Андрей Хабаров, адвокат:
– Я считаю, что если человек убежден в своих словах и может за них ответить, то ему анонимность не нужна. Она нужна людям, которым есть что скрывать.
Александр Симонов, начальник сектора социологических исследований КУОО «Региональный центр по связям с общественностью»:
– Я довольно осторожно отношусь ко всем нововведениям, и в интернете в том числе. Но нужно думать, прежде чем говорить, не только в реальной жизни, но и в виртуальной. И несмотря на то, что у нас свобода слова и люди могут свободно высказывать свое мнение, в нашем случае – это шаг навстречу к более разумному и ответственному поведению в интернете.
Марина Вздорнова, директор РИА «Омск-Информ»:
– Анонимность – это как необходимая данность. Есть публичные люди, а есть непубличные, которым как раз, возможно, и нужна эта анонимность. Не считаю, что это посягательство на цензуру. Скорее, возникает вопрос: а уходила ли вообще цензура?!
Виктор Шкуренко, генеральный директор ТД «Шкуренко»:
– Считаю, что из-за отмены анонимности люди не станут меньше выражать свое мнение. Вообще, если это произойдет, то будет неудобно. Заходя на сайт, придется каждый раз вводить свои данные.
Инна Ветренко, заведующая кафедрой политологии ОмГУ им. Достоевского:
– Плохо это или хорошо зависит от ментальности и культуры людей. Так как в нашем случае общество полярно, то однозначного ответа дать нельзя: с одной стороны, в интернете действительно полно различного «хлама», засоряющего интеллект человека, но с другой – свобода слова и печати, конечно же, необходима.
Сергей Костарев, экс-лидер омского отделения партии «Яблоко», политолог:
– Это очередной шаг к ограничению свободы в интернете.
Павел Поминов, руководитель РИА «ОмскПресс»:
– Сама по себе идея не реализуема физически. Я сомневаюсь, что у государства хватит средств на нововведение, а даже если и хватит, то оно не будет эффективно. А что касается свободы слова и введения цензуры, то думаю, что свобода и анонимность – понятия разные. Неанонимное общество пытается быть лучше, чем есть на самом деле, а анонимное более реальное, и это не влияет на свободу слова.
Владимир Герчик, директор холдинга SIBTEX:
– На мой взгляд, это нарушение Конституции, так как любой гражданин должен иметь право на сохранение своих персональных данных. Лучше бы депутаты позаботились о безопасности данных. А также больше внимания уделяли экономическим проблемам.
Олеся Григорьева, депутат Законодательного Собрания Омской области (ЛДПР):
– Анонимность в интернете – это свобода слова, потому что люди боятся давления сверху, боятся потерять свою работу, поэтому зачастую они не говорят о себе полной информации.
Дмитрий Шадрин, генеральный директор торговой группы «Наш магазин»:
– Я против данного законопроекта, считаю, что он усилит информационный контроль, ограничит свободу слова, информации. И все это очень печальная и опасная череда запретов. Странно то, что проблемы у нас решаются по принципу: решить проблему – значит, что-то запретить, именно на это направлена законодательная инициатива и на федеральном, и на муниципальном уровнях.
Олег Даутов, первый заместитель генерального директора ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»:
– Это не ограничит свободу слова, а увеличит ответственность за свои слова. Анонимно человек может нести всякую ерунду. На мой взгляд, это положительный законопроект.
Сергей Деменский, заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО «ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»:
– Анонимность – это безответственность. Комментирование без подписи можно смело назвать преступлением и даже терроризмом.
Дмитрий Павлов, гендиректор ООО «Омские кабельные сети»:
– Все зависит от культуры интернет-пользователей в стране. У нас анонимность – это пока безответственность. Комментарии оставляются по принципу «сам дурак». Зрелости в этом мы пока еще не достигли. Для умных, прогрессивных людей, которые не скрываются за никнэймами, отсутствие анонимности не будет помехой.
Александр Вьюн, блогер:
– Это ведет к тому, что мы окажемся полностью на виду, как американцы. Все будут знать, кто мы есть и чем мы занимаемся, это, конечно же, ограничит свободу.
Наталия Сушко, исполнительный директор «Омского Медиасообщества»:
– Всегда поражалась способности людей, не имеющих отношения к интернету, придумывать «законы во благо». Запретить и выключить смогут только те анонимайзеры, которые находятся на территории нашей страны. Остальное возможно только на уровне провайдеров. Но если учесть, сколько трафика ежедневно проходит через Россию, на это потребуются годы. Ну и всегда найдутся активисты, которые обойдут поправки.