Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
7 Черная Америка
№ 51(277) от 07.01.2009

От хижины дяди Тома - до БЕЛОГО дома

Через несколько дней сбудется страшный сон ку-клукс-клана. 20 января состоится инаугурация нового главы США. Белый дом "почернеет". Последние американские президентские выборы - любопытное явление.
Хочется по новой российской привычке перевести заокеанскую ситуацию в наши форматы. Сравнение напрашивается: у них, в США, – черный Обама, а у нас, в России, скажем, лицо кавказской национальности? Увы, пример Иосифа Виссарионовича Сталина, одного из величайших диктаторов всех времен и народов, тут явно не подходит. «Кремлевская демократия» того времени – это жесточайшая борьба внутри одной партии: перевороты, репрессии, заговоры. Нет, до Америки нам пока еще далеко. Не может у нас лицо кавказской национальности стать всенародно избранным президентом. Публика не готова.
Любопытный факт. Есть такой неновый голливудский фильм «Глава государства» – там черного паренька выдвигают в президенты ради хохмы. Партия заведомо проигрывает выборы 2004 года и, чтобы серьезно начать готовиться к следующим выборам 2008 года, пока предлагает «несерьезного» кандидата, а он неожиданно выигрывает.
Черный Обама, как известно, победил с большим отрывом. Но вряд ли это можно считать неожиданностью для современной Америки. К такому выводу приходит корреспондент «БК» Борис Куркин, изучавший американский феномен, так сказать, изнутри. 


КОНФЕТЫ ОТ ИЗБИРКОМА

Звоню знакомым в Калифорнию сразу после дня голосования. Рассказывают, что сходили, проголосовали. На избирательном участке всех угощали конфетами. Бюллетень, правда, был прочитан электронной «урной» лишь с третьего раза.
Впрочем, никто не возмущался. Да и вообще собственно о выборах и политике на участке не говорили. Наблюдатели от разных партий нарушения не выискивали, да и неизвестно, были ли эти самые наблюдатели там как таковые (в этой стране если даже какие-то погрешности всплывут, на них никто особо не зацикливается). Общение между по-нашему избиркомовцами и избирателями было примерно такое. «Ба, а вот и Джонсоны. Видели мы картину вашего сына на школьном празднике. Это потрясающе!» – «Да, неплохо...» – «Вот здесь, пожалуйста, возьмите бюллетень, вот здесь пропустите лист... Надо развивать дарование...»
За кого голосовали? Ясно за кого. Не за Маккейна же! Да и сама процедура интересна. Проголосовать – это круто. Это значит, что у тебя есть гражданство.
Для пиара обамовской перестройки уже после голосования открыли специальный сайт Change.gov. «БК» изучил этот обамовский официоз. Открываем: на первой странице здесь призывают американцев «присылать собственные истории и идеи, как изменить страну. Великие вещи возможны, только если их обсудить всем вместе».
Портреты новых президента и вице-президента помещены под заголовком «Ваша администрация». Перейдя на фото Обамы, видишь интригующую ссылочку «Повстречайся с Мишель, следующей первой леди».
Как в России, то ли торопились, то ли из-за кризиса на веб-дизайнерах сэкономили: в подвале первой страницы слова в столбцах Learn и The Agenda накладываются друг на друга. Что написано, можно только угадать. 


ПАМЯТНИК ПИАРЩИКАМ

В ресурсе «Политтехнологическая кухня» утверждают, что команда пиарщиков Барака Обамы «заслуживает коллективного памятника уже при жизни. На постаменте можно написать что-нибудь вроде «Расширившим горизонты».
Наши политтехнологи считают, что господин Обама, проведя «первую полноценную кампанию, основанную на законах и принципах информационного общества», перевернул наши представления о предвыборной стратегии, агитации и привлечении средств.
Предвыборный сайт Обамы, по отзывам специалистов, также меняет представления о том, как должен выглядеть подобный сайт. Его создал Крис Хьюз, основатель популярной социальной сети Facebook. Сайт насквозь, как говорят компьютерщики, «вебдванольный»: собственная социальная сеть плюс ссылки на аккаунты Обамы и его сторонников на Facebook, LinkedIn, Flickr, YouTube и других столь же популярных ресурсах, блоги, чаты, система онлайн-пожертвований. Пользователи сайта могут сами организовывать разнообразные мероприятия, ощущая свою причастность к столь необычной, по-настоящему «прорывной» кампании. На сайте около 100 тысяч зарегистрированных пользователей, а группы сторонников и поклонников Барака Обамы в других социальных сетях объединяют миллионы людей по всему миру. По оценкам американской прессы, гениальной находкой стало использование интернет-мемов, главным из которых, безусловно, стала Obama Girl (в миру актриса и модель Эмбер Ли Эттингер). Миллионы просмотров на YouTube, сотни эпигонов по всему миру (включая Medvedev Girl) – беспрецедентный в своем роде успех вирусной рекламы. Кто бы мог подумать, что получасовая предвыборная речь может стать мемом? А вот речь Обамы «A More Perfect Union» (дословно «Более совершенный союз») – стала. Все это послужило идеальным обрамлением для образа, который выбрал для себя Обама, – «Несущего Добро». С самого начала он пообещал, что будет пользоваться только «позитивным пиаром» (то есть будет доказывать, что он лучше, а не что соперники хуже). Он принципиально отказался эксплуатировать расовую тематику, упирая на политкорректность, которая уже порядком достала всех по обе стороны Атлантического океана. И наконец, он предстал перед электоратом наивным идеалистом, каким-то даже мальчишкой – восторженным, увлеченным, благородным и великодушным. Поразительно, но это сработало. Сравнение с Джоном Кеннеди было кстати.
Все, что связано с Кеннеди и его родственниками, до сих пор значимо в Штатах. В центре Лос-Анджелеса, в Кореа-таун, в месте, где убили брата президента Кеннеди, память о политике запечатлена на придорожном столбе и аллейке, разделяющей полосы движения. Правда, вот незадача – отель «Амбассадор», в котором и произошло убийство, я, будучи в США, не нашел. Его снесли. На месте здания – стройплощадка.

ДЕНЬГИ ЛИПЛИ

По данным американских СМИ, за первые полгода своей кампании Барак Обама собрал $58 млн., из которых 16,4 млн. ему принесли так называемые «малые спонсоры» (small donors), жертвовавшие по $200 и меньше. Это был рекорд для кандидатов-демократов. Из $25 млн., собранных Обамой в первом квартале 2007 года, шесть миллионов – это пожертвования через сайт my.barackobama.com. За первые два месяца 2008 года Обама собрал $90 млн. – в два раза больше, чем его соперница по праймериз Хиллари Клинтон. И снова весьма значительную часть этих денег он получил посредством онлайн-пожертвований.
Когда Хиллари Клинтон объявила о завершении своей кампании и о поддержке Барака Обамы, на сайте новоявленного единого кандидата от демократов появилась красноречивая надпись: «МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО. Мы добились выдвижения [Обамы] в президенты от Демократической партии. [...] Помогите нам и дальше делать историю. Сделайте пожертвование прямо сейчас». Это – квинтэссенция предвыборной стратегии г-на Обамы. Не он добился своего выдвижения. Этого добился простой народ, который поддержал его не только голосами, но и своими деньгами.
В Америке автор этих строк видел на улицах лотки с символикой кандидата Обамы. Подумал, раздают рекламу. Оказалось, наоборот, таким образом собирают пожертвования – каждый магнит стоил $3. На пирсе лос-анджелесского района Санта-Моника, который используется для развлечений детей, в конце сентября черная женщина не жалела глотку для уличного пения, а рядом, смотрю, сумочка: собирала деньги на кампанию любимого Барака Обамы. Правда, вокал у нее был своеобразный, так что редко кто останавливался.
А вот Хиллари Клинтон пользовалась более традиционными методами, главный из которых – пышные приемы для спонсоров. Но поскольку американское законодательство довольно жестко ограничивает объемы пожертвований от одного лица (как физического, так и юридического) одному кандидату, этот ресурс вскоре оказался исчерпан. А ресурсы г-на Обамы, казалось, были неисчерпаемы. Теперь Хиллари в долгах как в шелках.


ОБАМА ИЛИ ОСАМА

По мнению критиков, Барак Обама произвел переворот в картине электоральных предпочтений американцев со времен братьев Кеннеди: он вновь привлек на избирательные участки молодых людей. Это повальное увлечение не миновало и звезд Голливуда. Речь г-на Обамы положили на музыку и подарили миру композицию – «Yes we can». Мем настолько мощный, что его даже объявили плагиатом из речи... президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Успехи «вирусной кампании» Обамы в интернете были таковы, что даже негативные публикации о нем играли ему на руку. Вот, например, в феврале 2008 года на сайте Drudge Report были опубликованы фотографии Обамы в африканском одеянии. Вроде бы ничего такого. Но для чувствительных людей консервативных убеждений это означало сомнение в патриотизме Обамы. Однако если это и была провокация, устроенная штабом Клинтон, то она с треском провалилась. Больше всего пострадала в этой истории именно Хиллари Клинтон – на нее обрушился шквал критики за использование «черного пиара» (в этом контексте – довольно двусмысленное выражение). Впрочем, иногда подобное действовало. Например, некие злоумышленники стали рассылать имейлы следующего содержания: «Обама поддерживает боевиков-исламистов в Кении и посылает им деньги. Они сжигают христианские церкви вместе с их прихожанами». Намеренно путали «Обама» с «Осама» и т.д. Но трудности обамовцы научились решать красиво и эффектно. После серии хакерских атак они решили получше защитить драгоценный сайт my.barackobama.com. И как же это было обставлено! «Защитите сайт и победу Обамы! Obama for America ищет эксперта по сетевой безопасности, который готов сыграть ключевую роль в исторической политической кампании и помочь Бараку Обаме стать следующим президентом».

ИЗБИРАТЕЛИ - ИНОПЛАНЕТЯНЕ
«Раскрутке» помогло и то, что кандидат не имел серьезного политического опыта. Казалось бы, в программе Барака Обамы не было ничего особенного: прекращение войны в Ираке, введение всеобщей системы медицинского страхования, борьба с глобальным потеплением, достижение энергетической независимости, предоставление возможности получения гражданства нелегальным мигрантам.
Для нас это не совсем понятно. Но медстраховка в США – это действительно великая вещь. Во-первых, для многих там она не по карману, а во-вторых, без нее врачи, скорей всего, не будут лечить вас. Мой знакомый предприниматель из сферы медуслуг, живущий в Лос-Анджелесе, говорит, что, с одной стороны, даже бомжи все на учете и проходят осмотры, но, с другой, обычному человеку надо побегать, чтобы без страховки получить пристойную медпомощь. Доктор, прежде чем взяться за больного, внимательно изучит его документы и решит для себя – выгодно ли это ему.
А вот нелегальные мигранты приспособились к своему статусу. Полицейские, вопреки общепринятому мнению, могут не трогать их десятилетиями. Мне рассказывали, что нелегалы иногда чуть ли не бизнес свой имеют. Конечно, плохо только то, что выезжать за пределы страны нельзя. Обратно в Штаты нелегала никто уже не пустит.
Но, как говорят эксперты, в первую очередь, сыграла свою роль популистская риторика, оттеснив в тень содержание. Барак Обама создал образ кандидата, который способен преодолеть любую традиционную для Америки содержательную идеологию, что не мешает ему одновременно выступать с чисто либеральной программой. Кандидат от республиканцев Джон Маккейн в последний момент хватался за соломинку: за день до выборов он похвастался, что сумел получить поддержку в высших сферах – куда более высших, чем европейские интеллектуалы и венесуэльские правители. Выступая перед избирателями в Нью-Мексико, он рассказал, что знает о крушении инопланетного корабля возле города Розуэлл, бывал на месте его падения и даже получил поддержку от инопланетян, прибывших на этом корабле. Таблоиды тут же написали, что поддержку г-н Маккейн получил только благодаря своей жене Синди, которая за бокалом шампанского уговорила гостей из иных миров поддержать супруга.


Борис КУРКИН
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru