По мнению многих омских блогеров, омских блогеров не существует. К примеру, блогер Алексей Оглоблин (gaudeamus_omskcity) считает: «Блогеров у нас нет. Это, кстати, первый показатель социального развития интернета в каком-либо регионе – количество или вообще наличие блогеров».
В этой связи нам даже вспомнился рассказ Даниила Хармса про рыжего человека:
«Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было. У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было. Ничего не было! Так что непонятно, о ком идет речь. Уж лучше мы о нем не будем больше говорить».
Мы могли бы последовать примеру писателя, но не стали этого делать и, предположив, что омские блогеры, как и рыжие люди, все же существуют, постарались проанализировать это допущение.
Ростки
С одной стороны, за год, прошедший с прошлого рейтинга, омская блогосфера изменилась слабо, что отражает привычку самого города Омска по возможности не меняться. С другой стороны, посреди этой неизменности обозначились отдельные ростки нового: это, в первую очередь, феномен Игоря Федорова (omchanin), взлетевшего с 18-го места на первое, и «твиттеризация» блогосферы. По мнению многих пользователей, «Живой журнал» и иже с ним морально устаревают. Мы даже подумывали о том, чтобы разделить участников рейтинга по принципу Твиттер – не-Твиттер или, скорее, «сетевой журнал – микроблог», и не сделали этого только потому, что не хватило места в таблице. Впрочем, так мы избежали проблемы идентификации многоплатформенных блогеров: если человек «живет», например, и в ЖЖ, и в Твиттере, то к какому стану его следует причислить?
«Игорь Федоров – самый популярный и самый региональный блогер. Его блог – элемент омской культуры», – несколько высокопарно пишет нам Вячеслав Суриков (slava_surya), выражая мнение большинства респондентов. Он сам пробовал себя в качестве блогера БК55 и на первое место поставил Александра Минжуренко. «Его блог на БК55, – считает Суриков, – событие года не только в сфере блогинга, но в омской публицистике вообще». Это мнение не было услышано – Минжуренко не вошел в сотню.
Открытия и откровения
Если бы не Федоров, прошлогодние лидеры – Александр Жиров (tor4annen), Елена Завьялова (e_n_z) и Виктор Корб (victor-korb) – сохранили бы за собой топовую тройку. Любопытно, что Корб, как и в прошлом году, занял третье место. «Он стабилен», – сказал про него Суриков. Увы, партнерство с Омским клубом блогеров в лице Виктора Корба в период отпусков свелось лишь к обоюдным заявлениям о намерениях и обмену мнениями и источниками. Честолюбивый Корб составил собственный «первый рейтинг влиятельности омских блогеров», который можно найти в его ЖЖ (в нашей таблице – «рейтинг Корба»). Здесь бросается в глаза уверенное первое место Алексея Парфуна (avpupkoff, aparfun), который в версии «БК» занял лишь пятую строчку.
«Открытием года» смело можно назвать новичка рейтинга Дмитрия Барулина (dbarulin), сходу занявшего шестое место. Он, по мнению Христины Корляковой (vera_cruiser, 18 место), «своим репортажем побил все рекорды по репостам» и, добавим, сделал себе имя в «омскнете» и за его пределами. Имеется в виду, очевидно, фоторепортаж о продавце газет Андрее Кулиничеве, который был замечен нами и на сайте «Эхо Москвы». Твиттер Твиттером, но с такими постами ЖЖ позиций скоро не сдаст.
Не то чтобы открытием, но откровением стал взлет лишившегося места на властном Олимпе Андрея Бесштанько (andrey_besshtanko) – с 21 места на 7. Этому могло способствовать уточнение методики, учитывающей известность блогера, а могла – и обыкновенная психология: блог простого смертного ближе к народу, чем блог полубога.
Гражданин Блогер
Определенные заряды бодрости омской блогосфере давали громкие события прошедшего года. Всероссийское движение за честные выборы, начавшееся в декабре, породило множество межрегиональных сообществ в социальных сетях. На этой волне выдвинулось некоторое количество новых лидеров мнений, но омичей среди них не оказалось. Ближе других к этому статусу подошел, по нашим наблюдениям, Виктор Корб, но волна пошла на убыль и увлекла за собой своего омского героя.
Президентские выборы по разным причинам не оказали столь же мобилизующего действия на омскую блогосферу, долгожданную смену губернаторов оставалось наблюдать лишь со стороны, а вот подготовка к выборам мэра Омска явила на свет беспрецедентное гражданское движение. Координировавшееся, разумеется, через сеть.
Коммуникационные площадки кампании «Гражданин Мэр» были организованы чуть ли не на всех сетевых платформах – само собой, при непосредственном участии все того же неисправимого гражданского оптимиста Виктора Корба. На призыв оргкомитета как мотыльки на свет слетелись совершенно разные люди – каждый со своим интересом под мышкой. На праймериз ближайшим конкурентом московского блогера-тысячника Ильи Варламова оказался вышеупомянутый омский блогер Игорь Федоров. Что, несомненно, дало ему дополнительные очки в нашем рейтинге.
Где кончается Омск?
Одна из проблем рейтинга омских блогеров в том, что его субъекты принадлежат к весьма мобильной части населения Омской области, причем мобильной, как правило, в одну сторону – прочь. Как написала нам Галина Липатова (glipatova): «Большая часть этих людей не живет в Омске – они в Питере, в Новосибирске, в Москве и т.д. К слову, я сама уже три года как живу в Югре». Географию омской блогосферы можно продолжать.
Вопрос, где граница «омскости» блогеров, можно отнести к разряду экзистенциальных. Ответ тут один: считает ли сам блогер себя до сих пор омичом. Известны случаи, когда спустя десяток лет столичной жизни автор по-прежнему причислял себя к омским блогерам. А бывает, что блогера считают омским по старой памяти, даже невзирая на его протесты. Тут уж против общественного мнения не попрешь.
Впрочем, лидерами рейтинга уехавшие все равно не становятся. Александр Сычев (indifound), уехав в Москву, опустился с 10 до 12 позиции, а Вячеслав Суриков, покинув омские телеэкраны, и вовсе покинул рейтинг. Исключение – депутат Госдумы Олег Смолин (oleg_smolin, 11 место), уже два десятка лет живущий в Москве и пользующийся неизменной популярностью в Омске. Хотя можно ли его считать блогером в полном смысле слова – вопрос. Его ЖЖ больше похож на официальную страницу депутата в сети.
Налог на блог
Надеемся, что наш рейтинг не станет поводом для обложения его лидеров «налогом на популярность», над которым задумались федеральные власти. «Почему блогеры, которые то сигареты рекламируют, то пиво, то свои поездки по миру, не платят налогов? Это неправильно», – цитирует «Независимая газета» источника, близкого к Администрации Президента. Соответствующий законопроект готовится сейчас в недрах Госдумы. Чем это обернется на практике, остается гадать.