Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
деньги. личный интерес
№ 43(270) от 05.11.2008

Ближняя копеечка дороже дальнего рубля

Почти половина россиян - 42% - убеждена: нынешний финансовый кризис в стране - явление временное, проявляться он будет локально в отдельных секторах экономики, а вообще, скоро все стабилизируется. Таковы итоги опубликованного опроса, который в середине октября провел "Левада-Центр". Выводы, вопреки мнениям разных экспертов, согласитесь, достаточно оптимистичные. Но вот парадокс: поведение самих россиян вовсе не адекватно высказанным ими же убеждениям. С конца сентября и по сей момент остро волнующим людей остается вопрос о их деньгах в банках.

 Людмила Погарская

Огромная часть населения с неподдельным интересом следит за сводками с финансовых полей. Впрочем, россияне здесь не являются инициаторами. Повышенное внимание к финансовой теме приобрело трансконтинентальный характер. Появилось даже сообщение, что в Германии в связи с этим резко поднялась популярность Маркса - его книги, особенно первый том "Капитала", просто сметают с полок: продажи возросли в 300 раз!
В сбившейся с привычного ритма обстановке люди хотят понять дальнейшее развитие событий, найти для себя правильную линию собственного поведения, чтобы обезопасить свои - большие или малые - сбережения.
Действительно, что им делать? Раскладывать накопленные деньги по "корзинам" - на разные вклады, в разные банки? Купить доллары и евро?
На мой взгляд, во время кризиса лучше - ничего не делать.
Каждый когда-то пришел в кредитное учреждение с одной целью - стать, хоть чуть-чуть, богаче, стабильнее, увереннее в завтрашнем дне. Могут ли сегодня банки, оказавшись в эпицентре сложных событий, поддерживать в своих клиентах те первоначальные устремления?
Думаю, что да. У большинства из них "за плечами" тяжелый, но драгоценный опыт выживания из финансового кризиса 1998 года. Он будет весьма кстати в нынешних, пусть и иных, условиях. Плюсом идет более оперативная и существенная, чем раньше, поддержка со стороны государства. Правда, деньги из центра до регионов еще не дошли. Да и четко прописанной процедуры их распределения, говорят в банках, нет пока даже на бумаге. Но важно, что они в принципе есть. И в наличии - тоже. Это обнадеживает.
Но в то же время удивляет дружная молчаливость банкиров. Лишь два-три руководителя выступили в местных печатных изданиях с более-менее откровенным разговором по поводу сегодняшних реалий на финансовом рынке вообще и в своих кредитных учреждениях в частности.
Рядовым специалистам, работающим в контактных зонах, похоже, запрещено пользоваться словом "кризис". Они, как и долгое время премьер Путин, предпочитают развертывающиеся по всему миру события называть пока сложными. Все правильно: не простые же! В одном из банков услышала весьма забавное объяснение ситуации, связанной с тем, что в банкомате не было денег:
- Да все это слухи. Кто-то не совсем умеет пользоваться карточкой, не так вставил, возникла у него проблема - и пошло!
Специалист вынужден был явно выкручиваться, не имея права называть вещи своими именами. Более грамотных, четких инструкций-памяток для персонала, что говорить и как на конкретные вопросы отвечать, подготовлено, очевидно, не было. Хотя это - обязательный атрибут корпоративного поведения в особых обстоятельствах.
А люди нуждаются сегодня в подробных разъяснениях ­финансистов, аргументированных комментариях, конкретных советах. Информации из первых уст. По опыту прежних кризисов известно, что нередко добрый, доверительный разговор с вкладчиком или клиентом, как говорится - глаза в глаза, снимал проблему.
Усугубляет, а подчас и откровенно создает напряженность в обществе так называемая конкурентная борьба. Известно, что один из омских филиалов весьма амбициозного банка уже выстроил целую стратегию своей деятельности во время кризиса. Пользуясь ужес­точением условий по кредитованию предприятий в большинстве банков, что сегодня вполне логично и разумно, он активно переманивает крупных клиентов к себе. При этом аргументирует такое "приглашение" не собственным аппетитом (волчьим или здоровым - кому как нравится), а слабостью и банкротством других игроков на рынке, что на деле вообще-то не соответствует действительности, но слухи, домыслы и круги по воде создает. Есть несколько других примеров, когда солидные кредитные учреждения своими звонками сбивали с толку и сеяли смуту у vip-вкладчиков других банков. Понятно, таким образом они заботились о развитии и усилении собственного бизнеса. Но пострадали от этого не только и не столько их конкуренты. Пострадали именно омичи, кинувшиеся в панике снимать вклады и деньги в банкоматах. Кстати, бумерангом это вернулось к тем, с кого началось. Засуетившиеся вкладчики одного банка всколыхнули и других - законы паники известны.
В последнем октябрьском номере одной из газет появился брос­кий заголовок "Омичи скупили все доллары". Автору было неважно, что ситуация и людьми, и банкирами уже пройдена - он об этом и сам пишет. И что носила она локальный характер - во времени и пространстве. Эффектная форма подачи материала оказалась дороже спокойствия сотен, а может, и тысяч людей, которые после прочтения наверняка вновь устремились покупать доллары. Кто пока еще раздумывает, сообщу, что достоверной информации о количестве проданной или купленной валюты в Омске ни этот журналист, никакой иной не мог получить за тот конкретный день или же на ту дату в течение октября ни из одного официального ­источника. Эти данные обобщает Главное управление Центрального банка России по Омской области и публикует ежеквартально в своем бюллетене. Замечу, что это учреждение отличается ну очень неболтливым характером. Что же касается газеты, то она откровенно сбивала своих читателей с толку.
Разумеется, не в малой степени развитие финансового сценария в нынешних обстоятельствах зависит и от самих людей - вкладчиков, клиентов банков. Взывать к их доверию было бы наивно. А вот к спокойствию, взвешенности, осмысленности, выверенности шагов - самое время. Не попадайтесь на удочку "жареных фактов", слухов от конкурентов, лучше задайте волнующий вас вопрос, что называется, в лоб своему банкиру. В условиях общей нестабильности, неясности, множества мнений и прогнозов вряд ли целесообразно делать именно теперь резкие движения: бегать из банка в банк, закрывать вклады, бесконечно менять валюту ради того, чтобы получить дополнительный доход. К слову, при любой валютно-обменной операции что-то теряется. Переведешь рубли в доллары, а потом эти же доллары - обратно в рубли, и у тебя уже не получится столько же рублей, сколько было изначально - их будет меньше, поскольку курсы продажи и покупки различаются.
Сегодня главное - не поддаваться панике.
И тогда больше вероятности сохранить то, что уже имеется.
Как говорит народная мудрость, ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru