Новости. Омск

7 Уроки кризиса
№ 50(326) от 06.01.2010

Содержание

Оптимизируй или умри

"Не так страшен черт..." - думают многие бизнесмены, подводя итоги кризисного года. Хотя у некоторых мыслительный процесс сейчас проходит "в рамках" СИЗО. Кого-то Год быка поддел рогами, кто-то, наоборот, успел порадоваться бычьему тренду.

Замерзшие еще осенью 2008-го омские стройки не оттаяли даже летом, рухнула под грузом долгов крупнейшая розничная сеть региона, несмотря на «завод ные» акции, заглохли моторы продаж у многих местных автодилеров... Это минусы. Плюсы в основном касаются внутреннего устройства бизнеса и выражаются в большинстве своем одним словом – «оптимизация». Но есть и приятные внешние проявления. Например, в том же 2009-м на радость рядовым потребителям в Омске заметно прибыло в полку низкоценовых гипермаркетов (причем не только благодаря сетям-«варягам»). Известный химический холдинг серьезно упрочил свои лидирующие позиции в России и расширил плацдармы за рубежом, отжав заграничных производителей. Активные частные инвесторы (обозначаемые ругательным словом «спекулянт») сняли неплохую порцию сливок с фондового рынка, отмахавшего после позорного падения уже более 100% вверх...

Резюмируем уже многократно растиражированной интерпретацией китайского иероглифа «кризис»: кто-то нашел в нем «опасность», кто-то – «возможность».

Фондовый рынок

Котировки, вы куда?!

 

На 100% вырос фондовый рынок в 2009 году. Однако часть игроков по совету аналитиков поспешила выйти из акций до новогодних праздников. Оптимисты и пессимисты разделились почти пополам – кто же из них окажется прав?

Падение фондового рынка России в конце 2008 года было феноменальным – минус 90% чуть ли не за пару месяцев. Такое рекордное движение котировок вниз было только в Америке во времена Великой депрессии, но и там рынок обрушился на 90% не за несколько месяцев, а за несколько лет. В России же вслед за обвалом последовал быстрый рост (индекс ММВБ, падавший одно время с докризисных 2000 пунктов до 500, успел в 2009-м восстановиться до уровня 1300 п.). Впрочем, как считают многие аналитики, это рост, не обоснованный мировой экономикой. Не выросли объемы производства на 100% даже в тех компаниях, акции которых взлетели на 300-400%. Оптимисты же говорят, что мир постепенно все-таки выходит из кризиса и это неизбежно связано с ростом ценных бумаг.

Больше других в прошедшем году выросли акции «Сбербанка» – с 15 до 75 рублей. Конечно, инвесторам, вложившимся в бумаги «Сбера» раньше, лучше не думать о том, что до кризиса они стоили более 100 рублей. Разочарованием года, по мнению аналитиков, стали акции «Газпрома», прибавившие «всего» около 45%. Впрочем, по словам директора ИК «Финам-Омск» Алексея Страгиса, бумаги «Газпрома» всегда считаются недооцененными. В наступившем году, по мнению директора департамента клиентских операций «Октан-Брокер» Дмитрия Воронина, можно будет заработать на акциях второго эшелона, причем значительно быстрее, чем на «голубых фишках». Однако, по мнению директора омского филиала «РИК-Финанс» Игоря Хайруллина, выиграть от операций с малоликвидными бумагами можно, только обладая инсайдерской информацией. В целом многие аналитики сходятся во мнении, что расти в 2010 году будут региональные телекомы, связь, энергетика. Интерес к фондовому рынку с кризисом не снижается, а скорее наоборот. Сегодня, образно говоря, вся Москва сидит на бирже.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дмитрий Воронин, директор департамента клиентских операций «Октан-Брокер»:

– Урок первый для инвесторов: внимательно следить за рисками, не вкладывать в акции «всерьез и надолго». Второй – играть только на свои средства, не брать кредитное плечо, если неизвестно, что произойдет на фондовом рынке страны с развивающейся экономикой. Третий – золотое правило, известное инвесторам и до кризиса: покупай при падении, продавай при росте.

Банки

Вне игры

 

Деньги есть – вкладывать некуда. С таким убеждением закончили 2009 год кредитные учреждения.

 Банки так и остались в стороне от реального сектора экономики, не сумев оказать существенного влияния на его оздоровление. Ни о каком росте в этом направлении говорить пока не приходится. Например, кредитный портфель, по данным Банка России, остался примерно на том же уровне, что и год назад. В омском регионе он серьезно снизился, проблемные же долги, наоборот, выросли чуть ли не в два раза, а просрочка по процентам за предоставленные кредиты – и того больше (на 01.10.2009 г. – 256,9%).

Между тем, главный денежный регулятор уже в декабре приступил к сворачиванию антикризисных программ. Это, надо полагать, должно было подтолкнуть банкиров сосредоточиться на выводах относительно результатов пройденной форс-мажорной дистанции, а также к выходу из затянувшейся спячки.

Какие они – уроки кризиса?

Практически все банкиры высказываются за аксиому: кредиты, не обеспеченные залогами, – всегда проблемны. Впрочем, это и раньше было из разряда прописных истин, на которые закрыли глаза многие игроки рынка ради погони за объемами и легко приходящими прибылями.

Банкиры активно голосовали за проведение стресс-тестирования – оценки и анализа факторов риска, уязвимости конкретного банка по отношению к исключительным, но возможным ситуациям. До кризиса, как они считают, этому не уделялось должного внимания.

Что касается ближайших прогнозов, то, к сожалению, тональность разговора не окрасилась уверенным оптимизмом. Сворачивание ЦБ антикризисных мер может повлечь увеличение и дифференциацию обязательных резервов, отмену упрощенного порядка по ряду инструментов рефинансирования, усложнение требований к участию в системе страхования вкладов и т.д. Есть мнение, что в следующем году банки будут по-прежнему нуждаться в ликвидности. Ряд банкиров утверждает, что не будет места инвестиционным идеям.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Алексей Смородин, управляющий филиалом Промсвязьбанка в Омске:

– Главное – еще основательнее взвешивать риски. При малейших сомнениях отказывать в кредитах. Лучше не выдать кредит одному хорошему человеку, чем выдать одному плохому. Стала обязательным условием система личных поручительств руководителей бизнесов. Мы не принимаем отказов. При этом поручительства надо брать со всех собственников. Это обеспечит связку держателей акций, а также позволит избежать акционерных споров. И непременно учитывать риск недофинансирования заемщика в других банках: если в каком-то кредитном учреждении клиенту отказали в займе или пролонгации, нам также не надо спешить с положительным решением.

Недвижимость

Одно расстройство

 

Один из самых болезненных уроков во время кризиса получила строительная отрасль. Но виновата в этом не только экономическая ситуация, но и сами застройщики, применявшие рискованные схемы. Некоторых они довели до скамьи подсудимых. Перспектива видна только в «экономе».

Строители, привыкшие в тучные времена к тому, что практически любые квартиры расходились как горячие пирожки, оказались не готовы к резкому спаду спроса в кризис. В результате к осени 2008 года число непроданных квартир в Омской области составляло, по разным оценкам, от 6 до 10 тысяч. Строителям, которые раньше прекрасно вели бизнес без проведения серьезных исследований спроса, кризис показал, что без просчета реальных потребностей рынка легко прогореть.

За 2009 год спрос не восстановился, но пустующих квартир стало меньше – то, что достраивалось и стоило не так дорого, все же раскупали. В результате более-менее хорошо чувствовали себя те компании, которые ориентировались на сегмент «эконом». Например, «Стройбетон» благодаря низким ценам продал существенную часть квартир на государственных аукционах. Также подвели застройщиков и собственные незаконные схемы привлечения денег. Например, за взимание денег с дольщиков без разрешения на строительство арестован Юрий Заборовский, экс-директор ПКФ «СМУ-1 КПД». Арестован и Игорь Михеев, экс-директор «Сибстроя». Он подозревается в создании видимости строительства дома по ул. 3-я Енисейская и вводе в заблуждение дольщиков.

Владимир Дрокин, директор ООО «СПЭК», привлекал денежные средства для строительства «Золотых куполов» через оформление кредитов на физлиц. А Виктор Берг, экс-директор «ОмСтроя-2001», пострадал, по его словам, из-за того, что взялся сотрудничать с властью.

Зато те, кто рассчитывал только на себя, не брал особо больших кредитов, в кризис получили возможность даже увеличить свой бизнес. Например, Константин Петренко, директор «СК «Трест «Железобетон», регулярно проверял на прочность должников своего ЗСЖБ-5, покушаясь на их активы через суд.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Юрий Шушубаев, президент ЗАО «Корпорация «АГРО-ТРАСТ»:

– Самый главный урок – нельзя строить в долг. Я имею в виду не привлечение кредитов (с банками такие вопросы можно решить всегда, например, пролонгацией), а дольщиков. Кроме того, если бы мы заранее знали, какая ситуация сложится в строительстве, – снизили бы объемы в 2-3 раза. Кризис же заставил экономить на всем, сократить размах строительства. Как результат – несоблюдение сроков сдачи жилья и обоснованное недовольство дольщиков.

Авторынок

Дилеров по весне считают?

 

Авторынку в кризис пророчили неминуемую кончину. Однако в Омске в этом сегменте не все так однозначно: одни дилеры действительно банкротятся и отказываются от франшиз, другие открывают новые автосалоны и демонстрируют неплохие продажи.

В кризисный год несостоятельным оказался всего один автосалон – Styer. В той же ситуации оказался и второй дилер Ford – автоцентр Ford-Омск. Но в отношении последнего эксперты озвучивают оптимистичные прогнозы, уверяя, что «долгов там гораздо меньше, а бизнес более устойчивый». А вот «Стайеру» пророчат уход с рынка… если, конечно, не появится новый инвестор.

Остальные дилеры кризис пережили довольно спокойно. Особенно это касается представителей люксового сегмента, продажи в котором где-то даже подросли. В итоге дилер BMW – автоцентр «Барс» – к концу года даже открыл новый автосалон. А «Феникс», представляющий Audi, Toyota и Suzuki, сейчас открывает новый автоцентр Toyota.

Открыть второй дилерский центр по продаже Volkswagen обещает и «Евротех- центр». На местном рынке появился и новый игрок – «KIA-центр на Лермонтова».

Впрочем, столь благополучную на первый взгляд картину эксперты объясняют тем, что в автосегменте кризис еще не достиг дна. До середины лета компании выживали за счет распродажи прошлогодних складов с внушительными скидками. После чего на новые авто были резко взвинчены цены. А сейчас еще и ожидается традиционный зимний спад продаж. Также многие автосалоны обременены кредитами, взятыми на строительство дилерских центров два-три года назад. Эти салоны только открываются, и обслуживать кредиты в условиях низкого спроса будет непросто. Так что, кто есть кто на омском авторынке – будет видно только весной.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Иван Беланов, директор автоцентра «Сибирь Моторс»:

– Пережить сложный период без серьезных потерь нам удалось благодаря комплексу мероприятий. Первое – работа со своими, а не заемными средствами, что стало возможно благодаря завершению строительства нового автосалона и его мощному запуску. Второе – оптимизация склада автомобилей – без «висяков». В 2009 г. средняя оборачиваемость составляла один месяц. Третье – оптимизация расходов. При этом важно удержаться от резких сокращений и задержек платежей.

СМИ

Распечатали резервы

 

На 40% в среднем сократился омский рекламный рынок печатных СМИ. Закрылось несколько газет и журналов, некоторые поменяли издателя, кое-кому для выживания пришлось торговать не печатными, а бетонными модулями. Однако отдельные игроки смотрят в будущее с умеренным оптимизмом и уже даже запускают новые проекты.

 В конце 2008 года многие издатели испытали настоящую панику. Закрывались глянцевые издания, многотиражки, специализированные издания, направленные на рынок недвижимости и труда. Одной из первых закрылась газета бесплатных объявлений «Город55». За ней последовали «Омский бизнес-журнал», «Омские новостройки» и ряд других изданий. «Подарок» издателям преподнесла и «Роспечать», повысив расценки на свои услуги. В результате некоторые издания перестали распространяться в киосках «Роспечати». Однако постепенно кризис все расставил на свои места. Даже в самое сложное время компании не могут обойтись без рекламы. Без сомнения, рентабельность упала, однако при правильной организации производства даже в кризис этот бизнес может неплохо существовать. И это доказал ряд омских издателей.

Летом, когда ситуация с рекламным рынком СМИ стала более-менее понятной, некоторые игроки возобновили выпуск закрытых ранее изданий. Например, учредитель ИД «Проспект» Олег Чернышов возродил «Город55», правда, вернулся к названию, которое было у СМИ до ребрендинга – «Без названия» (правда, выходит газета всего два раза в месяц). Сергей Иванов купил франшизу «Труда-7» и «Московского комсомольца». Наконец, президент ИД «ТРИЭС» Сергей Сусликов получил 50% доли газеты «Ваш ОРЕОЛ». Еженедельник стал собирать значительно больше рекламы, и в то время, когда все издания «худеют», «Ореол» «потолстел» в два раза, до 48 страниц, и стал частично цветным.

Меньше других пострадали те издательские дома, в которых сразу же заморозили инвестиционные проекты и отказались от неприбыльных изданий. На коне оказались также издательства, выпускающие не одно издание, а несколько, диверсифицируя тем самым бизнес. Впрочем, диверсификация бизнеса может быть не только внутри издательского дома. Президент ИД «Премьер» Алексей Вераховский рассказал «БК-рейтингу», что собирается открывать в 2010 году агентство недвижимости. Он также признался, что попробовал себя в 2009 году в новой роли – продавца квартир и бетонных изделий. Так с г-ном Вераховским рассчитывались рекламодатели.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Юлия Малютина, директор ИД «Коммерческие вести»:

– Кризис научил издателей делать более качественный, более интересный для читателей продукт, а также теснее и эффективнее работать с рекламодателями, поскольку время шальных денег ушло.

Туризм

Не отдыхать россиянам в России

 

«Тот, кто ездил на Бали, не стал брать путевки в Турцию, тот, кто привык выезжать на время отпуска, не превратился в домоседа, а вот туроператоры стали более внимательными к нуждам агентов», – объясняют в турфирмах причины своего хорошего настроения.

Кризисные уроки турагентов банальны – экономия и внимание к клиенту. Все дело в том, что, по наблюдениям омских участников туристического рынка, спад составил не более 10%.

Хотя снизить расходы пришлось. Директор по туризму компании «Три Кита» Валерий Халюзин признается, что до начала кризиса компания собиралась открыть еще один офис, но вместо этого пришлось отказаться от помещения в ТК «Флагман».

Беседы с клиентами с приходом кризиса стали более долгими и доверительными: переплачивать за неведомое далеко могут себе позволить немногие. Сотрудникам пришлось учиться лучше узнавать потребности клиентов и более скрупулезно разбираться в предложениях туроператоров.

Вот туроператорам-то кризис как раз стал лучшим учителем. Бешеные цены на виповые отели и эксклюзивные туры обрели адекватность. Еще более доступными стали ходовые направления: возросшие цены на авиаперелеты несколько компенсировались подешевевшими отелями. Вот только российский туризм по-прежнему в яме.

– С кризисом желающих отдохнуть в России стало даже меньше, – говорит директор компании «Элиз» Татьяна Семикина. – Если Турция и Египет стали заметно дешевле, то в России цены иногда даже выросли.

То, что зарубежному бизнесмену сразу понятно, российскому нужно объяснить, как минимум, дважды.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ирина Тытарь, директор агентства «Вокруг света»:

– Мы получили опыт сплоченности. Туроператоры стали более внимательны к агентствам: чаще приезжали, проводили семинары, рассказывали о своих предложениях, устраивали рекламные туры. Раньше до некоторых было трудно дозвониться, агентами они своими не слишком дорожили: фирма ушла, две пришли. Сейчас сотрудничество стало более тесным, и это идет на пользу обеим сторонам.

Кадры

Рынок труда под дудку работодателя плясать не желает

 

Из-за кризиса произошел переворот на рынке труда: он перестал быть кандидатским, условия снова диктует работодатель. Но безработица не утолила кадровый голод, а персонал не стал лояльнее.

В начале года компании оптимизировали затраты, увольняя неэффективных сотрудников, урезали зарплаты. Одни отдали предпочтение «старичкам»-универсалам, удвоив им нагрузку, другие, воспользовавшись расширившимся выбором, поспешили нанять более дешевых специалистов (которые сами в конкурентной борьбе снизили амбиции по зарплате) или выпускников, за которых государство компенсировало зарплаты в размере МРОТ и налоги. При этом компании выдвигали жесткие требования не только к профессионализму, но и личным качествам (чтоб не курил, носил одежду не больше 52 размера и др.). Чтобы повысить КПД сотрудников, в зарплату ввели сдельную составляющую даже для «процессных» должностей: оператор ПК – количество документов в час, бухгалтер – сумма оптимизированных налогов. Основная масса компаний сократила отделы по корпоративному обучению, некоторые, наоборот, усилили это направление, рассчитывая опередить конкурентов, повышая квалификацию сотрудников и выращивая дефицитных специалистов. Одна из тенденций – перевод части работников на работу дома и передача функций на аутсорсинг. Часть работодателей переборщила с увольнениями, им приходится тратиться на подбор новичков. Срок закрытия большинства вакансий уменьшился с месяца до двух недель, но хороших специалистов найти по-прежнему сложно (особенно торговый персонал). Продолжается отток рабочей силы на Север, в Москву и Сочи. Урезанные бонусы и соцпакеты не поспособствовали повышению производительности, а угроза сокращения – лояльности. Участились случаи мошенничества работников: липовые больничные, передача на сторону принадлежащих компании данных.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Андрей Груздев, генеральный директор компании «Технософия»:

– Россия – богатая страна, нам не к лицу прятаться за слово «кризис». Менеджменту предъявили минимальные требования экономической целесообразности, а он оказался к ним не готов. Должна быть экономика результата. В «Технософии» ведется управление достижением целевых показателей. Определены нормативы и стандарты для продавцов и менеджеров. Из-за требований, которые предъявил 2009 год, мы совместно с РГТЭУ провели 3-месячные курсы повышения квалификации менеджмента компании в сфере анализа текущей ситуации, оперативного выбора и способов действий.


Алена Булавка, Людмила Погарская, Анастасия Стрельникова, Ирина Леонова, Юлия Стрельская, Ольга Ермоленко, Сергей Мацута

Просмотров: 313 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Алена Булавка    Юлия Стрельская    Людмила Погарская    Сергей Мацута    Анастасия Стрельникова   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru