В отличие от прошлогодней итоговой "КУЛЬтноМИНАЦИИ", где было явное превалирование деятелей театра, на этот раз подобного не произошло. Хотя победа в рейтинге главреда журнала о Мельпомене, казалось бы, должна свидетельствовать об обратном.
Первое место опытнейшей Лидии Трубициной, возглавляющей «Омск театральный», скорее свидетельство ее неувядаемого профмастерства, чутья и такта. А эти качества, согласитесь, будут востребованы и в издании с другой тематикой. Борис Ротберг, ставший в прошлом году седьмым за «Панораму музыкальных театров», год 2010-й закончил вторым, причем за одну постановку – «Мертвые души». Любопытно, что премьера эта, по мнению наших экспертов, перевесила сразу несколько ярких спектаклей, показанных в рамках «Панорамы». Омская драма, несмотря на проведение второй по счету «Академии», в итоговой «КУЛЬтноМИНАЦИИ» поднялась не так высоко. Респонденты отметили лишь знаменитого Туминаса и его «Дядю Ваню», который вызвал противоречивые эмоции, но был признан главным событием феста. Татьяну Филоненко и Николая Михалевского отметили за их спектакль о творчестве художника Георгия Кичигина, созданный «академиками» в их «Театре живописи». Кстати, от союза художников в итоговом топе культперсон, как и в прошлом году, двое: ювелиры Ольга и Владимир Крышковец отметились безусловным шедевром – серебряной копией Успенского собора. Из гастролеров опять отличились представители классической музыки – Башмета в топе сменил Спиваков. В качестве новичка итоговой «КУЛЬтноМИНАЦИИ» можно отметить переводчика Евгения Фельдмана за премию Бунина.
Лидия Трубицина, главный редактор журнала «Омск театральный»
Золотое перо
В этой номинации отметились двое – журналист, театральный критик, главред журнала «Омск театральный» Лидия Трубицина и переводчик, литератор Евгений Фельдман. Оба человека пишущих попали в топ благодаря тому, что их наградили. СМИ, возглавляемое г-жой Трубициной, стало в год своего 25-летия лауреатом IX Межрегионального конкурса журналистского мастерства «Сибирь – территория надежд», а Евгений Фельдман получил премию Ивана Бунина за книги, вышедшие в Харькове. «Омск театральный» отметили в начале июня в номинации «Журналы», где столь специфическое СМИ сумело занять третье место. Наш культвестник о деятелях Мельпомены и их деяниях уступил коллегам из Томска и Кемерова. Хотя само по себе наличие подобного издания и без высокой награды уже большой плюс омским властям от культуры. Наш город давно считается театральным, и такой журнал, конечно, необходим. Заметим, что не все материалы, выходящие в «Омске театральном», носят комплиментарный характер, да и в городе давно известно, что г-жа Трубицина имеет собственное взвешенное и аргументированное мнение по тем премьерам, которые она видит в омских театрах. Произведения Бернса, Киплинга и Китса в транскрипции Фельдмана принесли ему престижнейшую премию Бунина в номинации «Поэтический перевод». В родном городе обладателя высокой награды не издавали уже 10 лет.
Евгений Фельдман, переводчик, литератор
Сцена из спектакля «Мертвые души»
Почти год спустя после назначения на пост главного режиссера Омского академического театра драмы Георгий Цхвирава смог показать местным театралам свою первую работу в новом ранге. «Три девушки в голубом» по пьесе Людмилы Петрушевской, едва появившись, сразу заставили говорить о себе. Причем впечатления от спектакля полярные, а что еще нужно для того, чтобы город заметил нового главрежа? Впрочем, «Премьерой-2010» «Девушки...» Петрушевской, к сожалению, не стали. Отличная драматургия в итоге нашим экспертам показалась все же несколько неактуальной, несмотря на замечание самого Цхвиравы, что пьеса о любви, а это тема вечная. «Премьерой года» стали «Мертвые души» от Омского музыкального. Постановка москвички Ольги Ивановой по идее Бориса Ротберга стала второй гоголевской после презентованного в прошлом году балета «Шинель». На этот раз в Омском музыкальном пошли дальше и заказали известному композитору Журбину и популярному сочинителю сценических и телевизионных текстов Плотову оригинальное произведение на основе поэмы Гоголя «Мертвые души». «Отличная идея. Важный шаг на пути становления продюсерского театра в Омске и в России – стране в основном театра режиссерского», – столь высоко оценил начинание Бориса Ротберга и его труппы один из наших экспертов. Яркая шлягерная музыка короля мюзиклов Журбина, лаконичные емкие стихи Плотова, зрелищные костюмы и хореография сделали премьеру «Мертвых душ» событием в омском театральном мире.
Наталья Василиади, народная артистка России
Звезда года
Эксперты «КУЛЬтноМИНАЦИИ» оказались патриотами, выделив среди звезд омичку Наталью Василиади. «Хорошая артистка, которой в последнее время не хватает умного режиссера», – таково мнение об актрисе академической драмы близкого к театру эксперта «КУЛЬтноМИНАЦИИ». Нужного режиссера, может, и не было, зато была одна из главных региональных наград в профессиональном театре – премия правительства Омской области имени народной артистки России Любови Полищук за лучшую женскую роль. Нынешняя обладательница ее получила на церемонии награждения лауреатов XVI Омского областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа» по итогам 2009 года. И тут сложилась любопытная ситуация: премию Полищук вручили Василиади, а игравшей в том же спектакле «Дядюшкин сон» Екатерине Потаповой досталась другая премия за лучшую женскую роль, которая при наличии кандидаток вручается ежегодно. Переложение сочинения Достоевского, сделанное Юрием Лоттиным и поставленное Олегом Рыбкиным, принесло немало талантливых актерских работ. Хотя не стало в итоге «Лучшим омским спектаклем сезона». Любопытно, что в номинации «Звезда года» не отметился никто из участников звездного фестиваля «Академия». Хотя вполне мог это сделать харизматичный Мартин Вуттке, исполнитель кинороли Адольфа Гитлера, приехавший к нам со своим спектаклем. Но специфическое зрелище «Гретхенский Фауст» в постановке кинозвезды, увы, наших экспертов за струны души не затронуло. Сергей Маковецкий, блистательно исполнивший сложнейшую роль «Дяди Вани» в спектакле Римаса Туминаса, также не поднялся высоко, – респонденты оценили самого постановщика, но не главного героя. Хотя хороши в постановке были все: и Вдовиченков, и Максакова, и Дубровская, и Симонов.
Елена Калинина, предприниматель
Меценат года
Супруга депутата Законодательного собрания региона Сергея Калинина, ныне сама предприниматель Елена Калинина в году ушедшем прославила себя даром музею имени Врубеля. Она презентовала главному нашему хранилищу искусств серию графических работ известного омского художника Дамира Муратова «ОкеАйн, или Следы в океане». Серия из 12 графических работ, созданных в смешанной технике, – самая крупная коллекция произведений этого автора, когда-либо попадавшая в музей Врубеля. Стоимость дара, как говорят, 100 000 рублей.
Концерт года
«Концертом года» эксперты признали выступление Владимира Спивакова. Его можно было увидеть и услышать в Музыкальном театре. Выступление Спивакова стало самым светским концертным мероприятием года, даже несмотря на то, что его проигнорировало первое лицо региона. Впрочем, губернатор встретился с маэстро до начала концерта. Диалог их носил творчески-деловой характер и был посвящен грядущему в 2011 году конкурсу Янкелевича. Те, кто говорил о дороговизне билетов на Спивакова (лучшие места обошлись любителям классики в 3 тысячи рублей), забыли, что несостоявшийся концерт Дмитрия Хворостовского обошелся бы им еще дороже. Выступление звезды мировой оперной сцены могло стать самым дорогим по стоимости билетов за всю историю гастрольной деятельности в нашем городе. Но артист в июне, увы, не приехал. Причина, как удалось узнать из неофициальных источников, – отмена тура. В филармонии, где должно было 28 июня пройти выступление артиста, сослались на то, что, несмотря на популярность певца, билеты расходились неважно. Хотя торговать ими начали загодя – еще в апреле. Стоимость билетов на Хворостовского в Омске доходила до 10 тысяч рублей. Увы, не стал событием, по мнению экспертов, и концерт звезды отечественной поп-музыки Филиппа Киркорова. Тогда еще не запятнавший себя дракой с женщиной король шоу-бизнеса выступил с аншлагом в цирке. Отработал три часа, даже почти всегда «живым звуком», но «живье» в неприспособленном для этого цирке – это скорее «осетрина второй свежести».
Владимир Головнев, кинорежиссер
Кино года
В последний раз в «КУЛЬтноМИНАЦИИ» уже сложившийся, несмотря на возраст, кинорежиссер-документалист Владимир Головнев засветился в ноябре 2009-го, когда его фильм «Занавес», рассказывающий об актерах глубоко провинциального Ирбитского театра из Свердловской области, удостоился сразу двух наград на престижных кинофорумах. В этот раз картина Головнева «Игра» получила 1 место на Московском международном кинофестивале спортивного кино. Лента о болельщиках хоккейного «Авангарда» победила в номинации «Спорт и общество». Заметим, что Владимир хоть и выигрывает гранты, на которые создает свои ленты, как правило, от дружественных ему московской или екатеринбургской киностудий, но активно продвигает родной город в качестве кинематографического. И в том, что наши молодые кинематографисты в этом году активизировались – весной в «Галактике» состоялась премьера художественной короткометражки режиссера Максима Дьячука «Три дня войны», а в августе со своим фантастическим триллером «Фантазм: реинкарнация» в «Вавилоне» засветился другой омский фильммейкер Денис Павленко, – есть и заслуга г-на Головнева. Заметим, что Головнев обошел в нашем топе культперсон самого Никиту Михалкова. Много вопросов возникло у кинокритиков по поводу изображения в фильме Никиты Сергеевича Великой Отечественной войны. Тема, для многих россиян священная, получила у мэтра весьма голливудское воплощение, причем голливудское не в самом лучшем смысле слова: то есть экшн есть, а вот смысла немного, превалируют ощущения. К тому же, как уверяют столичные специалисты, в прокате новая лента оскароносного режиссера провалилась, собрав пока значительно меньше, чем на нее было затрачено.
Рейтинг культурных деятелей, 2010 год
Место
Персоны
Причины
Баллы* (max 13)
1
Борис Ротберг, директор Омского музыкального театра
за идею создания нового музыкального произведения по заказу театра
9,4
2
Лидия Трубицина, главный редактор журнала «Омск театральный»
за то, что в год своего 25-летия возглавляемый ею журнал стал лауреатом конкурса «Сибирь – территория надежд»
9,27
3
Евгений Фельдман, член Союза российских писателей, переводчик
за присуждение ему престижной премии Бунина за цикл переводов
8,45
4
Елена Калинина, супруга депутата ЗС Сергея Калинина
за меценатство
8,4
5
Владимир Спиваков, художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России
за концерт, ставший не только культурным, но и светским событием
8
6-7
Наталья Василиади, народная артистка России, актриса Омского академического театра драмы
за получение губернаторской премии имени Любови Полищук
7,5
6-7
Владимир Головнев, кинорежиссер
за то что, его фильм победил на Московском международном кинофестивале спортивного кино
7,5
8
Татьяна Филоненко, актриса Омского академического театра драмы
за спектакль «Песня в мастерской живописца», посвященный творчеству Георгия Кичигина
7,1
9
Николай Михалевский, режиссер «Театра живописи»
за спектакль «Песня в мастерской живописца», посвященный творчеству Георгия Кичигина
6,82
10
Ольга и Владимир Крышковец, известные омские ювелиры
за создание серебряной копии Успенского собора
6,45
11
Римас Туминас, художественный руководитель Театра имени Вахтангова
за то, что его спектакль «Дядя Ваня» стал кульминацией фестиваля «Академия»
5,56
12
Сергей Фамильцев, директор «Кино-досугового объединения г. Омска»
за проведение фестиваля «Любительское кино + Profi »
5,3
13
Юрий Кузнецов, заслуженный артист России
за то, что стал самой яркой минувшего фестиваля «Киносозвездие»
4,78
По данным агентства «БК-рейтинг», опрос экспертов. Декабрь 2010 г. *Эксперты ранжировали культурных деятелей – победителей «КУЛьтноМИНАЦИИ» по итогам 11 месяцев 2010 года, после чего места переводились в баллы, где 1 место оценивалось в 13 баллов, 13 место – в 1 балл. Итоговый балл равен среднему значению баллов. Рейтинг провалов строился на основе полученных персонами за год отрицательных оценок.
Эксперты:
Николай Герасименко, директор выставочного салона «Перспектива»; Альберт Каримов, архитектор; Борис Коников, директор музея им. М. Врубеля; Виктор Лапухин, директор Академического театра драмы; Дина Литвина, заведующая литературно–драматической частью Лицейского театра; Владимир Миллер, председатель правления Омского отделения СТД, заслуженный артист России; Александр Милованов, директор фирмы «Марка»; Лариса Тимкова, директор музея «Искусство Омска»; Анастасия Толмачева, заведующая литературной частью театра «Арлекин»; Евгений Шестаков, симфонический дирижер, заслуженный деятель культуры РФ.
Василий РОМАНОВ
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru