Чтобы стать королями омского рынка гостиничных услуг, династии Антропенко осталось построить в городе пятизвездочный отель, хотя и четырехзвездочного "Хилтона" для достижения этой цели тоже может хватить. Мелким гостиницам остается лишь уповать на то, что гости города предпочтут пользоваться их трепетным гостеприимством, а не европейским сервисом в омском исполнении.
Гостей принимаете? Согласно данным официальной городской статистики, приведенным в интернете, в Омске зарегистрировано 32 организации гостиничного типа с общим количеством мест чуть более двух тысяч. В это число не попали бани с номерами для уставших или, наоборот, возбужденных гостей, и все те компании, для которых гостиничный бизнес является вспомогательным. Например, в КДЦ «Велес» нам с подкупающей прямотой объяснили, что комнаты отдыха предоставляются только пьяным посетителям ресторана, которые не захотели (или не смогли) уехать домой, а в «Мотеле» на Фабричной сказали, что номера не сдают, а только оказывают услуги массажа. Вообще же, получить номер можно в одном из 81 заведений, но далеко не в каждом готовы публично и открыто рассказать о том, чем именно у них удивляют гостей. Некоторые из наших респондентов отказались отвечать на вопрос о дополнительных услугах, мотивируя это тем, что данная информация интимного свойства. Чтобы больше не возвращаться к интимной теме, сразу скажем, что отличить маленькую гостиницу домашнего типа от фактического борделя с первого взгляда не всегда представляется возможным. Если нет желания, обзванивая гостиницы по алфавитному списку, вновь и вновь задавать вопрос-индикатор: «Сдаете ли номера на час?», можно легко запутаться. Ясности не добавляют и владельцы отелей, которые педалируют эротическую тему в своей рекламе, но при этом считают, что их позиционирование адекватно направленности их услуг. Увы, полуголые девушки в рекламе гостиницы «Малибу» или игривое название «Грезы» трактуются потенциальным клиентом однозначно. Поэтому иногородние гости, в чьи планы не входят утехи с почасовой оплатой, стараются выбирать отели большие: пусть они дороже и не такие уютные, зато без сюрпризов. То же самое делают и офис-менеджеры омских компаний, в чьи обязанности входит найти приличный номер для командировочных из других городов.
Сняли сливки Таксисты-бомбилы, дежурящие у аэропорта, привыкли, что иностранцы чаще всего требуют отвезти их в «Ибис Сибирь». Как ни бодрился в прессе после открытия этого отеля тогдашний управляющий сертифицированной трехзвездочной гостиницы «Турист» Геннадий Нейман, а отток гостей все же произошел. Не могло быть иначе: если в городе есть единственная гостиница, работающая под известным международным брендом, иностранный турист, желая оградить себя от непонятной ему сибирской экзотики, скорее всего выберет именно ее. Англоговорящий персонал, европейские стандарты обслуживания, стандартные номера, необходимый минимум услуг – «Ибис» не поражает, но и не разочаровывает. Поэтому на недостаточную заполняемость здесь не жалуются – бывают сезоны, когда она, согласно данным отдела маркетинга гостиницы, достигает ста процентов. Это вполне объясняет то, что компания «Основа Холдинг», фронтменом которой выступает Игорь Антропенко и которой принадлежит омский «Ибис», решила осуществить и более масштабный проект – по строительству в Омске отеля «Хилтон». Конечно, игроки наперебой говорят о том, что Омск – это не Москва и туристы к нам смотреть на красоты степной природы не ломятся, но факт остается фактом: лидер омского рынка гостиничных услуг, имеющий трехзвездочный отель «Ибис Сибирь» и гостиницу «Омск», в которой бережно хранятся советские традиции по обслуживанию и интерьеру, собирается подарить городу заведение под мировым брендом и с четырьмя звездами. Параллельно, как просветили нас в гостинице «Омск», планируется реконструкция и этой гостиницы. Возможно, скоро в городе не останется мест, где командировочным удастся пожить в отеле, почти не выходя за пределы выданной на день суммы.
Звездный дефицит На данный момент в Омске шесть трехзвездочных гостиниц. Кроме «Ибис Сибирь» это «Иртыш», «Молодежная», «Турист» и «Флагман». Не так давно открытая гостиница «Аврора», очень бодро начавшая свое шествие на этаж лидеров, сейчас находится на стадии подтверждения статуса трехзвездочного отеля. Гостиница «Маяк» имеет два корпуса разной звездности – трех и четырех. Четыре звезды также имеет отель «Камелот». Некоторые участники рынка считают, что гостю не так важно, откуда берутся «звезды» и есть ли у них сертификат. Так, центр отдыха «Аквамарин» позиционируют себя как двухзвездочный отель, «Ника» – как трехзвездочный, «Лермонтов Отель» – как четырехзвездочный. В подтверждение своих звезд эти отели могут лишь попросить поверить на слово. А вот чего, по мнению большинства игроков, Омску действительно не хватает, так это небольшого отеля на пять звезд. – Есть определенная категория гостей, как, например, музыканты, певцы, спортсмены, особенно иностранцы, которые привыкли жить в пятизвездочных гостиницах, – говорит менеджер по корпоративным продажам и маркетингу «Ибис Сибирь» Ольга Крицкая. – Мы не можем предложить им никакого шика. Если бы в городе была пятизвездочная гостиница, да еще работающая под известным брендом, спрос был бы.
На чай с сахаром Кажется невероятным, но в Омске можно получить номер за 300 рублей в сутки. Этот самый бюджетный из бюджетных вариантов предлагает Спортивно-восстановительный центр. За 500 рублей вас приютят в гостинице с веселым названием «Сидорова коза». А вот самый дорогой и, видимо, наиболее элитный номер в Омске находится в гостинице «Камелот». Этот люкс имеет площадь 137 кв. м, в нем есть сауна и джакузи, а сутки в нем будут стоить 12 200 рублей. Чуть дешевле – 10 тысяч 400 рублей – трехкомнатные благоустроенные апартаменты в «Вояже» и дешевле на триста рублей – представительский люкс в «Маяке». В целом цены на рынке гостиничных услуг уже давно устоялись. Только в трех гостиницах («Ибис», «Турист» и «Флагман») респонденты отметили небольшое увеличение стоимости номеров за последний год – на 5-10%, 70% респондентов ответили, что цены в их гостиницах не претерпели изменений. При этом заполняемость вполне достаточна для того, чтобы гостиничный бизнес продолжал существовать и даже развиваться. Больше всего гостей посещают Омск осенью (летом – провал). В это время гостиницы «Ибис Сибирь-Омск», «Ника» и «Подкова» заполнены на 90%, «Грезы» – на 80%, «Аквамарин» – на 75%, «Флагман» – на 70%, «Иртыш» – на 65% (данные предоставлены самими отелями). Выходит, что хоть Омск и не Москва, но спрос есть? – По данным поисковой системы «Яндекс», за прошедший месяц «гостиницы Омска» искали 8014 человек, – говорит и.о. генерального директора ЗАО Гостиничный комплекс «Турист» Нина Коломоец. – Если анализировать спрос на гостиничные услуги по нашему отелю, то спрос – достаточный. Иногда приходится отказывать или заселять гостей в другие гостиницы. А на уровне города, думаю, что количество предложений больше спроса. Такая ситуация складывается потому, что потребителя не удовлетворяет качество услуг, цена, месторасположение какой–либо гостиницы и т.д. Когда мы проводили исследование конкурентов на гостиничном рынке, оказалось, что кроме других гостиниц нашими основными конкурентами являются организации, которые сдают квартиры посуточно. И все же половина опрошенных нами представителей гостиниц отметила, что спрос на услуги гостиничного бизнеса за последний год вырос на 5-20%. Наибольшее увеличение отметили в гостинице «Молодежная», где это объясняют повышением деловой активности, большим количеством культурных и спортивных мероприятий. Вряд ли у Омска есть шанс стать туристической Меккой, но дать побольше заработать своим отельерам городу под силу.
Мнение
Так ли страшен «Хилтон», как его малюют?
Наталья Строева, директор гостиницы «Ника»:
– Я не думаю, что появление больших отелей вроде «Хилтона» или «Мариотта» станет причиной массового разорения небольших гостиниц. У нас все же своя ниша. Так как поток туристов в Омске невелик, большому отелю очень сложно содержать столько персонала, чтобы обеспечить каждому гостю индивидуальный подход. А мы себе можем это позволить – у нас каждый гость на виду, любая его просьба быстро исполняется. За это нас ценят и у нас много постоянных клиентов.
Анна Солоянова, заместитель директора МУП «Гостиничный комплекс «Иртыш»:
– Нам нужен один маленький пятизвездочный отель, а большие сетевые проекты городу ни к чему. Тем более что у нас просто нет для них квалифицированных кадров.
Елена Швец, заместитель директора гостиницы «Омск»:
– Командировочный минимум – 500 рублей. Как вы думаете, можно ли на эти деньги прожить сутки в «Хилтоне»? А мы за 900 предлагаем номер и завтрак, и к нам едут люди, которые не хотят переплачивать. Мы работаем в эконом-сегменте, и наши услуги востребованы.
Справка
Половина опрошенных представителей омских гостиниц назвала в качестве проблем омского рынка гостиничных услуг длительные сроки окупаемости. Четверть пожаловалась на дефицит квалифицированных кадров, треть – на отсутствие обязательной классификации гостиниц, а 18% расстраиваются из-за дефицита территории. В качестве других проблем называли низкую деловую, политическую, культурную активность в регионе; недостаточное количество мероприятий федерального и окружного значения.
Проект: Екатерина Лямкина, Екатерина Сукач, "БК-рейтинг"
Юлия Стрельская
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru