Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Главная тема
№ 39(266) от 08.10.2008

"Возможность более эффективно использовать транспорт есть"

Получить подробные официальные комментарии властей на тему монетизации "БК" не удалось. Однако о работе, которую ведут чиновники в преддверии "часа Х", нам рассказал доцент ка­федры организации перевозок и управления на транспорте СибАДА, кандидат экономических наук Сергей Сорокин, ответственный за проведение исследований по заказу администрации города Омска.

 Сергей Сорокин

- С администрацией Омска наша академия сотрудничает уже давно. Продолжая эту деятельность, пять месяцев назад мы начали комплексные исследования состояния общественного транспорта в городе и возможности оптимизации его работы. Перед нами была поставлена задача создания маршрутной сети в условиях перехода на новые условия хозяйствования. То есть монетизации транспортных льгот и проведении конкурса на пассажирские маршрутные перевозки с участием как муниципальных предприятий, так и частных перевозчиков. Это в нашем городе уже новость.
Для подобных исследований давно существуют специальные утвержденные методики. Сбором данных занимались в основном студенты. Технология была довольно простой. Они садились в автобус в начале маршрута, пересчитывали пассажиров и отмечали время отправления. Затем на каждой остановке подсчитывали количество вышедших и прибывших пассажиров. И так до конца маршрута, где вновь отмечали время. Поскольку данные собирались в течение всего дня, обобщив их, мы получили в конце концов коэффициенты неравномерности по времени, наполняемости, перегонам и использования вместимости муниципальных автобусов. Интересно, что последний коэффициент равнялся всего 0,3. Он показал, что если взять среднее количество перевозок за весь день, то получится, что муниципальный транспорт как бы ездит заполненный меньше, чем на треть. Безусловно, эта цифра для каждого случая просто статистическая, но она показывает, что возможности для более эффективного использования общественного транспорта есть.
Сложнее оказалось с частным транспортом. Водители "Газелей" отказывались возить с неведомой целью бесплатных пассажиров, и, если не удавалось их уговорить, приходилось платить за проезд. Тем не менее данные были собраны и здесь.
Кроме этого, нужно было выяснить, кто же, собственно, пользуется общественным транспортом, каким и когда. Поскольку наибольший динамизм передвижения показывает работающее население, на предприятия города разослали анкеты, в которых нужно было указать способ передвижения на работу, вид транспорта, остановку отправления, наличие пересадок на каждого работника. Кроме того, мы собрали данные о топографическом характере расселения трудового населения, учащихся и пенсионеров, изучили пересадочность пассажиров общественного транспорта.
Для составления эффективной маршрутной сети очень важно исследовать пропускную способность главных узлов транспортных магистралей города. Учитывались их основные параметры: состояние и ширина, количество рядов движения, величина транспортного потока, способы регулирования и прочее. На основании всех этих данных мы приступили к составлению матрицы движения пассажиров в городском общественном транспорте. Причем для всех перевозчиков - и частных, и муниципальных.
По моим предположениям, монетизация в Омске будет проведена до конца текущего года. Разговоры об этом велись с 2005 года, но решение постоянно откладывалось по каким-то причинам. Сейчас, учитывая опыт других городов, сделано это будет введением социальных магнитных карт для льготников. Что касается маршруток, то, поскольку они осуществляют перевозки общего пользования, после монетизации транспортных льгот они, пройдя конкурс, будут обязаны возить и по магнитным картам. А вот для того, чтобы получать компенсацию за них, должны будут оборудовать свой транспорт терминалами.
Кроме того, монетизация упорядочит отношения между бюджетом и муниципальными автопредприятиями. Сейчас между ними идут бесконечные споры о количестве перевезенных льготников. Применение магнитных карт поможет решить этот вопрос раз и навсегда. По нашим данным, сейчас дотации из бюджета меньше той суммы, которую муниципальные перевозчики должны получать за льготников.
Кроме того, после введения магнитных карт их транспортная подвижность за счет исключения поездок без особой надобности уменьшится. Снизится от этого и заполняемость общественного транспорта. Но это при том условии, что карточки их будут лимитированы предельной суммой.
Оптимизация работы городского транспорта - дело сложное, поскольку динамика пассажиропотока очень сильно меняется и в течение суток, и в течение года. Преодолеть это обстоятельство можно только увеличением транспортных единиц в самые сложные часы суток или года. Уже сейчас часть автобусов работает с разрывом, то есть выезжает на маршруты только утром и вечером.
Наше исследование носит сложный, комплексный характер с учетом всех известных нам методик и факторов, влия­ющих на качество транспортного обслуживания. Работа такого рода проводилась в нашей стране впервые. Очень показательно, что администрация Омска, прежде чем принять решение, обратилась к ученым. Мы надеемся, что результаты наших исследований помогут улучшить работу общественного транспорта в городе и будут способствовать монетизации льгот, которая приведет в порядок денежные расчеты с перевозчиками.

Записал Михаил Бачурин
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru