– Валерий Николаевич, сложно даже решить, что интереснее: создание инновационного центра в Омске или ваша встреча с губернатором, инновационную политику которого вы критиковали в том числе и на страницах нашего издания. Действительно ли встреча состоялась и чем, по-вашему, она была вызвана?
– Да, действительно, меня приглашал губернатор. Я вижу в этом конструктивный подход, стремление
наладить диалог. Значит, мои слова были услышаны.
– То есть можно сказать, что теперь закончено время конфронтации «Техуглерода» с региональной властью?
– Худой мир лучше хорошей войны. Прямой конфронтации не было, скорее, было непонимание. Ведь публично был задан вопрос руководству региона: «Кто мы: враги народа или герои нации?»
И если власть вступает в диалог – это признак сильной власти, которая адекватно оценивает степень внешних угроз для нашей страны и пытается консолидировать общество.
Ведь есть доминирующие страны, которые хотят расширить жизненное пространство для себя. Не географическое, но технологическое, интеллектуальное. Замыкаться в своем сырьевом анклаве нельзя. Ставить на сельское хозяйство как на основу могущества сегодня тоже глупо. Нужна сильная конкурентная промышленность, наукоемкое производство. Если есть синергетический эффект, нужно двигаться дальше. Я смогу не тратить часть своей энергии на внутренние распри. Если помните, я говорил о том, что от отсутствия полноценного сотрудничества страдают прежде всего интересы страны, и говорил это искренне. Я знаю, как тяжело продвигать свою продукцию в Европе. Они нас не хотят. А покупают только потому, чтобы не попасть в зависимость от собственных олигополистов.
– В интервью вы также рассказывали, что неплохо ведете эту войну даже во враждебной местной среде. Зачем вам признание власти?
– Наши конкуренты уважаемы своими местными властями, и это придает им силы. Конструктивные отношения с властью – основа любого наукоемкого инновационного проекта. Инновационный сектор – сложный механизм: образование, научные исследования, взаимоотношения между предпринимателями и научными работниками, коммерциализация знаний. Кто это должен координировать? Власть. У нас идет процесс самоорганизации, но с помощью власти это можно сделать более эффективно.
Посмотрите на ситуацию с другой стороны. За последние пять лет европейские олигополисты вынуждены закрыть четыре завода техуглерода в Европе: в Голландии, Англии, Франции, Германии. Кто в этом виноват? Мы. И наше достижение в том, что рынок не растет такими темпами, какими мы вколачиваем туда продукцию. Мы находимся в условиях постоянной конкурентной войны с акулами бизнеса. А что у нас в тылу? Обвинения в несуществующих преступлениях. Был бы я одинокий Дон Кихот, надеялся бы только на себя. Был бы за мной коллектив, например, землекопов, копающих от забора и до обеда, не обращал бы внимание на такие инсинуации. Но за мной коллектив творческих людей, мне нужно раскрепостить их, чтобы у них были интерес и гордость за свое дело. А ведь когда идут нападки на меня, это распространяется на плоды труда всего коллектива. Парализует, отнимает силы. Все наши проекты – результат творческой энергии коллектива, и мы не можем не иметь оценки общества. Гордость – естественный признак творца. А нам плюют в душу. Поэтому я вынужден был искать оценки власти, но не милости. Посмотрите, у меня все статьи носят острый характер. Всегда есть попытка рассмотреть: кто есть кто. Мы чувствуем себя обязанными разрубать ханжескую модель. Когда делается одно, а говорится другое – это шизофрения. Общество не может позволить себе этого. Я хотел это показать.
– О чем шел разговор во время исторической встречи?
– Я попросил публично обсудить одну из наших проблем. В частности, необходимость создания в Омске научно-исследовательского центра по углеродному направлению. Я попросил губернатора его «освятить», выразить поддержку. Мне было дано согласие.
– Расскажите о Центре подробнее. Чем он будет заниматься, кто еще в числе его создателей?
– Научно-исследовательский центр будет создан на базе опытно-промышленного производства омского завода «Техуглерод» совместно с Институтом проблем переработки углеводородов. С 1 января текущего года член-корреспондент академии наук Владимир Лихолобов вошел в совет директоров нашего холдинга, и теперь Центр станет дочерним предприятием холдинга и института. Он будет специализироваться на научных исследованиях по углеродной тематике. Мы намерены достижения этого Центра положить в основу нашей конкурентоспособности. Мы и раньше сотрудничали с институтом, но теперь мы намерены добиться более жесткой специализации, поскольку изменились условия для производства и продвижения наукоемкой продукции. Фактически сейчас продвижение наукоемкой продукции осуществляет научный работник, а не коммивояжер. Это вызов времени, и мы стараемся на него ответить. Мы обязаны создать компанию мирового уровня.
– Вы так долго шли к созданию этого Центра, не обидно будет разделить радость успеха с бывшими вашими притеснителями?
– Я бы не ставил вопрос таким образом и не хочу переходить на личности. Да, я считаю, что та пропаганда, что годами льется из медийных источников, не вполне отражает экономические реалии нашей жизни. Но при этом нужно признать, что мы живем не в вакууме, и поэтому наши успехи не только наши успехи. В конце концов, нас охраняет полиция. Нам подается электричество. Ходит общественный транспорт. Освещаются улицы. Власть осуществляет определенные социально-экономические функции для того, чтобы мы могли реализовать наш проект. А вот диалога действительно не было. Но если он начнется, выиграют от этого все. У власти тоже должен быть стимул. Я просто хочу разнообразить предметы гордости у власти. Мы против гиперболизации и монополизации отдельных проектов бизнес-любимчиков в качестве единственного пути развития экономики. Пусть цветет сто цветов. И если власть радуется нашим достижениям, то чем это плохо? Мы не хотим, чтобы наш опыт игнорировался. Мы хотим показать пример, и пусть власть на нем увеличивает свой авторитет. От этого опять же выиграют все. Я согласен иметь успехи не вопреки власти, а благодаря.
– А вы спокойно отнесетесь к тому, что о вашем Центре на «12 канале» будут идти репортажи, начинающиеся неизменной формулировкой «Благодаря губернатору»?
– Я бы предложил другую формулировку – в том числе и благодаря губернатору. Центр – дитя многофакторных процессов.
– Учтет ли эти тонкости губернаторская пропаганда...
– Думаю, мы сможем решить этот вопрос. Надеюсь, будет иная эпоха, где истинный инновационный сектор экономики имеет сбалансированные взаимоотношения с властной элитой. Без пропаганды тоже нельзя: большинство людей нуждается в готовых жизненных постулатах, моделях мировоззрения и рецептах решения многих проблем. Но пропаганда должна быть адресной, избирательной и более тонкой, особенно в современную эпоху.
– Не боитесь, что приглашение к диалогу не более чем предвыборный ход со стороны губернатора?
– Покажет время. Но у нас проект на десятилетия, и он даже нас переживет. Он не умрет, даже если власть потеряет к нему интерес. Пусть я покажусь идеалистом, но очень хочу верить, что у власти сменились приоритеты. Наша озабоченность проблемами экономики региона вызвала конструктивную ответную реакцию, и нам будет предоставлена трибуна. Меня пригласили выступить на экономическом совете при правительстве Омской области. Я впервые в жизни буду там выступать, ни в одном совещании я раньше не участвовал.
– Может, вам это так понравится, что станете политиком или чиновником?
– Мне это неинтересно. Расскажу старую еврейскую притчу. Поженились лесть и обман, и родилась политика. Политика – это борьба за власть, желание сесть на трон. Не важно, какой – спикера Заксобрания или диктатора Северной Кореи. В списке моих жизненных приоритетов борьбы за власть нет. А есть борьба за жизненное пространство против акул мирового бизнеса через экспансию наукоемкого производства и гордость, что мы из России, – другого-то и не надо.
Материал подготовлен при финансовой поддержке ООО «Техуглерод»