Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Жизнь как эксперимент
№ 29(455) от 01.08.2012

Новая русская деревня от Андрея Никитенко

Предприниматель Андрей Никитенко рассказал "БК", зачем строит новую русскую деревню "Азъ Градъ", как он знакомится с бомжами и чем хороши дома из соломы.

- Андрей Алексеевич, как возникла идея создания новой русской деревни? Чем она принципиально будет отличаться от обычных поселений?
– В сентябре 2008 года я и мои товарищи провели первое собрание, на котором подняли эту тему, а на землю при­шли только в этом году. Ключевым моментом в проекте для меня является не строительство, а внутреннее содержание. Мне как омичу, у которого здесь живет много детей и внуков, небезразлично будущее своей семьи, Омска и страны в целом. Наша проблема в том, что мы тащим из прошлого вещи, которые потом мешают нам жить. Как правило, родители требуют от детей того, чего они сами не смогли ­добиться. Те ­чувствуют ложь, поэтому всяко этому сопротивляются. Но потом точно так же поступают со своими детьми. Наша задача – изменить эту систему, сформировать другой подход к воспитанию, образованию, создать условия человеку для реализации его потенциала и дружественный коллектив соседей для развития себя, своих детей, «Азъ Града» и общества в целом.
– Это будет деревня закрытого типа?
– «Азъ Градъ» (или «Я град», где Я – чистая личность Человека) – открытая система. Мы должны создать ОБРАЗ того, как можно и нужно жить. К нам уже сейчас приезжает много людей посмотреть, что и как строится, почувствовать атмо­сферу быта.
– У проекта появились какие-то спонсоры?
– Год назад надежным партнером проекта стал Валерий Соломенников, гендиректор компании «Энергопромышленные коммуникации», основатель института «ИнТеГ».
– Кто уже согласился пере­ехать в «Азъ Градъ»?
– Помимо моей семьи, семьи Соломенниковых – исследователь, академик Международной академии информатизации при ООН Анатолий Черняев (Московская область), кандидат технических наук, профессор Юрий Краснов (Москва), кандидат технических наук Евгений Широков (Сочи), семья актера Александра Михайлова (Москва) и еще около двадцати семей. Люди совершенно из разных сфер. Есть и предприниматели, и студенты, и пенсионеры, и инвалиды. Активные пенсионеры даже сказали, что не хотят копить «на могилу», а хотят ­участвовать в проекте. Будут жить у нас и мастера: один занимается корнепластикой, другой изготавливает музыкальные инструменты, обучает игре на гитаре. Для таких людей мы будем строить «миром».
Я собираю интересных людей по всему миру и стараюсь реализовать их и наши интересы в этом проекте. Что нужно старикам? Им нужно передать опыт. А передавать его некому. От этого их «колбасит»: им же нужно уходить «туда», а от знаний и опыта, полученных здесь, они не освободились. Мы создаем условия для такой передачи детям, подросткам и всем желающим.
– Среди участников омичей не так много. Может, стоило выбрать для проекта место поближе к Центральной России?
– В своем отечестве пророков нет. «Азъ Градъ» располагается в 45 километрах от Омска по Пушкинскому тракту. Мы тщательно подбирали подходящее место и, я думаю, нашли. Дело в том, что у Омска особое предназначение в этом мире. Оно еще не раскрыто до конца, но скоро мы его узнаем. Первым об этом написал Анатолий Федорович Черняев: его статья уже вышла в научных кругах. При Леониде ­Константиновиче (Полежаеве – «БК») прогресс нас слабо затронул, мы живем в «вязкой» среде. В ней тяжелее, но именно в такой среде закалка сильнее. Поэтому, уезжая куда-то, омичи добиваются больших успехов. В эзотеричес­ких кругах говорят: Омск – духовный центр России. Вполне возможно, что здесь и будет столица. Не зря же г-н Шойгу предложил перенести столицу в Сибирь.
– Москва особой средой похвастаться не может?
– Москва потеряла свою сакральность. О ее особом предназначении говорила географическая форма в виде овала, яйца, но с 1 июля эту сакральность сломали.
– Вы назвали «Азъ Градъ» новой русской деревней. Планируете ли в поселении построить православный храм?
– Да, но в первую очередь мы построили школу. Люди должны заниматься своим образованием непрерывно, только таким образом может родиться новое. Прообразом нашей школы является школа академика Михаила Петровича Щетинина. То, что я увидел в его школе, не поддается описанию. Правильно организованное пространство само ­работает на результат. В итоге образование, ­которое дают в течение десяти лет, можно дать за полгода.
– То есть так будет в вашей школе?
– Да. Но, наверное, об этом лучше не писать. Хотя... можете и написать, мы открыты для диалога и с народом, и с влас­тью, да и политическая ситуация уже другая.
– У вас широкий круг общения, наверное, среди жела­ющих поселиться в «Азъ Граде» приходится проводить что-то вроде кастинга?
– Я много времени провел в экспедициях, которые сам и организовывал. В таких походах и на природе люди хорошо проявляются. А еще можно проверить в деле. К нам в «Азъ Градъ» приезжают разные люди: кто-то с даром, а кто-то берет топор и пошел дрова колоть. Ничего не спрашивают, не просят. Кто они такие, откуда, мы не знаем. Общаемся, и все само собой происходит.
– Вы таким волонтерам что-то обещаете?
– Совершенно ничего. Некоторые говорят: «Мы здесь жить не будем, но что-то очень ­хочется помочь». ­Чаще ­всего это ­простые добрые люди. У нас живет несколько «бомжей», у которых на счету по сотне изобретений, но у них по каким-то причинам не удалась жизнь, и они оказались не востребованы. В Омске таких людей много. Это бомжи в кавычках. Один из них знает наизусть все растения сибирского региона и уже нашел на территории поселения несколько краснокнижных растений. Пересадил эти исчеза­ющие виды и лелеет их.
– Как вы с такими интеллигентными «бомжами» знакомитесь? Неужели сами подходите к ним на улице?
– Да нет, они сами приходят. У меня же кабинет для всех открыт: то бабушка придет какая-нибудь, мы с ней чайку ­пошвыркаем, поговорим, она мне житейскую мудрость выдаст, то еще кто-нибудь зайдет. Приходят совершенно разного типа люди. То, что кто-то ­непрезентабельно выглядит, еще ничего не значит. Нужно заглядывать внутрь. Тот же Кутилов – поэт, которого сейчас стали открывать, жил в подворотне. Таких людей достаточно много. Я им просто даю возможность самореализоваться.
– И как это все происходит?
– Само собой.
– Такой ответ не все поймут.
– И не надо, чтобы понимали. Приходят уже те, кто понимает.
– Но все-таки какой-то аванс участник проекта вносит?
– Надо предложить полезное для поселения дело, деньги мы не берем. Пришли ко мне ребята из общества «Кованая рать»: «Хотим восстановить крепость 17 века, наладить ремесленное производство». Я говорю: «Флаг вам в руки, вот вам два гектара земли – по­ехали». Солить помидоры – тоже проект. Можно производить, обеспечивать поселение продукцией, а излишки продавать. Принцип жизни никто не отменял: чтобы что-то получить, нужно что-то отдать, затратить энергию. Иначе у нас все может превратиться в коттеджный поселок. И тогда какой толк? Каждый сам по себе, каждый в своей норе живет.
– Для таких общественных дел свободного времени недостаточно. Получается, чтобы жить в «Азъ Граде», нужно уволиться с работы?
– Не обязательно. У нас будет зона усадеб для предпринимателей, которые смогут помогать поселению материально. Но при этом не вносить какую-то определенную сумму, а отвечать за направление. Например, обеспечивать поселок ГСМ либо содержать школу. Так можно реализовать свои амбиции и быть сопричастным общему делу. Я давно говорю в Союзе (предпринимателей – прим.) – может хватит помогать учреждениям? Это забота государства. Ротари-клуб вроде бы тоже благое дело делает. Но кто стоит у основ? На самом деле не всегда понятно, что скрывается за благими делами. Пусть это жестко звучит, но мы часто помогаем (или делаем вид, что помогаем), извините, тому генофонду, который вряд ли что-то реализует и даст хорошее потомство. Пора оказывать поддержку и талантливым ребятам. Понаблюдайте за природой. Я так мыслю: надо не помогать, а создавать условия для самореализации всем людям, а там каждый сам пусть выбирает – жить или ныть.
– Мне рассказывали, что ­хотели поучаствовать ­­­в вашем­ проекте, но ­отказались по той причине, что вы не оформляете землю в собственность.
– Да, это так. По двум простым причинам. Первая – как вообще можно землю продавать? Это же наша Мать Земля.
– Но вы же купили для этого проекта 800 гектар...
– Мы купили не землю, а паи. Вторая причина – оформляя собственность, невозможно создать такого уровня поселение – моя земля, пошли все нафиг. Начинает играть гордыня, идет никому не нужная борьба, а дело стоит на месте.
– Тем не менее людям же хочется гарантий. Если через четыре-пять лет человек захочет уйти из вашего поселения, вы компенсируете ему материальные затраты?
– Через полгода-год на его место будут десятки жела­ющих, и возместить свои затраты будет не проблема.
– Вы уже построили первый дом?
– Да. Экодом из соломенных блоков мы построили за четыре дня. Его площадь – 90 кв. м, а себестоимость – менее 8000 за кв. м. Этой технологии нас и еще двадцать человек обучил Широков Евгений Михайлович, президент Белорусского отделения Международной академии экологии, руководитель Центра ООН Habitat (среда обитания), автор технологии экологического домостроения. Солома используется как утеплитель, несущий ­материал. У обывателей это в ­голове не укладывается. Но если ­задуматься, почему наши дедушки, бабушки спали на соломенных матрасах, на сеновале? Если у дерева нейтральная энергетика, то у соломы – положительная. Это живой материал с полосной структурой. Если бы я узнал об этой технологии чуть раньше, то построил себе дом не из кедра, а из соломы, как и своим родителям. Не все вещи поддаются объяснению формулами, есть то, что нужно заимствовать у наших предков без поиска доказательств.
– Кто оплачивает расходы на необходимые для деревни нужды?
– Есть желание – делай. И будь что будет. Я выставил на продажу один бизнес. Пошли слухи, многие хотели узнать, в чем подвох, почему так дешево. А никакого подвоха нет, просто у меня на данном этапе появилась другая задача, и я решил передать предприятие в хорошие руки – пусть живет и развивается дальше. Вот и все. Так и с «Азъ Градом»: не нужно искать подвоха. Желаешь, веришь – приезжай и дело делай. Не готов, не доверяешь – тогда не отвлекай, иди своим путем. Чем это все закончится, никто не знает, но то, что родится новое и с мощным основанием, мы в этом не сомневаемся. «Азъ Градъ» – это эксперимент. А эксперименты – это непрекращающееся образование и развитие. Только в эксперименте может родиться ИНОЕ.


Екатерина Черненко. Фото из архива "БК" и Андрея Никитенко
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru