По образу и подобию федеральной в Омске сформирована собственная Общественная палата. Пока непонятно, сможет ли она
выполнять даже ту, по сути, единственно возможную функцию, что закреплена за ней в соответствующем законе.
Как указано на официальном сайте общероссийской ОП, приоритетные направления ее работы – проведение общественной экспертизы федеральных законопроектов, защита прав и свобод граждан, развитие гражданского общества и общественный контроль за деятельностью органов государственной власти.
За три года существования органа так и не прижилась процедура общественной экспертизы законопроектов. Как значится на том же сайте, за период 2006-2007 годов Палата провела экспертизу менее 70 законов (при том, что только на одном пленарном заседании Госдумы, которое проходит несколько раз в неделю, их принимается не менее четырех). Такого объема работы явно мало для почти 130 членов федерального органа. Поэтому общественники даже собирались рекомендовать Госдуме, чтобы экспертизу в ОП в обязательном порядке проходили все социально значимые законопроекты.
Доверят ли экспертизу региональных законов местным общественникам, пока неясно, хоть эта функция и прописана за омской ОП в соответствующем документе. Сами члены местной Палаты на встречах с журналистами высказывались на этот счет с сомнениями.
Гораздо больший фронт работы федеральной Палате обеспечивает необходимость защищать гражданские права и свободы. Органу приходилось бороться за фонари и асфальт на дорогах села Хомутинино Челябинской области, повышать качество медицинского обслуживания в селе Моршань Тамбовской области, оборудовать перинатальный центр в Мурманске...
Правда, случались в истории ОП и другие ситуации, более известные и широко растиражированные. В 2006-м члены ОП встали на защиту жителей Южного Бутова, протестующих против их выселения в типовые многоэтажки. Как сообщалось в оперативных сводках, некоторые общественники тогда даже дежурили по ночам в палатках, чтобы препятствовать бульдозерам и чиновникам в сносе домов.
В Омске Бутова нет и не предвидится. Как правило, споры между застройщиками и недовольными жителями у нас решаются с привлечением местных телеканалов и обращений в суд. В приуроченных к этому акциях протеста близкие к власти общественные организации обычно не участвуют.
После Бутова Палата переключилась на информационную сферу. В марте 2008-го она ставила эксперимент по определению уровня свободы региональных СМИ, который в представлении общественников должен стать одним из главных критериев оценки деятельности губернаторов. Для этого даже были выбраны опытные площадки – Новосибирская и Воронежская области. Эксперимент выявил, что в сибирской столице журналисты на пять баллов независимее своих воронежских коллег.
Во время конфликта в Южной Осетии члены ОП заявили о своем намерении участвовать в войне. Правда, информационной. Общественники собирались разъяснять Европе российскую точку зрения на кавказские события, для чего даже готовы были отправиться в Цхинвал, Гори, Тбилиси...
Омская Палата тоже уже проявила себя на информационном поприще. С одной стороны, общественники продемонстрировали несвойственное местным провластным организациям желание конструктивного взаимодействия со СМИ, организуя брифинги после каждого этапа формирования органа. И лишь потом всерьез рассчитывавшим на продолжение такого сотрудничества журналистам вдруг сообщили о том, что первое заседание укомплектованной Палаты все-таки пройдет без пишущей братии, потому что общественники-новички будут неловко себя чувствовать перед телекамерами и диктофонами.
Справка
Хронология создания Общественной палаты Омской области:
Май 2007 г. – региональный министр государственно-правового развития Александр Бутаков выступил с двумя инициативами: о введении в Омской области поста омбудсмена и создании Общественной палаты. Июнь 2007 г. – депутаты Заксобрания приступили к работе над законопроектом «Об Общественной палате Омской области». На заседании одного из комитетов парламентарии предложили исключить из проекта закона пункт, подразумевающий беспартийность члена ОП.
Сентябрь 2007 г. – в первом чтении Заксобрание одобрило законопроект о создании региональной ОП.
Июнь 2008 г. – депутаты Заксобрания приняли во втором чтении законопроект, предусматривающий создание на территории региона Общественной палаты. Сентябрь 2008 г. – губернатор утвердил первую треть ОП. В «губернаторский список» вошли Владимир Барнашов, Александр Беляев, Александр Гулько, Зуфар Искаков, Наталья Козлова, Галина Кудря, Анатолий Ремнев, Николай Рядовой, Ольга Чекмарева.
Октябрь 2008 г. – назначенные члены ОП провели встречу с журналистами, где заявили о своем намерении «быть открытыми».
Октябрь 2008 г. – окончен второй этап формирования ОП: избраны еще девять представителей региональных общественных объединений. Ими стали Раиса Царева, Тамара Синичникова, Владимир Погодаев, Людмила Леонова, Лидия Герасимова, Александр Станковский, Татьяна Музыченко, Иван Храмцов, Михаил Окунев.
Ноябрь 2008 г. – завершилось формирование ОП. На своем брифинге общественники сообщили, что первое заседание органа пройдет в закрытом для прессы режиме.
12 декабря 2008 г. – первое заседание ОП Омской области. Секретарем органа избран Владимир Барнашов.
Наталья КОРОБОВА
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru