, рука, раззудись, плечо». Удивительно, как не посягнули на предбанкротную Alitalia, а там, глядишь, не замахнуться ли на Вильяма нашего, понимашь, Шекспира, то бишь какую-нибудь British airways. В общем, напоминает маленькую, но гордую птичку, попытавшуюся долететь до солнца, да подпалившую крылышки. Помнится, Шурику птичку было жалко. Ну, и альянс размерами не так и мал – третий федеральный игрок. Конечно, доля того, что звезды не сошлись, наверное, все же есть. Ведь предпринимательская деятельность предполагает и амбиции, и риск, да и в иных краях банкротства нередки. Но все же «у них», как правило, конкурируют внятные бизнес-модели. В тех же авиаперевозках традиционные концепции с едой-напитками на борту, посадками в центровых аэропортах ведут к глобальному укрупнению компаний, их применяющих. Плюс на них еще и профсоюзы давят. Национальная филиппинская авиакомпания исчезла после того, как профбоссы восстали против сокращения части работников и зарплат остающихся. И это в 90-е, при нефтяных ценах куда ниже нынешних! А в наши дни упомянутую Alitalia из-за их профсоюзов никто долго к рукам не мог прибрать. Однако потом все равно иностранцы поглотили. Не помог и Берлускони, взывавший к национальной гордости местных инвесторов в святом деле спасения апеннинского перевозчика. Получается, для традиционного перевозчика надо стать большим и бодаться с такими же большими во многом за счет экономии на масштабах. Но беда в том, что для России с почти отсутствующим средним классом и убывающим активным населением три большие традиционные авиакомпании – многовато будет! Вот Боливар и не выдержал… троих. Поэтому, стоило ли Air Union изначально выбирать такой путь – БОЛЬШОЙ вопрос. Иное дело – модель дискаунтера. Так на Западе именуют авиа-игроков, которые предлагают подчас рекордно низкие тарифы за счет отказа от кормежки на борту, посадок во второстепенных аэропортах, взимающих малые сборы, использования самолетов одного типа, что в свою очередь экономит на обслуживании техники. Так вот, для нашей просторной страны вообще, а Сибири особенно, нужны именно такие верткие и хваткие ребята. Причем и в этой нише можно выбирать. Есть совсем бюджетные варианты типа Germanwings или Rannair, но встречается и скромное обаяние буржуазии вроде Virgin Ричарда Брэнсона. Слушал я сэра Ричарда, который на инвестфоруме в весенней Москве заявил, что он заходит в Россию, и думал: «Ну вот и оттепель, полетаем!». Банкир и владелец трети «Аэрофлота» Александр Лебедев тоже грозился дискаунтер запустить. Но только правительство вместо того, чтобы расчистить поляну для новых частных игроков, решило поднять опять на крыло динозавра. Сначала стали заливать Air Union горючим из стратегического резерва. Допустим, это сделали, чтобы экстренно поднять впавшие в ступор самолеты. Причем федеральный министр транспорта Левитин доложил премьеру Путину, что во всем виноваты топливные цены (благо, что не Чубайс). А дальше благословили создание на базе альянса монстра (на треть больше «Аэрофлота») о трех головах. Госкорпорация «Ростехнологии», правительство Москвы и администрация Красноярского края соответственно. Свежо предание, да верится с трудом, что новообразование полетит резвее, чем раньше. Тем паче, что по всему средняя нефтяная цена в 2009 году будет долларов этак 120 за баррель. Поэтому эксперты предрекают авиаторам потери – летать меньше будут люди. К тому же нынешние 20-миллиардные долги. Но ничего, родное государство погасит. Как говорится, стабфонд большой, ему видней. Вариант – обанкротить должника, выведя самолеты и прочее имущество, и оставить с носом кредиторов. Можно также их ФАСом оглушить аль налоговой придушить, чтобы тихо сидели.Чт о же делать бедным пассажирам, которых неделями мариновали, при этом по какому-то приказу сверху не возвращали деньги за билеты, не селили никуда? Замдиректора «Омскавиа» в прошлом номере «БК» предложил сочинским сидельцам снимать квартиры, а потом взыскивать затраты через суд. Да только не каждый хозяин даст квартиранту документик для суда. И потом, нет у нас в законе такой вещи, как коллективные, или классовые, иски. (Словцо-то прям из политэкономии.) Тогда бы народ свои права всем миром защищал с подачи какой-нибудь нашенской Джулии Робертс, прям как в голливудском кино «Эрин Брокович». Нашлись бы и зубастые юристы, которые бы подмогли оттяпать денежек поболее. А так у нас и суммы нормальные за моральный вред все больше начальникам присуждают. В общем, расчет, что плюнут, разотрут, забудут. Вот скоро к нам в Омск приедет Вячеслав Полунин. Его Асисяй сказал бы: «Ни-и-и-зззя!» Ни-и-ззя забывать. А цивилизованно защищать свои гражданские права «Ззя!» Причем Закон при его недостатках – на стороне людей, а за такие ошибки надо платить. Поэтому все – в суд!
Если у вас есть что сказать с нашей «Трибуны» – звоните, пишите. «Трибуна» – площадка для самых острых и полемичных выступлений. Мнение авторов этой рубрики не всегда совпадает с позицией редакции.
Дмитрий Шейко, директор компании «Шейко и коллеги»
Альянс авиакомпаний, созданный на базе Крас-эйр ее совладельцами братьями Абрамовичами (лишь однофамильцами экс-губернатора Чукотки), горит синим пламенем. Некоторые источники называют астрономическую сумму долга в 20 миллиардов рублей перед топливными заправилами. Последние просто перестали заливать авиакеросин в баки самолетов.«Омскавиа», входящая в группу, также сутками задерживает рейсы. В итоге омичи, как и тысячи других соотечественников, «кукуют» в аэропортах без ночлега и с ограниченным питанием (о ситуации в Адлере см. предыдущий номер «БК»). Не позавидуешь людям, многие из которых возвращаются из отпусков, зачастую с детьми, которым в школу Может, авиаперевозчик – тоже жертва, попавшая в ножницы безумных цен на нефтепродукты и крайней прожорливости устаревшего летного парка? Ну это вряд ли, как говорил товарищ Сухов. Во-первых, хоть нынче керосин и дорог, цена одна для всех компаний. А ведь ни у «Аэрофлота», ни у «Сибири» пока, тьфу-тьфу, проблем не видно. И потом, звоночки-то давно звенели. Хотя бы вспомнить рейсы той же «Омскавиа», когда пассажиры омского рейса по пути в родной город были вынуждены приземляться в Томске. Подобные «сдвоенные с целью экономии» полеты случались и в обратном направлении – из наших краев в Москву. Кто-то судился, выигрывал, даже получал сумму в счет возмещения морального ущерба, но что это за досадные мелочи по сравнению с наполеоновскими планами авиаальянса! Умы будоражила сделка по покупке венгерского перевозчика Malev. Другими словами, вместо скучной наладки бизнес-процессов, борьбы с издержками, постепенной замены неэкономичных самолетов, оптимизации маршрутной сети с закрытием убыточных направлений, прочей рутины – «размахнись, рука, раззудись, плечо». Удивительно, как не посягнули на предбанкротную Alitalia, а там, глядишь, не замахнуться ли на Вильяма нашего, понимашь, Шекспира, то бишь какую-нибудь British airways. В общем, напоминает маленькую, но гордую птичку, попытавшуюся долететь до солнца, да подпалившую крылышки. Помнится, Шурику птичку было жалко. Ну, и альянс размерами не так и мал – третий федеральный игрок. Конечно, доля того, что звезды не сошлись, наверное, все же есть. Ведь предпринимательская деятельность предполагает и амбиции, и риск, да и в иных краях банкротства нередки. Но все же «у них», как правило, конкурируют внятные бизнес-модели. В тех же авиаперевозках традиционные концепции с едой-напитками на борту, посадками в центровых аэропортах ведут к глобальному укрупнению компаний, их применяющих. Плюс на них еще и профсоюзы давят. Национальная филиппинская авиакомпания исчезла после того, как профбоссы восстали против сокращения части работников и зарплат остающихся. И это в 90-е, при нефтяных ценах куда ниже нынешних! А в наши дни упомянутую Alitalia из-за их профсоюзов никто долго к рукам не мог прибрать. Однако потом все равно иностранцы поглотили. Не помог и Берлускони, взывавший к национальной гордости местных инвесторов в святом деле спасения апеннинского перевозчика. Получается, для традиционного перевозчика надо стать большим и бодаться с такими же большими во многом за счет экономии на масштабах. Но беда в том, что для России с почти отсутствующим средним классом и убывающим активным населением три большие традиционные авиакомпании – многовато будет! Вот Боливар и не выдержал… троих. Поэтому, стоило ли Air Union изначально выбирать такой путь – БОЛЬШОЙ вопрос. Иное дело – модель дискаунтера. Так на Западе именуют авиа-игроков, которые предлагают подчас рекордно низкие тарифы за счет отказа от кормежки на борту, посадок во второстепенных аэропортах, взимающих малые сборы, использования самолетов одного типа, что в свою очередь экономит на обслуживании техники. Так вот, для нашей просторной страны вообще, а Сибири особенно, нужны именно такие верткие и хваткие ребята. Причем и в этой нише можно выбирать. Есть совсем бюджетные варианты типа Germanwings или Rannair, но встречается и скромное обаяние буржуазии вроде Virgin Ричарда Брэнсона. Слушал я сэра Ричарда, который на инвестфоруме в весенней Москве заявил, что он заходит в Россию, и думал: «Ну вот и оттепель, полетаем!». Банкир и владелец трети «Аэрофлота» Александр Лебедев тоже грозился дискаунтер запустить. Но только правительство вместо того, чтобы расчистить поляну для новых частных игроков, решило поднять опять на крыло динозавра. Сначала стали заливать Air Union горючим из стратегического резерва. Допустим, это сделали, чтобы экстренно поднять впавшие в ступор самолеты. Причем федеральный министр транспорта Левитин доложил премьеру Путину, что во всем виноваты топливные цены (благо, что не Чубайс). А дальше благословили создание на базе альянса монстра (на треть больше «Аэрофлота») о трех головах. Госкорпорация «Ростехнологии», правительство Москвы и администрация Красноярского края соответственно. Свежо предание, да верится с трудом, что новообразование полетит резвее, чем раньше. Тем паче, что по всему средняя нефтяная цена в 2009 году будет долларов этак 120 за баррель. Поэтому эксперты предрекают авиаторам потери – летать меньше будут люди. К тому же нынешние 20-миллиардные долги. Но ничего, родное государство погасит. Как говорится, стабфонд большой, ему видней. Вариант – обанкротить должника, выведя самолеты и прочее имущество, и оставить с носом кредиторов. Можно также их ФАСом оглушить аль налоговой придушить, чтобы тихо сидели.Чт о же делать бедным пассажирам, которых неделями мариновали, при этом по какому-то приказу сверху не возвращали деньги за билеты, не селили никуда? Замдиректора «Омскавиа» в прошлом номере «БК» предложил сочинским сидельцам снимать квартиры, а потом взыскивать затраты через суд. Да только не каждый хозяин даст квартиранту документик для суда. И потом, нет у нас в законе такой вещи, как коллективные, или классовые, иски. (Словцо-то прям из политэкономии.) Тогда бы народ свои права всем миром защищал с подачи какой-нибудь нашенской Джулии Робертс, прям как в голливудском кино «Эрин Брокович». Нашлись бы и зубастые юристы, которые бы подмогли оттяпать денежек поболее. А так у нас и суммы нормальные за моральный вред все больше начальникам присуждают. В общем, расчет, что плюнут, разотрут, забудут. Вот скоро к нам в Омск приедет Вячеслав Полунин. Его Асисяй сказал бы: «Ни-и-и-зззя!» Ни-и-ззя забывать. А цивилизованно защищать свои гражданские права «Ззя!» Причем Закон при его недостатках – на стороне людей, а за такие ошибки надо платить. Поэтому все – в суд!
Если у вас есть что сказать с нашей «Трибуны» – звоните, пишите. «Трибуна» – площадка для самых острых и полемичных выступлений. Мнение авторов этой рубрики не всегда совпадает с позицией редакции.
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru