Александр Болштянский, доктор технических наук, профессор ОмГТУ, автор 165 запатентованных изобретений:
– Государственное участие в таких программах, безусловно, нужно, поскольку речь идет о государственных природных ресурсах. Только стоит заметить, что ставить целью программы получение патентов нелепо. Патент – это юридический документ, удостоверяющий, что некий автор придумал нечто такое, что еще никем не опубликовано. Причем нужно это кому-то или нет, целесообразно ли это использовать с экономической, экологической, нравственной и других точек зрения и насколько целесообразно, в патенте не указано.
Для того чтобы привлечь в отрасль предпринимателей, мало показать им какой-то патент, их как раз надо убедить в экономической целесообразности его использования. Разумнее было бы, наверное, объявить конкурс на лучший проект по технологии добычи, переработки и реализации сапропеля с призовым фондом в 20 миллионов рублей, которые и ушли на проект практически безрезультатно. В другом варианте можно было создать рабочую группу из представителей науки и бизнеса, которую возглавил бы представитель администрации области. Эта группа разбила бы проблему на составные части, составила смету и по каждой из них распределила обязанности.
Патент, вообще, это побочный продукт научного творчества, а не его цель. Поэтому программа, ориентированная на такой результат, провальна по определению. Сумма в 20 миллионов, на мой взгляд, достаточна для получения реальных результатов. По самим патентам ясности для меня нет. Если мы собираемся технологию применять у себя в области, то надобности в них нет, если продавать в России, то нужно получить российский патент, чтобы никто нашими результатами не воспользовался. А вот если мы собрались импортировать продукт, то здесь дело много сложнее и дороже, поскольку его следует запатентовать за границей. Если же разговор идет о фармакологии и медицине, проблема станет почти неразрешимой.
Кроме того, теоретически вывести из сапропеля какие-либо компоненты и составить формулу лекарственного средства – дело, с научной точки зрения, несложное. Проблема у нас всегда в технологичности массового производства. В принципе из морской воды можно золото добывать, и даже известно – как. Но себестоимость...
Программа «Омский сапропель» даже не провалена. Она просто не начиналась. Как это у нас обычно делается: деньги «попилили», и на этом бурный процесс постепенно затих. А между тем, сама мысль очень верная. Только впредь надо сначала обсудить все это с достаточно широким кругом ученых, определить научные задачи, а с патентовладением можно определиться каким-нибудь дополнительным протоколом.