жизнь как жизнь
№ 38(265) от 01.10.2008
Александр Филиппенко как Кащей, action man, бронтозавр, чтец и отец
Этого актера необязательно видеть, чтобы понять, кто на сцене. Достаточно слышать. Знаменитый голос с хрипотцой и интонации – практически классика. Голос Александра Филиппенко звучал и звучит со сцен лучших театров страны – театра на Таганке и театра им. Вахтангова, «Сатирикона» и Et Cetera... У него на счету более 60 фильмов и целая галерея злодейских образов – от Кащея Бессмертного и вора в законе Копченого до Азазелло и даже самой Смерти.
В Омск Филиппенко приехал с блестящим моно-спектаклем «Демарш энтузиастов», чтобы заразить публику духом 60-х и мастерски объединить в одно действо своих любимых авторов – Аксенова, Довлатова, Жванецкого, Высоцкого.
В Омск Филиппенко приехал с блестящим моно-спектаклем «Демарш энтузиастов», чтобы заразить публику духом 60-х и мастерски объединить в одно действо своих любимых авторов – Аксенова, Довлатова, Жванецкого, Высоцкого.
Александр Филиппенко |
Александру Филиппенко по зубам удержать настроение 800 зрителей Концертного зала. В одиночку. В течение двух часов. Без перерывов. И после этого он не выглядит выжатым как лимон и не отказывает корреспонденту «БК» в эксклюзивном интервью. Отхлебнув из чашки чая, актер удобно устраивается на диване в гримерке. Времени на общение не больше получаса – организаторы предупредили: для актера и его дочери Александры в одном из ресторанов уже заказан ужин. Кстати, дочь Филиппенко в этот вечер стояла
за режиссерским пультом. О ней разговор и начали.
– Александр Георгиевич, как получилось, что вы работаете с дочерью?
– Все началось с того, что я брал Александру, когда она была маленькой, в круиз по Черному морю. На теплоходе Одесса-Батуми-Одесса с Жванецким, Карцевым и другими актерами и юмористами выступал в культурной программе. А когда туризм стал развиваться, ездил в круизы вокруг Европы, и дальше – до Кубы. Как-то говорю ей: «Саша, ты же умеешь на своем плеере, знаешь, где там «play»… Ну подумай. Все мои тексты ты знаешь». Специального образования
у нее нет – недавно закончила МГИМО, специализация «Америка». Но 10% она свои получает!
– Значит, никого из детей вы не заставили идти по вашим стопам ?
– Нет, Сашенька никогда не рвалась в актрисы. С детства видела, как папе трудно приходится! Старшая дочь от первого брака Мария преподает латынь. Сын Паша закончил режиссуру музыкальных спектаклей при ГИТИСе. (Павел Филиппенко более известен как Паштет, солист альтернативной панк-группы F.A.Q. («Часто
Задаваемые Вопросы») – «БК».)
– А вы обсуждаете с семьей новые предложения о съемках
в кино, новые роли в театре? Полагаетесь на их мнение?
– Конечно! Моя супруга Марина, она же бывший телевизионный режиссер. Например, в фильме Снежкина «Брежнев» я категорически отказывался сниматься. Но когда сценарий прочитала Марина, она настояла: «Поезжай хотя бы на переговоры с режиссером!» Это оказался отличный опыт. Сотрудничать с молодежным театром «Практика» тоже мне посоветовала Марина. «Ну что ты со своим «Козлом на саксе» – у тебя же в зале одни старухи! А ты попробуй с молодой аудиторией!» И это, конечно, трудно. Меня ведь считают бронтозавром из прошлого века! – смеется актер. – Когда спрашивают, сколько вам лет… Я задумываюсь, если назвать эти цифры – это же кошмар! Я из прошлого века!
за режиссерским пультом. О ней разговор и начали.
– Александр Георгиевич, как получилось, что вы работаете с дочерью?
– Все началось с того, что я брал Александру, когда она была маленькой, в круиз по Черному морю. На теплоходе Одесса-Батуми-Одесса с Жванецким, Карцевым и другими актерами и юмористами выступал в культурной программе. А когда туризм стал развиваться, ездил в круизы вокруг Европы, и дальше – до Кубы. Как-то говорю ей: «Саша, ты же умеешь на своем плеере, знаешь, где там «play»… Ну подумай. Все мои тексты ты знаешь». Специального образования
у нее нет – недавно закончила МГИМО, специализация «Америка». Но 10% она свои получает!
– Значит, никого из детей вы не заставили идти по вашим стопам ?
– Нет, Сашенька никогда не рвалась в актрисы. С детства видела, как папе трудно приходится! Старшая дочь от первого брака Мария преподает латынь. Сын Паша закончил режиссуру музыкальных спектаклей при ГИТИСе. (Павел Филиппенко более известен как Паштет, солист альтернативной панк-группы F.A.Q. («Часто
Задаваемые Вопросы») – «БК».)
– А вы обсуждаете с семьей новые предложения о съемках
в кино, новые роли в театре? Полагаетесь на их мнение?
– Конечно! Моя супруга Марина, она же бывший телевизионный режиссер. Например, в фильме Снежкина «Брежнев» я категорически отказывался сниматься. Но когда сценарий прочитала Марина, она настояла: «Поезжай хотя бы на переговоры с режиссером!» Это оказался отличный опыт. Сотрудничать с молодежным театром «Практика» тоже мне посоветовала Марина. «Ну что ты со своим «Козлом на саксе» – у тебя же в зале одни старухи! А ты попробуй с молодой аудиторией!» И это, конечно, трудно. Меня ведь считают бронтозавром из прошлого века! – смеется актер. – Когда спрашивают, сколько вам лет… Я задумываюсь, если назвать эти цифры – это же кошмар! Я из прошлого века!
Александр Филиппенко с дочерью Александрой |
От «мыла» можно и не отмыться
– «Бедная Настя» – это был мой первый опыт. Знаете, для молодых актеров сериалы – это великое искушение, сложно отказаться. А ведь потом можно так вляпаться, что не отмыться. Мне повезло: я могу выбирать, могу отказываться. От современных «бандитских» сериалов, как правило, отказываюсь. Много предложений было – коррумпированных прокуроров каких-то...
– Вы устали от отрицательных героев?
– Да нет, не настолько устал... Важно, что таким героем движет, что его сжигает. Кащей Бессмертный, жаждущий обладать силой вселенской, или тот же Копченый, вор в законе, в «Приступить
к ликвидации», или Азазелло и Коровьев в «Мастере и Маргарите» – все они обрученные с идеей! Вот это для меня важно! Они движители, экшнмены. За эти роли мне не стыдно. Я очень счастлив, что участвовал в двух вариантах «Мастера и Маргариты» Юрия Кара
(в 1994 году – «БК») и Владимира Бортко (в 2005 – «БК»). Это мой Эверест!
– Рассказывают, Бортко пригласил вас на роль Азазелло, встретив на Патриарших прудах. Прямо мистика какая-то… Неужели это правда?
– Мы не были знакомы с Бортко. И действительно встретились на Патриарших прудах. Он приехал с оператором выбирать натуру. А я живу рядом и как раз показывал своему двоюродному брату и его друзьям булгаковские места. Его величество Случай играет в жизни актера немалую роль!
– Вы устали от отрицательных героев?
– Да нет, не настолько устал... Важно, что таким героем движет, что его сжигает. Кащей Бессмертный, жаждущий обладать силой вселенской, или тот же Копченый, вор в законе, в «Приступить
к ликвидации», или Азазелло и Коровьев в «Мастере и Маргарите» – все они обрученные с идеей! Вот это для меня важно! Они движители, экшнмены. За эти роли мне не стыдно. Я очень счастлив, что участвовал в двух вариантах «Мастера и Маргариты» Юрия Кара
(в 1994 году – «БК») и Владимира Бортко (в 2005 – «БК»). Это мой Эверест!
– Рассказывают, Бортко пригласил вас на роль Азазелло, встретив на Патриарших прудах. Прямо мистика какая-то… Неужели это правда?
– Мы не были знакомы с Бортко. И действительно встретились на Патриарших прудах. Он приехал с оператором выбирать натуру. А я живу рядом и как раз показывал своему двоюродному брату и его друзьям булгаковские места. Его величество Случай играет в жизни актера немалую роль!
«Ситкомы? Да мы это делали
40 лет назад!»
40 лет назад!»
– В каком фильме мы вас увидим в ближайшее время?
– Ой, это будет ситком. Может, потом и разговаривать со мной не будете (смеется). Это будет «Моя прекрасная няня». Седьмой сезон. Я играю отца няни Вики. Дома мы обязательно посоветовались – прошел такой малый совнарком. Этот телевизионный жанр напоминает сатирический театр миниатюр. Это же то, чем я занимался
в студенческом театре 40 лет назад! Все сделано по тем же законам. Текст писали ребята КВНщики, им я доверял. Хотя в «Одной ночи любви», где мы сыграли с Муравьевой, пытались написать что-то без американцев. И это была проблема. Технология мыльных опер очень определенная, точная, и не надо ее нарушать. Есть куча российских сериалов, написанных нашими сценаристами без присмотра, поэтому они такие неважнецкие.
– Жалели о несыгранных ролях? От какой отказались в последний раз?
– Мне, вахтанговскому актеру, жадному до разного стиля и жанра, всегда хочется чего-то нового. Михаил Александрович (Ульянов – прим. ред.) до последнего дня старался сниматься в разных фильмах. Но тоже тщательно отбирал. И мне всегда говорил: «Саша, очень внимательно следи!» Обычно ни о чем не жалею. Хотя нет, одно было жалко! Мне предлагали Кащея Бессмертного играть в детской сказке.
– И вы отказались?!
– Надо было сниматься на Норильском комбинате в плавильных цехах, а потом в чистом поле зимой! Холодно! (Смеется). Они меня долго искали, а потом нашли парня, который уже договорился в театре, освободил время. Пусть уже играет! Сказку, кажется, к Новому году готовят, с удовольствием посмотрю. Последнее предложение очень интересное – с Гафтом в постановке Виктюка. О чем еще можно мечтать?!
– Ой, это будет ситком. Может, потом и разговаривать со мной не будете (смеется). Это будет «Моя прекрасная няня». Седьмой сезон. Я играю отца няни Вики. Дома мы обязательно посоветовались – прошел такой малый совнарком. Этот телевизионный жанр напоминает сатирический театр миниатюр. Это же то, чем я занимался
в студенческом театре 40 лет назад! Все сделано по тем же законам. Текст писали ребята КВНщики, им я доверял. Хотя в «Одной ночи любви», где мы сыграли с Муравьевой, пытались написать что-то без американцев. И это была проблема. Технология мыльных опер очень определенная, точная, и не надо ее нарушать. Есть куча российских сериалов, написанных нашими сценаристами без присмотра, поэтому они такие неважнецкие.
– Жалели о несыгранных ролях? От какой отказались в последний раз?
– Мне, вахтанговскому актеру, жадному до разного стиля и жанра, всегда хочется чего-то нового. Михаил Александрович (Ульянов – прим. ред.) до последнего дня старался сниматься в разных фильмах. Но тоже тщательно отбирал. И мне всегда говорил: «Саша, очень внимательно следи!» Обычно ни о чем не жалею. Хотя нет, одно было жалко! Мне предлагали Кащея Бессмертного играть в детской сказке.
– И вы отказались?!
– Надо было сниматься на Норильском комбинате в плавильных цехах, а потом в чистом поле зимой! Холодно! (Смеется). Они меня долго искали, а потом нашли парня, который уже договорился в театре, освободил время. Пусть уже играет! Сказку, кажется, к Новому году готовят, с удовольствием посмотрю. Последнее предложение очень интересное – с Гафтом в постановке Виктюка. О чем еще можно мечтать?!
Выход на сцену –
как творожок с утра
как творожок с утра
– Между репетициями в театре, съемками в кино и гастролями находите время на отдых?
– Стараюсь организовать отдых себе самому. Ведь всех денег не заработать и всюду не успеть. Хобби нет… Все инструменты есть! Недавно на даче повесил полочку, и еще одна идея: по моему проекту поставить душевую кабину. А недавно пошли с дочкой и купили три или четыре таких приборчика: цветы с водой текущей. Сидишь и по-японски расслабляешься: смотришь на движение. Переключение. Хотя в голове постоянно проекты. Всегда надо задавать себе вопрос и отвечать на него: «Зачем ты выходишь на сцену? Зачем ты это делаешь?»
– И зачем же вы ездите по России с моноспектаклями?
– Эпоха Просвещения сидит в нас, шестидесятниках. Сцена – это не развлечение, сцена – это кафедра. Помните, так Гоголь сказал? Какая-то полуцитата Калягина висит в интернете, что, мол, Филиппенко театр не нужен и актеры не нужны. Я выхожу на сцену, чтобы быть в форме. Как старушка с утра покупает свежий творожок, так и мне нужно свежий номер готовить. И потом – это заработок...
– Если мы заговорили о финансах… Насколько сегодня востребованы Довлатов, Зощенко, Жванецкий?
– Только что приехали из зарубежных гастролей, были в Бельгии, в Антверпене, Гааге. Звонили из Бишкека. В России сегодня возобновили работу чтецкие отделы филармонии, а «продуктов»
у актеров нет. Меня приглашают в Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Воронеж… Когда мне сказали, что в Омске я буду выступать на сцене филармонии – я сразу согласился. Сюда уже натоптанная дорожка, здесь свой зритель. Как это ни странно, разговорный вечер просят даже ночные клубы! Я выступал в Москве, несколько раз в Днепропетровске. Правда, делаю поправку на аудиторию
и прошу, чтобы официанты не ходили во время выступления. Уже интересовался у организаторов, есть ли в Омске такие клубы…
– Стараюсь организовать отдых себе самому. Ведь всех денег не заработать и всюду не успеть. Хобби нет… Все инструменты есть! Недавно на даче повесил полочку, и еще одна идея: по моему проекту поставить душевую кабину. А недавно пошли с дочкой и купили три или четыре таких приборчика: цветы с водой текущей. Сидишь и по-японски расслабляешься: смотришь на движение. Переключение. Хотя в голове постоянно проекты. Всегда надо задавать себе вопрос и отвечать на него: «Зачем ты выходишь на сцену? Зачем ты это делаешь?»
– И зачем же вы ездите по России с моноспектаклями?
– Эпоха Просвещения сидит в нас, шестидесятниках. Сцена – это не развлечение, сцена – это кафедра. Помните, так Гоголь сказал? Какая-то полуцитата Калягина висит в интернете, что, мол, Филиппенко театр не нужен и актеры не нужны. Я выхожу на сцену, чтобы быть в форме. Как старушка с утра покупает свежий творожок, так и мне нужно свежий номер готовить. И потом – это заработок...
– Если мы заговорили о финансах… Насколько сегодня востребованы Довлатов, Зощенко, Жванецкий?
– Только что приехали из зарубежных гастролей, были в Бельгии, в Антверпене, Гааге. Звонили из Бишкека. В России сегодня возобновили работу чтецкие отделы филармонии, а «продуктов»
у актеров нет. Меня приглашают в Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Воронеж… Когда мне сказали, что в Омске я буду выступать на сцене филармонии – я сразу согласился. Сюда уже натоптанная дорожка, здесь свой зритель. Как это ни странно, разговорный вечер просят даже ночные клубы! Я выступал в Москве, несколько раз в Днепропетровске. Правда, делаю поправку на аудиторию
и прошу, чтобы официанты не ходили во время выступления. Уже интересовался у организаторов, есть ли в Омске такие клубы…
...закаливался по Иванову,
отшивался по «Левайсу»
отшивался по «Левайсу»
– Кстати, недавно вы отметили свой 64-й день рождения....
– Ой, «без цифр, без цифр – одни общие понятия»... Я не сторонник каких-то дней рождения... Мы уехали с супругой – отдыхали
в Хорватии.
– Читала, вы ведете здоровый образ жизни. Даже общались когда-то с Порфирием Ивановым, закаливались холодной водой, голодали…
– В маленковско-хрущевский период нас учили любить пионерский отряд, а не себя! Я бросил пить и курить, решил: все, хватит – еще много дел надо успеть, а это мешает. Еще бы зарядку с утра делать! Ездил как-то в Китай лечиться – вот там совсем другое отношение к здоровью. Здоровье – это умение слушать свой организм. И еще очень важно изнутри верить в то, что ты хочешь сделать. Если ты
в этом убежден – то полдела уже сделано.
– Кто занимается вашим гардеробом? ( я замечаю в гримерке модные в этом сезоне лаковые кроссовки.)
– Мы вместе с дочкой, – Филиппенко заметно оживает, становится еще динамичнее, эмоциональнее. – Когда приходим за рубежом в магазин, она говорит – вот это, вот это… О-о-о, какие у меня есть брюки! В Чикаго были с гастролями, дочь сказала: «Папа, надо вот эти рваные джинсы». И только я пришел в них в театр Маяковского – все отметили. А потом в АМЕДИА, где снимают сериалы, костюмер мне сказала: «Александр Георгиевич, за вами следят… Лейбл проверяют», – смеется. Я в свое время был стиляга и все знал, теперь – дочь. Это давняя история, когда Леша Козлов (создатель ансамбля «Арсенал», заложивший основы отечественного джаз-рока, типичный представитель культурного андеграунда сталинско-брежневских времен – «БК») отправил меня к одной молодой портнихе. За огромные деньги он достал джинсы «Левайс», мы распороли их, обливаясь слезами, разгладили, сделали лекала. И по ним мне сшили модные брюки из старых бархатных портьер. Я в них в театр на Таганке ходил.
– В вашем выступлении чувствуется огромная ностальгия
по шестидесятым…
– На это точно ответил Жванецкий: «Тогда мы жили лучше, хотя сама жизнь лучше сейчас!»
Справка
Пять лучших
фильмов
с Александром
Филиппенко:
фильмов
с Александром
Филиппенко:
«Мой друг
Иван Лапшин» –
1984 год
«Визит к Минотавру» – 1987 год
«Карьера Артуро Уи. Новая версия» –
1996 год
«Бедная Настя» – 2003 год
«Мастер и Маргарита» – 2004 год
Иван Лапшин» –
1984 год
«Визит к Минотавру» – 1987 год
«Карьера Артуро Уи. Новая версия» –
1996 год
«Бедная Настя» – 2003 год
«Мастер и Маргарита» – 2004 год
Наталья Данилова
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1207021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1018021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись993021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3005314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7231114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2465013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2768013 ноября 2024
Новости партнеров