Тридцать шесть спектаклей от тридцати постановщиков увидели свет в омских театрах в сезоне 2009-2010 годов. Из приглашенных у нас любят ставить питерцы и москвичи. Оно и понятно, все же одно время мы считали себя чуть ли не театральной столицей провинции.
Эпитет, возможно, гиперболизированный, но на тот момент вполне актуальный. Подчеркнем – на тот... А было это несколько лет назад, когда Омская драма являлась постоянным номинантом «Золотой маски». Попадали в список соискателей главной национальной театральной премии и другие омские театры. А что сейчас?! Глядя на итоговую таблицу режиссерских работ предыдущего сезона, можно смело уверять, что академический театр, по мнению экспертов «Бк-рейтинг», утратил свои лидирующие позиции. Очередной режиссер «академиков» Анна Бабанова хоть и оказалась на втором месте, но за работы в Театре-студии Александра Гончарука. Лучший же спектакль старейшего омского учреждения Мельпомены – «Экспонаты» от харизматичного Дмитрия Егорова – лишь тринадцатый. «Я в академической драме смотрел «Метель» и «Лисистрату» и не могу сказать ничего хорошего о режиссуре: очень слабо по всем творческим и профессиональным показателям, особенно в капустнике по имени «Лисистрата». Да, в «Лисистрате» блистательно играет Валерий Алексеев, да и некоторые другие актеры! То есть именно талантливые актеры своим мастерством как-то спасают бездарные постановки», – таково мнение одного из наших респондентов по поводу итогов минувшего сезона в Омском театре драмы. В подтверждение темы яркости актерских работ в не всегда удачных постановках (заметим, мнение об удачах и неудачах здесь чисто субъективное и не претендующее на истину в последней инстанции) – второе место новоиспеченной Заслуженной артистки России Татьяны Филоненко. Многолетняя звезда «академиков» столь высоко поднялась за главные роли в уже названной «Лисистрате» и в премьере от главрежа «академиков» «Поздней любви». Сам творческий лидер академического театра драмы Георгий Цхвирава с двумя своими постановками минувшего сезона оказался лишь 24-м, уступив и своей подчиненной Бабановой, и своим же актерам, активно работающим в режиссуре, – Гончаруку, Алексееву, Шапорину. Справедливости ради заметим, что наши эксперты, вполне вероятно, ожидали от Цхвиравы работ в стиле спектакля «Продается японское пальто из парашютного шелка» – первой самостоятельной постановки молодого тогда Георгия Цхвиравы на сцене омской драмы. «Пальто...» в начале 80-х прошлого века стало чуть ли не самым кассовым спектаклем наших «академиков». А выбирать тогда зрителям было из чего. Нынешний стиль Георгия Зурабовича отличается от тогдашней манеры. «Очень крепкий, качественный спектакль с профессиональными актерскими работами, структурой, идейной концепцией. Но, на мой взгляд, при всем при этом до События он не дотягивает. Чего-то ему не хватило», – таково мнение одного из экспертов о спектакле Цхвиравы «Три девушки в голубом». Неожиданным для многих наверняка будет первое место в режиссерском рейтинге Ольги Ивановой. Ее «Мертвые души», несомненно, стали событием минувшего сезона. Но если разобраться, тут важными оказалось сразу несколько составляющих: литературная основа от великого классика, написанная по мотивам стихотворная составляющая от известного сценариста Сергея Плотова, специально созданная для спектакля музыка композитора Александра Журбина и крепкий профессионализм Ольги Ивановой. Если добавить к этому яркое сценическое воплощение спектакля от художников постановки Акимовой и Устинова, хорошие балетные номера от хореографа Байковой и... болезнь солиста Хмырова, которая вывела на первый план молодого вокалиста Серкова, дав ему возможность впервые спеть главную партию, то якобы неожиданность этого первого места становится уже менее явной. Залог успеха режиссера Ивановой – хорошая команда. Впрочем, столь же крепкой она была и у других постановщиков, но... результат получился иным. В творчестве такое бывает нередко. В десятке лучших – режиссеры, ставившие в шести омских театрах. Впереди – Театр-студия Гончарука. Сразу два его режиссера – в первой тройке. «Мне кажется, этот театр является ярким событием на театральном фоне Омска! Радостно, что у великолепного актера ТЮЗа, а сейчас хорошего актера Драмы проявился режиссерский талант! Мне трудно выделить кого-то из актеров в его спектаклях, так как Гончарук исповедует режиссерский театр, то есть ВСЯ его молодежь с блеском выполняет талантливые режиссерские замыслы! От ВСЕГО актерского ансамбля идет мощная положительная энергия, которая не абстрактна, а точно в рамках конкретной драматургии, режиссерского замысла!» – считает наш эксперт. Не случайно, что и сам Александр Гончарук, как и два актера его Театра-студии Ярослав Максименко и Юлия Овчаренко, попал в десятку лучших актерского рейтинга. Гончарук возглавляет его. Замыкает тройку лучших замечательная Елизавета Романенко, блеснувшая опять же в спектакле Театра-студии Гончарука. Любопытно и четвертое место «лицеиста» Евгения Точилова за «Альпийскую балладу». Женя обошел Валерия Алексеева, не сыгравшего в минувшем сезоне главных ролей в родном театре, но украсившего собой сразу две постановки камерного «Пятого».
Спектакль «Лисистрата» Нины Чусовой экспертов не поразил
«Лицеист» Евгений Точилов обошел самого Валерия Алексеева. На фото он в спектакле «Альпийская баллада»
Екатерина ЛЯМКИНА, "БК-рейтинг", Василий РОМАНОВ
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru