Мир меняется, и уже нельзя не замечать такого явления, как омская блогосфера, особенно после того, как личный блог завело себе второе лицо в регионе. Но блогосфера состоит из конкретных блоггеров, а значит, их можно попытаться ранжировать. Но по какому признаку? Главным критерием мы избрали читаемость в среде омских собратьев по клавиатуре. В первую десятку вошли в основном журналисты и... один художник.
Некоторые считают первым блоггером одного из отцов-основателей Всемирной паутины Тима Бернерса-Ли, который начиная с 1992 года публиковал новости на своей страничке. В 1999 году открылась первая бесплатная блоговая служба на базе сайта Blogger. В декабре 2008 года блог «Оттенки Серого» получил от Россвязькомнадзора официальную регистрацию в качестве средства массовой информации. Правда, позже автор блога Сергей Мухамедов утверждал, что это был эксперимент, и подал заявление об аннулировании регистрации. Как бы то ни было, со временем стало очевидно, что частные блоги могут составлять реальную конкуренцию «классическим» СМИ. Блоггеры не ограничены «форматом» и прочими условностями и в своей совокупности составляют разветвленнейшую сеть корреспондентов – поставщиков новостей во Всемирную паутину – и оттуда – в те же СМИ. Более того, по словам Ильи Шепелина (eljah), сегодня «миром правят микроблоги». По меньшей мере, арабским: достаточно вспомнить роль Twitter в недавних революциях в Северной Африке.
Экзистенциальный вопрос К тому времени, когда Паутина стала, наконец, расползаться и по омским квартирам, явление, называемое «блогосферой», уже сложилось, и омичам оставалось лишь принять правила игры. Что же делается в нашей доморощенной блогосфере? По мнению самих участников, «омских блоггеров можно по пальцам пересчитать – и они читают в основном друг друга» (Илья Шепелин), «рейтинговых блогов в Омске нет, не очень у нас популярна эта тема» (Роман Залесов (romanzalesov)), «в Омске нет нормальных блоггеров, пишущих интересно» (Евгений Цуприк (mr_zheka)), а то и вовсе «в Омске нет блоггеров» (Георгий Джгаркава (joker_black)). Заочно полемизирует с ними Андрей Бесштанько (andrey_besshtanko), ответивший на вопрос «БК» так: «Мое мнение об омских блоггерах состоит в том, что ОНИ ЕСТЬ. На мой взгляд, это уже неплохо. Кого-то отдельно выделять я бы не хотел». Есть и такое мнение: «Омские блоггеры – талантливые, медлительные, как все сибиряки, добрые и по-деревенски наивные» (инкогнито с ником natkindomik).
По понятиям Впрочем, стоп. «По-моему, вы путаете понятия, так как в вашем списке едва ли не большая часть – совершенно не блоггеры, а просто люди, которые ведут дневники», – усомнился Кинес Кизиитов (kines-om). То есть звание блоггера еще надо заслужить. Какими же качествами должен обладать человек, чтобы именоваться блоггером? «Хороший блоггер отвлекает людей от банальщины, а не топит их еще больше в ней» (Алексей Оглоблин (gaudeamus-omskcity)). «Хороший блоггер умеет навязать повестку дня. То есть хоть в одной теме, но переломить редакционные СМИ. Критерий успешности блоггера прежде всего заключается в возможности запускать вирусы – когда тема, заданная им, блоггером, а вовсе не какими-то СМИ, распространяется по интернету, как заразная болезнь» (Илья Шепелин). Иными словами, «блоггер – это тот, кто СОЗДАЕТ контент» (Георгий Джгаркава). Развернутое определение дала Юлия Черникова (chernikova_zdes): «Хороший блоггер – искренен. У него стиль и хороший язык. И хорошее чувство юмора. Он воспитан. Профессионал или очень увлеченный чем-то человек. Общителен, адекватен, в меру социален, позитивен».
Бренд или не бренд? Мы в своем исследовании исходили из того, что блоггер – это тот, кого читают. А хороший блоггер – это тот, чей ник (или имя) становится своего рода брендом. Именно этот критерий лег в основу первого этапа нашего исследования, когда мы спросили себя: чье имя из блоггеров-омичей первым приходит на ум? Первым на ум пришло имя журналиста Александра Жирова (tor4annen), всячески позиционирующего себя в СМИ как блоггера. К нему мы и обратились за консультацией. Справедливости ради нужно сказать, что обращались мы и к Виктору Корбу и в его лице к «Омскому Клубу Блоггеров», но по причине сжатых сроков отложили наше сотрудничество до следующего раза. Названных г-ном Жировым омских блоггеров мы попросили вспомнить «навскидку» своих коллег-земляков и так далее, что дало нам возможность таким образом раз за разом расширять круг «опрашиваемых лиц». В итоге было опрошено около 70 омичей (в том числе уехавших). Они вспомнили в общей сложности более 110 имен (ников), 49 из которых – более чем по одному разу. Именно эти 49 претендентов и были включены в анкету, которую мы попросили заполнить все тех же откликнувшихся на первом этапе. Итоговый рейтинг составлен на основании 32 заполненных анкет. Критерии оценки были просты:
Балл Значение 5 Не пропускаю ни одного поста 4 Читаю часто 3 Читаю время от времени 2 Читаю случайно 1 Не читаю 0 Кто это?
Для итогового рейтинга были отобраны 30 самых читаемых. Таким образом, мы обошли проблему тематической и других неоднородностей разных блогов. Тут, кстати, впору вспомнить иные критерии, предложенные Александром Жировым и оспоренные Евгением Александровым (fd00ch):
Периодичность обновлений. Обновлять можно и раз в два часа, только важнее смысл, а не «на улице жара и адъ». Актуальность информации. Кто-то пишет о музыке, кто-то – о митингах. И там, и там актуально, но как это сравнивать между собой? Статусность личности блоггера в реальной жизни. Для Омска это не уровень. У нас разве что Виктор Корб известен «делами в реале» (еще, как минимум, Андрей Бесштанько – «БК»). Количество читателей. Часто бывает, что люди не френдят, но читают. Это трудно отследить. Количество френдов. Это при желании накручиваемый показатель.
Гомер и другие Тройка лидеров обозначилась уже на этапе первичного опроса: Александр Жиров – 23 упоминания, Виктор Корб – 20 упоминаний, Елена Завьялова – 14 упоминаний. Однако по результатам второго этапа Корб и Завьялова поменялись местами: Жиров – 3,30 из 5 баллов, Завьялова – 3,27 балла, Корб – 3,00 балла. Из чего можно сделать вывод, что Виктор Корб, этот старейшина омского интернета, постепенно превращается в легенду: его не столько читают, сколько знают. Кто из нас не слышал о Гомере? А кто его читал?
Примерно та же ситуация с Михаилом Магловым (maglov2): несмотря на молодость, он до отъезда в Москву успел сделать себе имя, чему подтверждение – 4-е место по упоминаемости против 7-го – по читаемости. Первая десятка рейтинга в основном состоит из людей, так или иначе связанных со СМИ: Александр Жиров, Елена Завьялова, Виктор Корб, Михаил Маглов, Вячеслав Суриков, Василий Мельниченко, Александр Беляев – журналисты, Наиль Насретдинов – телевизионщик с «12 канала», Александр Сычев – фотограф, сотрудничающий со СМИ. Тем примечательнее 6-е место художника Дамира Муратова (bednotown), несмотря даже на то, что он отошел от ведения собственно блога, переключившись на формат Facebook. И еще одна особенность. В первой десятке мужчин в 9 раз больше, чем женщин, в то время как в тридцадке это соотношение такое же, как и в первой тройке: 2 к 1. Любопытно, что блоггер с ником dubrovska, у которого более полутора тысяч подписчиков – а это, кажется, рекорд среди омских блоггеров, – оказался вне нашей тридцатки. Возможно, мы «не тех опрашивали». Но возможно и то, что блог этого автора далеко перешагнул границы Омской области – как в географическом, так и в интеллектуальном плане.
Некоторые считают первым блоггером одного из отцов-основателей Всемирной паутины Тима Бернерса-Ли, который начиная с 1992 года публиковал новости на своей страничке. В 1999 году открылась первая бесплатная блоговая служба на базе сайта Blogger. В декабре 2008 года блог «Оттенки Серого» получил от Россвязькомнадзора официальную регистрацию в качестве средства массовой информации. Правда, позже автор блога Сергей Мухамедов утверждал, что это был эксперимент, и подал заявление об аннулировании регистрации. Как бы то ни было, со временем стало очевидно, что частные блоги могут составлять реальную конкуренцию «классическим» СМИ. Блоггеры не ограничены «форматом» и прочими условностями и в своей совокупности составляют разветвленнейшую сеть корреспондентов – поставщиков новостей во Всемирную паутину – и оттуда – в те же СМИ. Более того, по словам Ильи Шепелина (eljah), сегодня «миром правят микроблоги». По меньшей мере, арабским: достаточно вспомнить роль Twitter в недавних революциях в Северной Африке.
Экзистенциальный вопрос К тому времени, когда Паутина стала, наконец, расползаться и по омским квартирам, явление, называемое «блогосферой», уже сложилось, и омичам оставалось лишь принять правила игры. Что же делается в нашей доморощенной блогосфере? По мнению самих участников, «омских блоггеров можно по пальцам пересчитать – и они читают в основном друг друга» (Илья Шепелин), «рейтинговых блогов в Омске нет, не очень у нас популярна эта тема» (Роман Залесов (romanzalesov)), «в Омске нет нормальных блоггеров, пишущих интересно» (Евгений Цуприк (mr_zheka)), а то и вовсе «в Омске нет блоггеров» (Георгий Джгаркава (joker_black)). Заочно полемизирует с ними Андрей Бесштанько (andrey_besshtanko), ответивший на вопрос «БК» так: «Мое мнение об омских блоггерах состоит в том, что ОНИ ЕСТЬ. На мой взгляд, это уже неплохо. Кого-то отдельно выделять я бы не хотел». Есть и такое мнение: «Омские блоггеры – талантливые, медлительные, как все сибиряки, добрые и по-деревенски наивные» (инкогнито с ником natkindomik).
По понятиям Впрочем, стоп. «По-моему, вы путаете понятия, так как в вашем списке едва ли не большая часть – совершенно не блоггеры, а просто люди, которые ведут дневники», – усомнился Кинес Кизиитов (kines-om). То есть звание блоггера еще надо заслужить. Какими же качествами должен обладать человек, чтобы именоваться блоггером? «Хороший блоггер отвлекает людей от банальщины, а не топит их еще больше в ней» (Алексей Оглоблин (gaudeamus-omskcity)). «Хороший блоггер умеет навязать повестку дня. То есть хоть в одной теме, но переломить редакционные СМИ. Критерий успешности блоггера прежде всего заключается в возможности запускать вирусы – когда тема, заданная им, блоггером, а вовсе не какими-то СМИ, распространяется по интернету, как заразная болезнь» (Илья Шепелин). Иными словами, «блоггер – это тот, кто СОЗДАЕТ контент» (Георгий Джгаркава). Развернутое определение дала Юлия Черникова (chernikova_zdes): «Хороший блоггер – искренен. У него стиль и хороший язык. И хорошее чувство юмора. Он воспитан. Профессионал или очень увлеченный чем-то человек. Общителен, адекватен, в меру социален, позитивен».
Бренд или не бренд? Мы в своем исследовании исходили из того, что блоггер – это тот, кого читают. А хороший блоггер – это тот, чей ник (или имя) становится своего рода брендом. Именно этот критерий лег в основу первого этапа нашего исследования, когда мы спросили себя: чье имя из блоггеров-омичей первым приходит на ум? Первым на ум пришло имя журналиста Александра Жирова (tor4annen), всячески позиционирующего себя в СМИ как блоггера. К нему мы и обратились за консультацией. Справедливости ради нужно сказать, что обращались мы и к Виктору Корбу и в его лице к «Омскому Клубу Блоггеров», но по причине сжатых сроков отложили наше сотрудничество до следующего раза. Названных г-ном Жировым омских блоггеров мы попросили вспомнить «навскидку» своих коллег-земляков и так далее, что дало нам возможность таким образом раз за разом расширять круг «опрашиваемых лиц». В итоге было опрошено около 70 омичей (в том числе уехавших). Они вспомнили в общей сложности более 110 имен (ников), 49 из которых – более чем по одному разу. Именно эти 49 претендентов и были включены в анкету, которую мы попросили заполнить все тех же откликнувшихся на первом этапе. Итоговый рейтинг составлен на основании 32 заполненных анкет. Критерии оценки были просты:
Балл Значение 5 Не пропускаю ни одного поста 4 Читаю часто 3 Читаю время от времени 2 Читаю случайно 1 Не читаю 0 Кто это?
Для итогового рейтинга были отобраны 30 самых читаемых. Таким образом, мы обошли проблему тематической и других неоднородностей разных блогов. Тут, кстати, впору вспомнить иные критерии, предложенные Александром Жировым и оспоренные Евгением Александровым (fd00ch):
Периодичность обновлений. Обновлять можно и раз в два часа, только важнее смысл, а не «на улице жара и адъ». Актуальность информации. Кто-то пишет о музыке, кто-то – о митингах. И там, и там актуально, но как это сравнивать между собой? Статусность личности блоггера в реальной жизни. Для Омска это не уровень. У нас разве что Виктор Корб известен «делами в реале» (еще, как минимум, Андрей Бесштанько – «БК»). Количество читателей. Часто бывает, что люди не френдят, но читают. Это трудно отследить. Количество френдов. Это при желании накручиваемый показатель.
Гомер и другие Тройка лидеров обозначилась уже на этапе первичного опроса: Александр Жиров – 23 упоминания, Виктор Корб – 20 упоминаний, Елена Завьялова – 14 упоминаний. Однако по результатам второго этапа Корб и Завьялова поменялись местами: Жиров – 3,30 из 5 баллов, Завьялова – 3,27 балла, Корб – 3,00 балла. Из чего можно сделать вывод, что Виктор Корб, этот старейшина омского интернета, постепенно превращается в легенду: его не столько читают, сколько знают. Кто из нас не слышал о Гомере? А кто его читал?
Примерно та же ситуация с Михаилом Магловым (maglov2): несмотря на молодость, он до отъезда в Москву успел сделать себе имя, чему подтверждение – 4-е место по упоминаемости против 7-го – по читаемости. Первая десятка рейтинга в основном состоит из людей, так или иначе связанных со СМИ: Александр Жиров, Елена Завьялова, Виктор Корб, Михаил Маглов, Вячеслав Суриков, Василий Мельниченко, Александр Беляев – журналисты, Наиль Насретдинов – телевизионщик с «12 канала», Александр Сычев – фотограф, сотрудничающий со СМИ. Тем примечательнее 6-е место художника Дамира Муратова (bednotown), несмотря даже на то, что он отошел от ведения собственно блога, переключившись на формат Facebook. И еще одна особенность. В первой десятке мужчин в 9 раз больше, чем женщин, в то время как в тридцадке это соотношение такое же, как и в первой тройке: 2 к 1. Любопытно, что блоггер с ником dubrovska, у которого более полутора тысяч подписчиков – а это, кажется, рекорд среди омских блоггеров, – оказался вне нашей тридцатки. Возможно, мы «не тех опрашивали». Но возможно и то, что блог этого автора далеко перешагнул границы Омской области – как в географическом, так и в интеллектуальном плане.
Справка
Словарик сетевого жаргона
Блог (англ. blog от web log) – сетевой дневник.
Блоггер (англ. blogger) – автор и/или редактор блога.
Лытдыбр (слово «дневник», набранное в английской раскладке: lytdybr) – запись личного характера.
Микроблог – сетевой дневник, состоящий из коротких заметок. Самая популярная платформа – Twitter. Некоторые социальные сети, такие как Facebook, также имеют функцию микроблога.
Ник (от англ. nickname – кличка) – сетевое имя блоггера. Некоторые авторы используют ники в качестве псевдонимов, если не хотят «светить» реальные ФИО.
Пост (англ. post) – очередная запись в блоге.
Френд (англ. friend) – друг. Статус читателя, позволяющий получать оповещения о новых постах блоггера, иметь доступ к материалам «не для всех» и ряд других привилегий.
Френдить – записывать в друзья.
Константин ВЕГЕНЕР
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru