Как писал "БК", уголовное дело против проректора ОмГПУ Александра Ширяева и Татьяны Филимоновой было возбуждено еще несколько лет назад (№25 от 08.07.2009
Педагогическая поимка). В 2005 году ОмГПУ выиграл конкурс министерства иностранных дел на проведение курсов повышения квалификации для учителей из Казахстана и Киргизии, предложив свои услуги по самой низкой цене - 4 млн. 300 тысяч рублей. Делегация из двухсот семидесяти человек должна была пройти обучение в августе, МИД пообещал расплатиться с вузом только в сентябре. Поэтому деньги, необходимые для организации курсов, руководство ОмГПУ вынуждено было позаимствовать у дочерних фирм: ООО "Поречье" и учрежденного университетом научно-образовательного фонда.
Через год Управление Росфиннадзора по Омской области провело проверку ОмГПУ, особо заинтересовавшись визитом иностранных учителей. Проверяющие пришли к выводу, что вуз завысил стоимость курсов, разницу в цене МИДу не вернул и потратил целевые деньги на свои личные нужды. Расследованием инцидента занялось ФСБ. Хотя, несмотря на участие в деле иностранных граждан, банальный хозяйственный спор вряд ли угрожал национальной безопасности страны. Финансовую экспертизу стоимости курсов проводило другое высокое ведомство - региональное Управление по контролю за оборотом наркотиков. Эксперты решили, что фактическая стоимость обучения, проживания, питания и экскурсионной программы для иностранных гостей не дотянула даже до миллиона. В результате против Александра Ширяева и Татьяны Филимоновой было возбуждено уголовное дело. Проректор по хозяйственной части, по мнению следствия, был фактическим руководителем ООО "Поречье" и научно-образовательного фонда, взявших на себя львиную часть расходов по организации курсов. Татьяна Филимонова числилась в этих организациях бухгалтером. По версии обвинения, сотрудники вуза вступили в преступный сговор: ввели в заблуждение МИД и руководство ОмГПУ, завысив с помощью подложных документов фактическую стоимость обучения, и похитили таким образом более трех миллионов федеральных рублей.
Однако в ходе судебного разбирательства ни вуз в лице ректора Константина Чуркина, ни МИД потерпевшей стороной себя не признали. Свидетели склонялись к одному: деньги, полученные по конкурсу министерства иностранных дел, являются внебюджетными и вуз вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. По словам Константина Чуркина, лично себе Ширяев и Филимонова не взяли ни копейки. Все средства, заработанные на курсах, были потрачены на нужды университета, в частности на модернизацию котельной. Нет финансовых претензий к ОмГПУ и у МИДа. Как сообщила адвокат Татьяны Филимоновой Людмила Яровенко, в своих показаниях представители министерства сослались на статьи Гражданского Кодекса, регулирующие взаимоотношения между заказчиком и исполнителем работ. ГК РФ гласит, что вернуть МИДу сэкономленные средства вуз должен был лишь в том случае, если бы заказчика не устроили объем и качество оказанной услуги. В министерстве визитом иностранной делегации остались довольны, а значит, вопрос о том, сколько университет заработал на курсах повышения квалификации, вообще не имеет смысла. Тем более не может являться поводом для уголовного преследования.
24 февраля полуторагодовой судебный процесс наконец дошел до вынесения вердикта. На скамье подсудимых Татьяна Филимонова оказалась одна - у проректора Александра Ширяева случился инсульт и сейчас он проходит восстановительное лечение. В своем последнем слове начальник управления экономического развития педуниверситета еще раз остановилась на доводах защиты о внебюджетном финансировании проекта и всех вытекающих отсюда гражданско-правовых отношениях. Также Татьяна Филимонова подчеркнула, что единой государственно регулируемой цены на этот вид услуги не существует. Поэтому университет законно включил в расчет контракта на курсы повышения квалификации учителей все связанные с этим издержки. Цена услуги была определена договором сторон, и по факту университет затратил на прием иностранных гостей все выделенные средства. Тем не менее финансовая экспертиза, проведенная следствием, ряд расходов педуниверситета, например затраты на проживание учителей в общежитиях вуза, совершенно не учла.
В приговоре суда доводы защиты отражения не нашли. Судейская коллегия, которая по ходатайству подсудимых слушала это дело, полностью согласилась с обвинением, лишь слегка снизив сумму похищенных денег. Татьяну Филимонову признали виновной в мошенничестве в особо крупном размере и приговорили к пяти годам колонии общего режима. Защита с вердиктом суда не согласилась и готовится его оспорить.
- Считаю, что вина Татьяны Филимоновой абсолютно не доказана, - прокомментировала адвокат Людмила Яровенко. - Даже если предположить, что университету заплатили за курсы лишние деньги, из приговора суда совершенно неясно, каким образом ими воспользовалась моя подзащитная, не обладающая правом влиять на движение по банковским счетам. А если она не брала денег, тогда за что ее посадили?
Корреспондент "БК", так же как и другие слушатели, не понял этого. То, что деньги в бюджетных учреждениях нередко становятся личным достоянием их руководителей, ни для кого не секрет. Если представить, что Ширяев и Филимонова действительно что-то украли, то логично предположить, что следствие в первую очередь должно было ответить на вопрос, как уходили деньги со счетов университета в карманы проректора и бухгалтера. Однако как раз в этом особо никто не разбирался. В результате доводы Константина Чуркина о том, что все мидовские средства пошли на нужды педуниверситета, не были опровергнуты ни в ходе следствия, ни в ходе судебного заседания. Не добавил ясности и озвученный приговор суда.
Сами сотрудники педуниверситета считают, что причиной уголовного преследования стал земельный спор. Как сообщила "БК" Татьяна Филимонова, вуз не захотел отдавать застройщику - протеже высокопоставленных чинов - закрепленный за университетом участок земли вдоль набережной Иртыша. И вскоре у ОмГПУ начались обещанные неприятности.
Точку в скандальном процессе ставить пока рано. "БК" следит за развитием событий и готов предоставить слово всем участникам громкого дела.