Неблагодарное это дело - считать чужие деньги, но иногда приходится. Вообще, традиция составления рейтингов личных состояний идет из-за рубежа, но в последнее время она закрепилась и на российских просторах, несмотря на традиционное для россиян стремление избегать разговоров о размере собственного заработка, идущее еще с советских времен.
По стопам двум "Ф"
Навскидку вспоминаются ежегодный рейтинг миллиардеров от журнала Forbes, можно сказать, самое элитное и дорогое исследование подобного рода, и рейтинг богачей журнала "Финанс", который интересен в первую очередь большим количеством участников (топ-400 против топ-100 у Forbes). Настала пора и для рейтинга "Самые богатые жители города Омска", по версии "БК". Масштаб, конечно, будет уступать федеральному уровню, но исключительно масштаб (все-таки рейтинг локальный), а не технология составления.
Автомобиль - это не роскошь...
Суммы состояний, капиталов или богатств, называйте это как хотите (здесь и далее понятия будут использоваться в качестве синонимов), являются в известной степени виртуальными величинами. Как правило, за понятием "состояние" скрывается стоимость активов, которые контролирует предприниматель. Грубо говоря, это все, что генерирует денежный поток для своего владельца. А потому под понятие "капитал" не попадает жилая недвижимость, средства передвижения и прочие атрибуты благосостояния. Впрочем, в ряде случаев та же жилая недвижимость может выступать в качестве актива, но, как правило, когда она находится в качестве залога по кредиту, который бизнесмен взял на развитие бизнеса (на самом деле обычная история для малого бизнеса). Аналогичным образом следует отнестись и к средствам передвижения. Все коммерческие активы делятся на публичные и непубличные. Акции публичных компаний обращаются на фондовых рынках, и оценка их стоимости является простейшим делом: последняя котировка умножается на количество акций, полученная величина называется рыночной стоимостью (капитализацией) компании. С непубличными активами все обстоит сложнее: их надо оценить, что само по себе не является большой проблемой, вот только объем доступной информации (данные о финансовом положении компаний, данные бухгалтерской отчетности, распределение долей собственников и прочее) зачастую ограничен. При этом если с предприятиями, существующими в форме ОАО, особых проблем не возникает, потому что они обязаны публиковать данные о себе в открытых источниках, то с ЗАО, ООО и тем более ИП постоянно возникают сложности. Нельзя сказать, что эти данные являются коммерческой тайной, в случае данного рейтинга точно не являются, поскольку все цифры для анализа взяты из открытых источников (базы данных СКРИН, СПАРК-Интерфакс, статистических и налоговых служб Омска и Омской области) и не представляют секрета для интересующихся и умеющих искать граждан. Проще говоря, корреспонденты журнала "БК" не крались темной ночью под забором из колючей проволоки, не взламывали хитрые замки и несгораемые сейфы и не пытали представителей анализируемых фирм, а по крохам собирали информацию для рейтинга. Логично было бы отнести к активам денежные средства граждан, размещенные на депозите в банке или в чулке под подушкой, к тому же, в отличие от бизнеса или недвижимости, они обладают свойством абсолютной ликвидности (в ряде случаев срочной!), вот только узнать о размере этих активов чрезвычайно сложно. Тем не менее, некоторые цифры, относящиеся к данной категории, были учтены при составлении рейтинга. Также к категории активов можно отнести коммерческую недвижимость: во-первых, она генерирует денежный поток, во-вторых - имеет цену. Объекты недвижимости, как жилой, так и коммерческой, всегда можно обратить в деньги - продать или взять кредит под их залог. На фоне кризиса возникают определенные проблемы с ликвидностью, схожие проблемы имеют место и для бизнесов, но зачастую отклонения эти некритические, а большинство вопросов решаемо и упирается в цену.
По образу и подобию...
В задачу "БК" не входила покупка компаний или объектов недвижимости, а потому не было необходимости просматривать отчетность за последние годы, перебирать несколько методов оценки, обращаться к профессиональным оценщикам, изучать конъюнктуру рынка и отраслей и т.д., тем более объем данных заведомо не позволил бы проделать все указанные процедуры. Таким образом, необходим был достаточно простой, но вместе с тем общепризнанный и адекватный метод для оценки стоимости активов. Наименьшим из зол видится использование сравнительного анализа посредством отраслевых мультипликаторов. Ключевым оценочным коэффициентом выступил слегка модернизированный мультипликатор EV/S (стоимость бизнеса/выручка). Модернизация заключалась в вычитании из формулы размера чистого долга (задолженность по займам и кредитам минус денежные средства и их эквиваленты), что приводило мультипликатор в вид P/S (капитализация/выручка). Зная среднеотраслевое значение P/S и имея на руках данные о выручке компании, всегда можно получить искомое P, т.е. приблизительную оценку стоимости предприятия. Методика известная и довольно простая, но, к сожалению, не без изъяна: выручка не дает представления о рентабельности бизнеса, о его эффективности. Тем не менее, любой отчет о прибылях и убытках начинается строкой "Выручка от реализации товаров, продукции, услуг", а потому приблизительные оценки можно делать исходя из этого показателя. В конце концов, нахождение уровня ROI (отдачи на инвестиции или окупаемость инвестиций) для рейтинга совершенно непринципиально. В силу ограничений использования мультипликатора P/S в ряде случаев "показания приборов" проверялись с помощью родственного коэффициента P/E (капитализация/чистая прибыль). Однако и здесь не все так гладко, как хотелось бы. Хотя выручка предприятия и не дает представления о денежном потоке, на который может рассчитывать его владелец, она всегда является положительной величиной, следовательно, всегда есть цифры для сравнения, а вот показатель чистой прибыли часто оказывается ниже нулевой отметки, что делает невозможным какое-либо сравнение. Тем не менее, в тех случаях, когда это было возможно, оценка проводилась на основании обоих указанных мультипликаторов. Оценка недвижимости производилась исходя из среднерыночных цен на сопоставимые объекты. Достоверных данных об обременении объектов недвижимости залогом обнаружить не удалось, и ими решено было пренебречь. Это искажает данные оценки в сторону их некоторого завышения (именно поэтому в рейтинге довольно много рантье), но адекватного выхода из ситуации пока не удалось найти.
Ох ты доля, моя доля...
Основная проблема при составлении персонального рейтинга кроется не в методах оценки. Гораздо сложнее определить распределение долей в компании между ее совладельцами. Таким образом, даже оценив стоимость фирмы, не всегда можно установить, какая именно ее часть принадлежит той или иной персоне. По мере сил доли всех фигурантов рейтинга были проверены и прослежены по всей цепочке активов. Однако, к сожалению, по некоторым компаниям, в том числе и крупным, точные доли владельцев установить так и не удалось, в этих случаях мы пользовались оценками экспертов. По мере удаления от топ-10 рейтинга, точность его несколько снижается. Речь ни в коем случае не идет о качестве расчетов или уменьшении объемов информации - проблем достаточно и с верхними строчками рейтинга. Имеется в виду, что многие персоны остались за пределами списка по причине отсутствия достоверной информации по ним, а между тем часть из них могла бы попасть в рейтинг, вот только их имена попросту неизвестны общественности.
Нахимичили, построили и продали
Видится, что рейтинг получился вполне на хорошем уровне. Пусть читателя не смущают кажущаяся простота оценки и ряд допущений - любой крупный экономический журнал работает по схожей методике и сталкивается с теми же самыми препятствиями на своем пути. Впрочем, федеральный рейтинг делать легче, поскольку львиная доля упоминаемых в нем персон всегда находится на виду, а фигурирующие в нем компании настолько велики, что можно выбирать между официальными цифрами оценок, не прилагая самостоятельных усилий. Довольно много мест в рейтинге занимают представители нефтехимического бизнеса, розничной и оптовой торговли и строители. В общем, ничего удивительного, поскольку нефтехимии наш город обязан своим существованием. О перекосе в сторону торговли можно почитать в комментариях к рейтингу ста крупнейших компаний региона ("БК" №40 (317) от 21.10.2009). Что же касается строителей, то тут следует отметить уже упоминавшийся перекос в оценке, который несколько завышает стоимость объектов недвижимости, а также вертикальную интеграцию активов в этой отрасли: застройщик, проектировщик, подрядчик, девелопер и управляющая объектами недвижимости компания являются аффилированными лицами. Ничего криминального в такой цепочке нет, просто у собственников появляется возможность влиять на процесс строительства на всех этапах, а это несколько завышает конечную стоимость объектов и в свою очередь сказывается на процедуре оценки. Конечную оценку стоимости бизнеса может дать лишь профессиональный лицензированный оценщик (да и то она будет условной) либо сделка по продаже бизнеса. Рискнем предположить, что сами собственники не всегда знают о том, сколько стоит их бизнес. Представление, конечно же, имеют, но точно знать не знают. В общем, читайте, спорьте, завидуйте.
По стопам двум "Ф"
Навскидку вспоминаются ежегодный рейтинг миллиардеров от журнала Forbes, можно сказать, самое элитное и дорогое исследование подобного рода, и рейтинг богачей журнала "Финанс", который интересен в первую очередь большим количеством участников (топ-400 против топ-100 у Forbes). Настала пора и для рейтинга "Самые богатые жители города Омска", по версии "БК". Масштаб, конечно, будет уступать федеральному уровню, но исключительно масштаб (все-таки рейтинг локальный), а не технология составления.
Автомобиль - это не роскошь...
Суммы состояний, капиталов или богатств, называйте это как хотите (здесь и далее понятия будут использоваться в качестве синонимов), являются в известной степени виртуальными величинами. Как правило, за понятием "состояние" скрывается стоимость активов, которые контролирует предприниматель. Грубо говоря, это все, что генерирует денежный поток для своего владельца. А потому под понятие "капитал" не попадает жилая недвижимость, средства передвижения и прочие атрибуты благосостояния. Впрочем, в ряде случаев та же жилая недвижимость может выступать в качестве актива, но, как правило, когда она находится в качестве залога по кредиту, который бизнесмен взял на развитие бизнеса (на самом деле обычная история для малого бизнеса). Аналогичным образом следует отнестись и к средствам передвижения. Все коммерческие активы делятся на публичные и непубличные. Акции публичных компаний обращаются на фондовых рынках, и оценка их стоимости является простейшим делом: последняя котировка умножается на количество акций, полученная величина называется рыночной стоимостью (капитализацией) компании. С непубличными активами все обстоит сложнее: их надо оценить, что само по себе не является большой проблемой, вот только объем доступной информации (данные о финансовом положении компаний, данные бухгалтерской отчетности, распределение долей собственников и прочее) зачастую ограничен. При этом если с предприятиями, существующими в форме ОАО, особых проблем не возникает, потому что они обязаны публиковать данные о себе в открытых источниках, то с ЗАО, ООО и тем более ИП постоянно возникают сложности. Нельзя сказать, что эти данные являются коммерческой тайной, в случае данного рейтинга точно не являются, поскольку все цифры для анализа взяты из открытых источников (базы данных СКРИН, СПАРК-Интерфакс, статистических и налоговых служб Омска и Омской области) и не представляют секрета для интересующихся и умеющих искать граждан. Проще говоря, корреспонденты журнала "БК" не крались темной ночью под забором из колючей проволоки, не взламывали хитрые замки и несгораемые сейфы и не пытали представителей анализируемых фирм, а по крохам собирали информацию для рейтинга. Логично было бы отнести к активам денежные средства граждан, размещенные на депозите в банке или в чулке под подушкой, к тому же, в отличие от бизнеса или недвижимости, они обладают свойством абсолютной ликвидности (в ряде случаев срочной!), вот только узнать о размере этих активов чрезвычайно сложно. Тем не менее, некоторые цифры, относящиеся к данной категории, были учтены при составлении рейтинга. Также к категории активов можно отнести коммерческую недвижимость: во-первых, она генерирует денежный поток, во-вторых - имеет цену. Объекты недвижимости, как жилой, так и коммерческой, всегда можно обратить в деньги - продать или взять кредит под их залог. На фоне кризиса возникают определенные проблемы с ликвидностью, схожие проблемы имеют место и для бизнесов, но зачастую отклонения эти некритические, а большинство вопросов решаемо и упирается в цену.
По образу и подобию...
В задачу "БК" не входила покупка компаний или объектов недвижимости, а потому не было необходимости просматривать отчетность за последние годы, перебирать несколько методов оценки, обращаться к профессиональным оценщикам, изучать конъюнктуру рынка и отраслей и т.д., тем более объем данных заведомо не позволил бы проделать все указанные процедуры. Таким образом, необходим был достаточно простой, но вместе с тем общепризнанный и адекватный метод для оценки стоимости активов. Наименьшим из зол видится использование сравнительного анализа посредством отраслевых мультипликаторов. Ключевым оценочным коэффициентом выступил слегка модернизированный мультипликатор EV/S (стоимость бизнеса/выручка). Модернизация заключалась в вычитании из формулы размера чистого долга (задолженность по займам и кредитам минус денежные средства и их эквиваленты), что приводило мультипликатор в вид P/S (капитализация/выручка). Зная среднеотраслевое значение P/S и имея на руках данные о выручке компании, всегда можно получить искомое P, т.е. приблизительную оценку стоимости предприятия. Методика известная и довольно простая, но, к сожалению, не без изъяна: выручка не дает представления о рентабельности бизнеса, о его эффективности. Тем не менее, любой отчет о прибылях и убытках начинается строкой "Выручка от реализации товаров, продукции, услуг", а потому приблизительные оценки можно делать исходя из этого показателя. В конце концов, нахождение уровня ROI (отдачи на инвестиции или окупаемость инвестиций) для рейтинга совершенно непринципиально. В силу ограничений использования мультипликатора P/S в ряде случаев "показания приборов" проверялись с помощью родственного коэффициента P/E (капитализация/чистая прибыль). Однако и здесь не все так гладко, как хотелось бы. Хотя выручка предприятия и не дает представления о денежном потоке, на который может рассчитывать его владелец, она всегда является положительной величиной, следовательно, всегда есть цифры для сравнения, а вот показатель чистой прибыли часто оказывается ниже нулевой отметки, что делает невозможным какое-либо сравнение. Тем не менее, в тех случаях, когда это было возможно, оценка проводилась на основании обоих указанных мультипликаторов. Оценка недвижимости производилась исходя из среднерыночных цен на сопоставимые объекты. Достоверных данных об обременении объектов недвижимости залогом обнаружить не удалось, и ими решено было пренебречь. Это искажает данные оценки в сторону их некоторого завышения (именно поэтому в рейтинге довольно много рантье), но адекватного выхода из ситуации пока не удалось найти.
Ох ты доля, моя доля...
Основная проблема при составлении персонального рейтинга кроется не в методах оценки. Гораздо сложнее определить распределение долей в компании между ее совладельцами. Таким образом, даже оценив стоимость фирмы, не всегда можно установить, какая именно ее часть принадлежит той или иной персоне. По мере сил доли всех фигурантов рейтинга были проверены и прослежены по всей цепочке активов. Однако, к сожалению, по некоторым компаниям, в том числе и крупным, точные доли владельцев установить так и не удалось, в этих случаях мы пользовались оценками экспертов. По мере удаления от топ-10 рейтинга, точность его несколько снижается. Речь ни в коем случае не идет о качестве расчетов или уменьшении объемов информации - проблем достаточно и с верхними строчками рейтинга. Имеется в виду, что многие персоны остались за пределами списка по причине отсутствия достоверной информации по ним, а между тем часть из них могла бы попасть в рейтинг, вот только их имена попросту неизвестны общественности.
Нахимичили, построили и продали
Видится, что рейтинг получился вполне на хорошем уровне. Пусть читателя не смущают кажущаяся простота оценки и ряд допущений - любой крупный экономический журнал работает по схожей методике и сталкивается с теми же самыми препятствиями на своем пути. Впрочем, федеральный рейтинг делать легче, поскольку львиная доля упоминаемых в нем персон всегда находится на виду, а фигурирующие в нем компании настолько велики, что можно выбирать между официальными цифрами оценок, не прилагая самостоятельных усилий. Довольно много мест в рейтинге занимают представители нефтехимического бизнеса, розничной и оптовой торговли и строители. В общем, ничего удивительного, поскольку нефтехимии наш город обязан своим существованием. О перекосе в сторону торговли можно почитать в комментариях к рейтингу ста крупнейших компаний региона ("БК" №40 (317) от 21.10.2009). Что же касается строителей, то тут следует отметить уже упоминавшийся перекос в оценке, который несколько завышает стоимость объектов недвижимости, а также вертикальную интеграцию активов в этой отрасли: застройщик, проектировщик, подрядчик, девелопер и управляющая объектами недвижимости компания являются аффилированными лицами. Ничего криминального в такой цепочке нет, просто у собственников появляется возможность влиять на процесс строительства на всех этапах, а это несколько завышает конечную стоимость объектов и в свою очередь сказывается на процедуре оценки. Конечную оценку стоимости бизнеса может дать лишь профессиональный лицензированный оценщик (да и то она будет условной) либо сделка по продаже бизнеса. Рискнем предположить, что сами собственники не всегда знают о том, сколько стоит их бизнес. Представление, конечно же, имеют, но точно знать не знают. В общем, читайте, спорьте, завидуйте.
По стопам двум "Ф"
Навскидку вспоминаются ежегодный рейтинг миллиардеров от журнала Forbes, можно сказать, самое элитное и дорогое исследование подобного рода, и рейтинг богачей журнала "Финанс", который интересен в первую очередь большим количеством участников (топ-400 против топ-100 у Forbes). Настала пора и для рейтинга "Самые богатые жители города Омска", по версии "БК". Масштаб, конечно, будет уступать федеральному уровню, но исключительно масштаб (все-таки рейтинг локальный), а не технология составления.
Автомобиль - это не роскошь...
Суммы состояний, капиталов или богатств, называйте это как хотите (здесь и далее понятия будут использоваться в качестве синонимов), являются в известной степени виртуальными величинами. Как правило, за понятием "состояние" скрывается стоимость активов, которые контролирует предприниматель. Грубо говоря, это все, что генерирует денежный поток для своего владельца. А потому под понятие "капитал" не попадает жилая недвижимость, средства передвижения и прочие атрибуты благосостояния. Впрочем, в ряде случаев та же жилая недвижимость может выступать в качестве актива, но, как правило, когда она находится в качестве залога по кредиту, который бизнесмен взял на развитие бизнеса (на самом деле обычная история для малого бизнеса). Аналогичным образом следует отнестись и к средствам передвижения. Все коммерческие активы делятся на публичные и непубличные. Акции публичных компаний обращаются на фондовых рынках, и оценка их стоимости является простейшим делом: последняя котировка умножается на количество акций, полученная величина называется рыночной стоимостью (капитализацией) компании. С непубличными активами все обстоит сложнее: их надо оценить, что само по себе не является большой проблемой, вот только объем доступной информации (данные о финансовом положении компаний, данные бухгалтерской отчетности, распределение долей собственников и прочее) зачастую ограничен. При этом если с предприятиями, существующими в форме ОАО, особых проблем не возникает, потому что они обязаны публиковать данные о себе в открытых источниках, то с ЗАО, ООО и тем более ИП постоянно возникают сложности. Нельзя сказать, что эти данные являются коммерческой тайной, в случае данного рейтинга точно не являются, поскольку все цифры для анализа взяты из открытых источников (базы данных СКРИН, СПАРК-Интерфакс, статистических и налоговых служб Омска и Омской области) и не представляют секрета для интересующихся и умеющих искать граждан. Проще говоря, корреспонденты журнала "БК" не крались темной ночью под забором из колючей проволоки, не взламывали хитрые замки и несгораемые сейфы и не пытали представителей анализируемых фирм, а по крохам собирали информацию для рейтинга. Логично было бы отнести к активам денежные средства граждан, размещенные на депозите в банке или в чулке под подушкой, к тому же, в отличие от бизнеса или недвижимости, они обладают свойством абсолютной ликвидности (в ряде случаев срочной!), вот только узнать о размере этих активов чрезвычайно сложно. Тем не менее, некоторые цифры, относящиеся к данной категории, были учтены при составлении рейтинга. Также к категории активов можно отнести коммерческую недвижимость: во-первых, она генерирует денежный поток, во-вторых - имеет цену. Объекты недвижимости, как жилой, так и коммерческой, всегда можно обратить в деньги - продать или взять кредит под их залог. На фоне кризиса возникают определенные проблемы с ликвидностью, схожие проблемы имеют место и для бизнесов, но зачастую отклонения эти некритические, а большинство вопросов решаемо и упирается в цену.
По образу и подобию...
В задачу "БК" не входила покупка компаний или объектов недвижимости, а потому не было необходимости просматривать отчетность за последние годы, перебирать несколько методов оценки, обращаться к профессиональным оценщикам, изучать конъюнктуру рынка и отраслей и т.д., тем более объем данных заведомо не позволил бы проделать все указанные процедуры. Таким образом, необходим был достаточно простой, но вместе с тем общепризнанный и адекватный метод для оценки стоимости активов. Наименьшим из зол видится использование сравнительного анализа посредством отраслевых мультипликаторов. Ключевым оценочным коэффициентом выступил слегка модернизированный мультипликатор EV/S (стоимость бизнеса/выручка). Модернизация заключалась в вычитании из формулы размера чистого долга (задолженность по займам и кредитам минус денежные средства и их эквиваленты), что приводило мультипликатор в вид P/S (капитализация/выручка). Зная среднеотраслевое значение P/S и имея на руках данные о выручке компании, всегда можно получить искомое P, т.е. приблизительную оценку стоимости предприятия. Методика известная и довольно простая, но, к сожалению, не без изъяна: выручка не дает представления о рентабельности бизнеса, о его эффективности. Тем не менее, любой отчет о прибылях и убытках начинается строкой "Выручка от реализации товаров, продукции, услуг", а потому приблизительные оценки можно делать исходя из этого показателя. В конце концов, нахождение уровня ROI (отдачи на инвестиции или окупаемость инвестиций) для рейтинга совершенно непринципиально. В силу ограничений использования мультипликатора P/S в ряде случаев "показания приборов" проверялись с помощью родственного коэффициента P/E (капитализация/чистая прибыль). Однако и здесь не все так гладко, как хотелось бы. Хотя выручка предприятия и не дает представления о денежном потоке, на который может рассчитывать его владелец, она всегда является положительной величиной, следовательно, всегда есть цифры для сравнения, а вот показатель чистой прибыли часто оказывается ниже нулевой отметки, что делает невозможным какое-либо сравнение. Тем не менее, в тех случаях, когда это было возможно, оценка проводилась на основании обоих указанных мультипликаторов. Оценка недвижимости производилась исходя из среднерыночных цен на сопоставимые объекты. Достоверных данных об обременении объектов недвижимости залогом обнаружить не удалось, и ими решено было пренебречь. Это искажает данные оценки в сторону их некоторого завышения (именно поэтому в рейтинге довольно много рантье), но адекватного выхода из ситуации пока не удалось найти.
Ох ты доля, моя доля...
Основная проблема при составлении персонального рейтинга кроется не в методах оценки. Гораздо сложнее определить распределение долей в компании между ее совладельцами. Таким образом, даже оценив стоимость фирмы, не всегда можно установить, какая именно ее часть принадлежит той или иной персоне. По мере сил доли всех фигурантов рейтинга были проверены и прослежены по всей цепочке активов. Однако, к сожалению, по некоторым компаниям, в том числе и крупным, точные доли владельцев установить так и не удалось, в этих случаях мы пользовались оценками экспертов. По мере удаления от топ-10 рейтинга, точность его несколько снижается. Речь ни в коем случае не идет о качестве расчетов или уменьшении объемов информации - проблем достаточно и с верхними строчками рейтинга. Имеется в виду, что многие персоны остались за пределами списка по причине отсутствия достоверной информации по ним, а между тем часть из них могла бы попасть в рейтинг, вот только их имена попросту неизвестны общественности.
Нахимичили, построили и продали
Видится, что рейтинг получился вполне на хорошем уровне. Пусть читателя не смущают кажущаяся простота оценки и ряд допущений - любой крупный экономический журнал работает по схожей методике и сталкивается с теми же самыми препятствиями на своем пути. Впрочем, федеральный рейтинг делать легче, поскольку львиная доля упоминаемых в нем персон всегда находится на виду, а фигурирующие в нем компании настолько велики, что можно выбирать между официальными цифрами оценок, не прилагая самостоятельных усилий. Довольно много мест в рейтинге занимают представители нефтехимического бизнеса, розничной и оптовой торговли и строители. В общем, ничего удивительного, поскольку нефтехимии наш город обязан своим существованием. О перекосе в сторону торговли можно почитать в комментариях к рейтингу ста крупнейших компаний региона ("БК" №40 (317) от 21.10.2009). Что же касается строителей, то тут следует отметить уже упоминавшийся перекос в оценке, который несколько завышает стоимость объектов недвижимости, а также вертикальную интеграцию активов в этой отрасли: застройщик, проектировщик, подрядчик, девелопер и управляющая объектами недвижимости компания являются аффилированными лицами. Ничего криминального в такой цепочке нет, просто у собственников появляется возможность влиять на процесс строительства на всех этапах, а это несколько завышает конечную стоимость объектов и в свою очередь сказывается на процедуре оценки. Конечную оценку стоимости бизнеса может дать лишь профессиональный лицензированный оценщик (да и то она будет условной) либо сделка по продаже бизнеса. Рискнем предположить, что сами собственники не всегда знают о том, сколько стоит их бизнес. Представление, конечно же, имеют, но точно знать не знают. В общем, читайте, спорьте, завидуйте.
По стопам двум "Ф"
Навскидку вспоминаются ежегодный рейтинг миллиардеров от журнала Forbes, можно сказать, самое элитное и дорогое исследование подобного рода, и рейтинг богачей журнала "Финанс", который интересен в первую очередь большим количеством участников (топ-400 против топ-100 у Forbes). Настала пора и для рейтинга "Самые богатые жители города Омска", по версии "БК". Масштаб, конечно, будет уступать федеральному уровню, но исключительно масштаб (все-таки рейтинг локальный), а не технология составления.
Автомобиль - это не роскошь...
Суммы состояний, капиталов или богатств, называйте это как хотите (здесь и далее понятия будут использоваться в качестве синонимов), являются в известной степени виртуальными величинами. Как правило, за понятием "состояние" скрывается стоимость активов, которые контролирует предприниматель. Грубо говоря, это все, что генерирует денежный поток для своего владельца. А потому под понятие "капитал" не попадает жилая недвижимость, средства передвижения и прочие атрибуты благосостояния. Впрочем, в ряде случаев та же жилая недвижимость может выступать в качестве актива, но, как правило, когда она находится в качестве залога по кредиту, который бизнесмен взял на развитие бизнеса (на самом деле обычная история для малого бизнеса). Аналогичным образом следует отнестись и к средствам передвижения. Все коммерческие активы делятся на публичные и непубличные. Акции публичных компаний обращаются на фондовых рынках, и оценка их стоимости является простейшим делом: последняя котировка умножается на количество акций, полученная величина называется рыночной стоимостью (капитализацией) компании. С непубличными активами все обстоит сложнее: их надо оценить, что само по себе не является большой проблемой, вот только объем доступной информации (данные о финансовом положении компаний, данные бухгалтерской отчетности, распределение долей собственников и прочее) зачастую ограничен. При этом если с предприятиями, существующими в форме ОАО, особых проблем не возникает, потому что они обязаны публиковать данные о себе в открытых источниках, то с ЗАО, ООО и тем более ИП постоянно возникают сложности. Нельзя сказать, что эти данные являются коммерческой тайной, в случае данного рейтинга точно не являются, поскольку все цифры для анализа взяты из открытых источников (базы данных СКРИН, СПАРК-Интерфакс, статистических и налоговых служб Омска и Омской области) и не представляют секрета для интересующихся и умеющих искать граждан. Проще говоря, корреспонденты журнала "БК" не крались темной ночью под забором из колючей проволоки, не взламывали хитрые замки и несгораемые сейфы и не пытали представителей анализируемых фирм, а по крохам собирали информацию для рейтинга. Логично было бы отнести к активам денежные средства граждан, размещенные на депозите в банке или в чулке под подушкой, к тому же, в отличие от бизнеса или недвижимости, они обладают свойством абсолютной ликвидности (в ряде случаев срочной!), вот только узнать о размере этих активов чрезвычайно сложно. Тем не менее, некоторые цифры, относящиеся к данной категории, были учтены при составлении рейтинга. Также к категории активов можно отнести коммерческую недвижимость: во-первых, она генерирует денежный поток, во-вторых - имеет цену. Объекты недвижимости, как жилой, так и коммерческой, всегда можно обратить в деньги - продать или взять кредит под их залог. На фоне кризиса возникают определенные проблемы с ликвидностью, схожие проблемы имеют место и для бизнесов, но зачастую отклонения эти некритические, а большинство вопросов решаемо и упирается в цену.
По образу и подобию...
В задачу "БК" не входила покупка компаний или объектов недвижимости, а потому не было необходимости просматривать отчетность за последние годы, перебирать несколько методов оценки, обращаться к профессиональным оценщикам, изучать конъюнктуру рынка и отраслей и т.д., тем более объем данных заведомо не позволил бы проделать все указанные процедуры. Таким образом, необходим был достаточно простой, но вместе с тем общепризнанный и адекватный метод для оценки стоимости активов. Наименьшим из зол видится использование сравнительного анализа посредством отраслевых мультипликаторов. Ключевым оценочным коэффициентом выступил слегка модернизированный мультипликатор EV/S (стоимость бизнеса/выручка). Модернизация заключалась в вычитании из формулы размера чистого долга (задолженность по займам и кредитам минус денежные средства и их эквиваленты), что приводило мультипликатор в вид P/S (капитализация/выручка). Зная среднеотраслевое значение P/S и имея на руках данные о выручке компании, всегда можно получить искомое P, т.е. приблизительную оценку стоимости предприятия. Методика известная и довольно простая, но, к сожалению, не без изъяна: выручка не дает представления о рентабельности бизнеса, о его эффективности. Тем не менее, любой отчет о прибылях и убытках начинается строкой "Выручка от реализации товаров, продукции, услуг", а потому приблизительные оценки можно делать исходя из этого показателя. В конце концов, нахождение уровня ROI (отдачи на инвестиции или окупаемость инвестиций) для рейтинга совершенно непринципиально. В силу ограничений использования мультипликатора P/S в ряде случаев "показания приборов" проверялись с помощью родственного коэффициента P/E (капитализация/чистая прибыль). Однако и здесь не все так гладко, как хотелось бы. Хотя выручка предприятия и не дает представления о денежном потоке, на который может рассчитывать его владелец, она всегда является положительной величиной, следовательно, всегда есть цифры для сравнения, а вот показатель чистой прибыли часто оказывается ниже нулевой отметки, что делает невозможным какое-либо сравнение. Тем не менее, в тех случаях, когда это было возможно, оценка проводилась на основании обоих указанных мультипликаторов. Оценка недвижимости производилась исходя из среднерыночных цен на сопоставимые объекты. Достоверных данных об обременении объектов недвижимости залогом обнаружить не удалось, и ими решено было пренебречь. Это искажает данные оценки в сторону их некоторого завышения (именно поэтому в рейтинге довольно много рантье), но адекватного выхода из ситуации пока не удалось найти.
Ох ты доля, моя доля...
Основная проблема при составлении персонального рейтинга кроется не в методах оценки. Гораздо сложнее определить распределение долей в компании между ее совладельцами. Таким образом, даже оценив стоимость фирмы, не всегда можно установить, какая именно ее часть принадлежит той или иной персоне. По мере сил доли всех фигурантов рейтинга были проверены и прослежены по всей цепочке активов. Однако, к сожалению, по некоторым компаниям, в том числе и крупным, точные доли владельцев установить так и не удалось, в этих случаях мы пользовались оценками экспертов. По мере удаления от топ-10 рейтинга, точность его несколько снижается. Речь ни в коем случае не идет о качестве расчетов или уменьшении объемов информации - проблем достаточно и с верхними строчками рейтинга. Имеется в виду, что многие персоны остались за пределами списка по причине отсутствия достоверной информации по ним, а между тем часть из них могла бы попасть в рейтинг, вот только их имена попросту неизвестны общественности.
Нахимичили, построили и продали
Видится, что рейтинг получился вполне на хорошем уровне. Пусть читателя не смущают кажущаяся простота оценки и ряд допущений - любой крупный экономический журнал работает по схожей методике и сталкивается с теми же самыми препятствиями на своем пути. Впрочем, федеральный рейтинг делать легче, поскольку львиная доля упоминаемых в нем персон всегда находится на виду, а фигурирующие в нем компании настолько велики, что можно выбирать между официальными цифрами оценок, не прилагая самостоятельных усилий. Довольно много мест в рейтинге занимают представители нефтехимического бизнеса, розничной и оптовой торговли и строители. В общем, ничего удивительного, поскольку нефтехимии наш город обязан своим существованием. О перекосе в сторону торговли можно почитать в комментариях к рейтингу ста крупнейших компаний региона ("БК" №40 (317) от 21.10.2009). Что же касается строителей, то тут следует отметить уже упоминавшийся перекос в оценке, который несколько завышает стоимость объектов недвижимости, а также вертикальную интеграцию активов в этой отрасли: застройщик, проектировщик, подрядчик, девелопер и управляющая объектами недвижимости компания являются аффилированными лицами. Ничего криминального в такой цепочке нет, просто у собственников появляется возможность влиять на процесс строительства на всех этапах, а это несколько завышает конечную стоимость объектов и в свою очередь сказывается на процедуре оценки. Конечную оценку стоимости бизнеса может дать лишь профессиональный лицензированный оценщик (да и то она будет условной) либо сделка по продаже бизнеса. Рискнем предположить, что сами собственники не всегда знают о том, сколько стоит их бизнес. Представление, конечно же, имеют, но точно знать не знают. В общем, читайте, спорьте, завидуйте.
По стопам двум "Ф"
Навскидку вспоминаются ежегодный рейтинг миллиардеров от журнала Forbes, можно сказать, самое элитное и дорогое исследование подобного рода, и рейтинг богачей журнала "Финанс", который интересен в первую очередь большим количеством участников (топ-400 против топ-100 у Forbes). Настала пора и для рейтинга "Самые богатые жители города Омска", по версии "БК". Масштаб, конечно, будет уступать федеральному уровню, но исключительно масштаб (все-таки рейтинг локальный), а не технология составления.
Автомобиль - это не роскошь...
Суммы состояний, капиталов или богатств, называйте это как хотите (здесь и далее понятия будут использоваться в качестве синонимов), являются в известной степени виртуальными величинами. Как правило, за понятием "состояние" скрывается стоимость активов, которые контролирует предприниматель. Грубо говоря, это все, что генерирует денежный поток для своего владельца. А потому под понятие "капитал" не попадает жилая недвижимость, средства передвижения и прочие атрибуты благосостояния. Впрочем, в ряде случаев та же жилая недвижимость может выступать в качестве актива, но, как правило, когда она находится в качестве залога по кредиту, который бизнесмен взял на развитие бизнеса (на самом деле обычная история для малого бизнеса). Аналогичным образом следует отнестись и к средствам передвижения. Все коммерческие активы делятся на публичные и непубличные. Акции публичных компаний обращаются на фондовых рынках, и оценка их стоимости является простейшим делом: последняя котировка умножается на количество акций, полученная величина называется рыночной стоимостью (капитализацией) компании. С непубличными активами все обстоит сложнее: их надо оценить, что само по себе не является большой проблемой, вот только объем доступной информации (данные о финансовом положении компаний, данные бухгалтерской отчетности, распределение долей собственников и прочее) зачастую ограничен. При этом если с предприятиями, существующими в форме ОАО, особых проблем не возникает, потому что они обязаны публиковать данные о себе в открытых источниках, то с ЗАО, ООО и тем более ИП постоянно возникают сложности. Нельзя сказать, что эти данные являются коммерческой тайной, в случае данного рейтинга точно не являются, поскольку все цифры для анализа взяты из открытых источников (базы данных СКРИН, СПАРК-Интерфакс, статистических и налоговых служб Омска и Омской области) и не представляют секрета для интересующихся и умеющих искать граждан. Проще говоря, корреспонденты журнала "БК" не крались темной ночью под забором из колючей проволоки, не взламывали хитрые замки и несгораемые сейфы и не пытали представителей анализируемых фирм, а по крохам собирали информацию для рейтинга. Логично было бы отнести к активам денежные средства граждан, размещенные на депозите в банке или в чулке под подушкой, к тому же, в отличие от бизнеса или недвижимости, они обладают свойством абсолютной ликвидности (в ряде случаев срочной!), вот только узнать о размере этих активов чрезвычайно сложно. Тем не менее, некоторые цифры, относящиеся к данной категории, были учтены при составлении рейтинга. Также к категории активов можно отнести коммерческую недвижимость: во-первых, она генерирует денежный поток, во-вторых - имеет цену. Объекты недвижимости, как жилой, так и коммерческой, всегда можно обратить в деньги - продать или взять кредит под их залог. На фоне кризиса возникают определенные проблемы с ликвидностью, схожие проблемы имеют место и для бизнесов, но зачастую отклонения эти некритические, а большинство вопросов решаемо и упирается в цену.
По образу и подобию...
В задачу "БК" не входила покупка компаний или объектов недвижимости, а потому не было необходимости просматривать отчетность за последние годы, перебирать несколько методов оценки, обращаться к профессиональным оценщикам, изучать конъюнктуру рынка и отраслей и т.д., тем более объем данных заведомо не позволил бы проделать все указанные процедуры. Таким образом, необходим был достаточно простой, но вместе с тем общепризнанный и адекватный метод для оценки стоимости активов. Наименьшим из зол видится использование сравнительного анализа посредством отраслевых мультипликаторов. Ключевым оценочным коэффициентом выступил слегка модернизированный мультипликатор EV/S (стоимость бизнеса/выручка). Модернизация заключалась в вычитании из формулы размера чистого долга (задолженность по займам и кредитам минус денежные средства и их эквиваленты), что приводило мультипликатор в вид P/S (капитализация/выручка). Зная среднеотраслевое значение P/S и имея на руках данные о выручке компании, всегда можно получить искомое P, т.е. приблизительную оценку стоимости предприятия. Методика известная и довольно простая, но, к сожалению, не без изъяна: выручка не дает представления о рентабельности бизнеса, о его эффективности. Тем не менее, любой отчет о прибылях и убытках начинается строкой "Выручка от реализации товаров, продукции, услуг", а потому приблизительные оценки можно делать исходя из этого показателя. В конце концов, нахождение уровня ROI (отдачи на инвестиции или окупаемость инвестиций) для рейтинга совершенно непринципиально. В силу ограничений использования мультипликатора P/S в ряде случаев "показания приборов" проверялись с помощью родственного коэффициента P/E (капитализация/чистая прибыль). Однако и здесь не все так гладко, как хотелось бы. Хотя выручка предприятия и не дает представления о денежном потоке, на который может рассчитывать его владелец, она всегда является положительной величиной, следовательно, всегда есть цифры для сравнения, а вот показатель чистой прибыли часто оказывается ниже нулевой отметки, что делает невозможным какое-либо сравнение. Тем не менее, в тех случаях, когда это было возможно, оценка проводилась на основании обоих указанных мультипликаторов. Оценка недвижимости производилась исходя из среднерыночных цен на сопоставимые объекты. Достоверных данных об обременении объектов недвижимости залогом обнаружить не удалось, и ими решено было пренебречь. Это искажает данные оценки в сторону их некоторого завышения (именно поэтому в рейтинге довольно много рантье), но адекватного выхода из ситуации пока не удалось найти.
Ох ты доля, моя доля...
Основная проблема при составлении персонального рейтинга кроется не в методах оценки. Гораздо сложнее определить распределение долей в компании между ее совладельцами. Таким образом, даже оценив стоимость фирмы, не всегда можно установить, какая именно ее часть принадлежит той или иной персоне. По мере сил доли всех фигурантов рейтинга были проверены и прослежены по всей цепочке активов. Однако, к сожалению, по некоторым компаниям, в том числе и крупным, точные доли владельцев установить так и не удалось, в этих случаях мы пользовались оценками экспертов. По мере удаления от топ-10 рейтинга, точность его несколько снижается. Речь ни в коем случае не идет о качестве расчетов или уменьшении объемов информации - проблем достаточно и с верхними строчками рейтинга. Имеется в виду, что многие персоны остались за пределами списка по причине отсутствия достоверной информации по ним, а между тем часть из них могла бы попасть в рейтинг, вот только их имена попросту неизвестны общественности.
Нахимичили, построили и продали
Видится, что рейтинг получился вполне на хорошем уровне. Пусть читателя не смущают кажущаяся простота оценки и ряд допущений - любой крупный экономический журнал работает по схожей методике и сталкивается с теми же самыми препятствиями на своем пути. Впрочем, федеральный рейтинг делать легче, поскольку львиная доля упоминаемых в нем персон всегда находится на виду, а фигурирующие в нем компании настолько велики, что можно выбирать между официальными цифрами оценок, не прилагая самостоятельных усилий. Довольно много мест в рейтинге занимают представители нефтехимического бизнеса, розничной и оптовой торговли и строители. В общем, ничего удивительного, поскольку нефтехимии наш город обязан своим существованием. О перекосе в сторону торговли можно почитать в комментариях к рейтингу ста крупнейших компаний региона ("БК" №40 (317) от 21.10.2009). Что же касается строителей, то тут следует отметить уже упоминавшийся перекос в оценке, который несколько завышает стоимость объектов недвижимости, а также вертикальную интеграцию активов в этой отрасли: застройщик, проектировщик, подрядчик, девелопер и управляющая объектами недвижимости компания являются аффилированными лицами. Ничего криминального в такой цепочке нет, просто у собственников появляется возможность влиять на процесс строительства на всех этапах, а это несколько завышает конечную стоимость объектов и в свою очередь сказывается на процедуре оценки. Конечную оценку стоимости бизнеса может дать лишь профессиональный лицензированный оценщик (да и то она будет условной) либо сделка по продаже бизнеса. Рискнем предположить, что сами собственники не всегда знают о том, сколько стоит их бизнес. Представление, конечно же, имеют, но точно знать не знают. В общем, читайте, спорьте, завидуйте.
Справка
Анекдот в тему
Как говорил один мой знакомый: "Девочки, а знаете ли вы, когда клюете на дорогие авто, что большинство из них куплено в кредит? И уж точно вы не догадываетесь, что многие из них в свою очередь являются обеспечением по другому кредиту!"
Мойша стоит на базаре и продает рубли по пятьдесят копеек. Ажиотаж бешеный: очередь через весь
базар тянется. К Мойше подходит Абрам и спрашивает: "Мойша, ты прибыль считать пробовал?" Тот
отвечает: "Нет. Но оборот колоссальный".
Мойша торгует спичками. Простоял весь день, ни одного коробка так и не продал. Вечером к нему подходит мужик, протягивает рубль и просит продать коробок спичек. Мойша отвечает, что у него нет сдачи, мужик отдает ему рубль, берет коробок и уходит. Приходит Мойша домой, Сара у него спрашивает, как дела. Мойша ей отвечает: "Ты знаешь, Сара, обороты, к сожалению, маленькие, но вот прибыль…"
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru