100 самых богатых омичей-2012 Больше миллиардеров, хороших и разных
Как говаривала героиня Мэрилин Монро, "неважно, богат ли он - лишь бы у него были яхта, собственная железная дорога и зубная паста под его именем". В Омске ей было бы чем заняться: за год количество миллиардеров в списке самых богатых омичей увеличилось с пятнадцати до двадцати одного.
Иных уж нет, а те далече… Список самых богатых омичей значительно обновился. Что случилось с прошлогодними миллиардерами? У каждого свои причины быть вне списка. Вячеслав Сопов, например, вместе со своей компанией «Сибзернопродукт» сменил место прописки на Новосибирск. Компания «Кронос», владельцами которой в Омске до недавнего времени считались Андрей Лапин и Геннадий Томашевский, теперь формально принадлежит ГК «Кронос» в Москве. Александр Беляев (НПО «Мир) никуда не уезжал – лишь «съехал» куда-то за пределы сотни, получив в 2011 году убыток в размере 66 млн. рублей. Покинул список и Райнгольд Фрик: «Омская макаронная фабрика», несмотря на увеличение оборотов, сократила прибыль в три раза. А предприниматель Владимир Коханный выбыл из списка в связи со сменой собственника компании «Торгинвест». По крайней мере формально.
На высоких оборотах «Обычному человеку 10 миллионов долларов могут показаться достаточной суммой. Но тот, кто действительно так считает, вряд ли когда-либо будет ею владеть», – говорил один известный американский бизнесмен. Семеро новичков нашего рейтинга наверняка разделили бы это утверждение: «золотую сотню» пополнили люди, может быть, с не самыми известными широкой публике фамилиями, зато с достаточными прибылями и оборотами компаний. Они, может, люди и не особо публичные, зато трудолюбивые: Андрей Ракитин, собственник компании «Игар и Ко», попал в рейтинг, увеличив обороты компании до 999 млн. рублей, Александр Иванов (торговый дом «Сибирские нефтепродукты») – до 1,12 млрд. рублей. Как еще можно попасть в рейтинг богачей? Стать собственником компании – как Алексей Курленко (в прошлом году его компания «Торгинвест» числилась за Владимиром Коханным). Запустить в работу новый складской комплекс, увеличив при этом обороты компании, – как Алексей Авсюк и Андрей Пономарев («Союзконтракт-Сибирь»). Или просто дождаться конца кризиса и притока арендаторов в свой офисный центр – как терпеливый Владимир Герчик.
Что у Мкртчяна за пазухой? В этом году в рейтинге девять «возвращенцев». Самый загадочный из них – Олег Мкртчян. Сегодняшнее состояние его дел доподлинно известно, похоже, лишь Богу и самому Мкртчяну. Продав «Сити-Центр», он перестал фигурировать в официальных сводках как владелец-чего-то-значимого, оставшись в наших сердцах «известным бизнесменом». Следы остальных предприятий его многостаночной ассоциации «Партнер-Омск» теряются где-то на просторах России и Казахстана. При этом не все так просто: например, по оценке некоторых экспертов, компания «СТ-Трейд», зарегистрированная на Сергея Степанова, на самом деле контролируется именно г-ном Мкртчяном. Сам же г-н Мкртчян все реже становится героем газетных публикаций, но, сдается нам, сильно от этого не страдает. Вернулись в рейтинг Виктор Полукаров («Жилстрой»), Татьяна Ушакова и Иван Поляков («Радиозавод им. А.С. Попова»), Лев Савкин («Медэкспорт»). Все они с успехом прожили год, в разы увеличив выручку и прибыль собственных компаний. Сбросил завесу тайны со стоимости своих активов и попал в рейтинг Валерий Студеникин: владелец ТЦ «Омский» раньше не шел на контакт и отказывался предоставлять столь интимную информацию.
Авдошин, Бабиков, Голушко: упали, но не пропали «Хочешь стать миллионером? Легко! Просто потрать свой миллиард!» – шутят богатые мира сего. А вот Вячеславу Авдошину не до шуток, тем более таких, в кассу: НОМОС-БАНК банкротит его «Миллениум» и уже отсудил около 1,5 млрд. рублей долга по кредиту. И если в 2011 г. он находился на 4-м месте, в этом резко оказался на 36-м с активами, сократившимися с 2 до 0,7 млрд. рублей. Не в фаворе у фортуны в этом году хозяин «Акции» Андрей Голушко и глава «Омскметаллооптторга» Игорь Бабиков. Нес убытки и Игорь Антропенко. Все его предприятия по чуть-чуть да оказались в проигрыше: «Тепловая компания» – на 311 млн. рублей, «Комбинат пористых материалов» – на 22 млн. рублей, «Омский цемент» – на 7 млн. рублей.
И родина щедро поила Стрельца березовым соком… Непревзойденным мастером в деле зарабатывания денег остается водочный магнат Андрей Стрелец. Активы его компании за год выросли на 6 млрд. рублей, а сам он своего рода «Полежаев от бизнеса» – непременный участник всевозможных рейтингов. Компания у него стабильная, наряды – стильные, супруга – красивая. Вот и он сам – богат, успешен, умен, прозорлив: в конце 2011 года «Алкогольная Сибирская группа» закрыла сделку по покупке бренда «Белая березка» у ростовской компании «Регата», а заодно получила торговый дом «Регата-Столица», владеющий складом в Москве. Кто-то выпускает водку, кто-то – не менее успешно – каучук. Выручка компании «Титан» в 2011 году увеличилась с 14 до 22 млрд. рублей, а чистая прибыль – ни много ни мало – с 75 млн. до 974 млн. рублей. По итогам прошлого года «Омский каучук» выпустил рекордное количество фенола за всю историю работы предприятия – свыше 60 тыс. тонн. Так что братья Сутягинские занимают вполне достойное место в топе самых богатых омичей. Конечно же, никуда не делся Олег Шишов – да не иссякнет рука дающего (в данном случае – госзаказы «Мостовику»). Оживились владельцы коммерческой недвижимости: в четыре раза увеличилась стоимость активов Владимира Седельникова, Александра Моисеева и Александра Некипелова. Выросло число сделок купли-продажи бизнес-площадей, да и цены на «лакомые» объекты недвижимости существенно поднялись.
Перед вами очередной ежегодный рейтинг самых богатых омичей. Сразу же хочется поправиться: самых богатых из известных в смысле доступности информации об их финансах. Данные черпались из следующих источников: информационно-аналитическая система «СПАРК-Интерфакс», данные самих бизнесменов, некоторые другие источники, естественно, публичные – никакой финансовой разведки или финансово-промышленного шпионажа. Равно как и охоты за потенциальными кандидатами: что было в официальных документах, то и рассматривали. Въедливого поиска конечных бенефициаров также не производилось: где удавалось их точно установить, там появляются реальные собственники, а где бизнес записан на троюродного брата мужа сестры жены, там собственником и является троюродный брат мужа сестры жены. Это к тому, что в рейтинге могут появиться какие-то неожиданные персонажи.
Кто должен – всем прощаем
Оценка производилась методом сравнения с публичными аналогами. Долги бизнесменов имелись в виду, но не учитывались, чтобы не усложнять процесс оценки – покупка их бизнеса в планы журнала не входит, но, если бы входила, изучение обязательств является, прощения просим за каламбур, обязательным. К сожалению, регионального примера с конкретными цифрами найти не удалось, потому пример о важности учета долгов из федеральной, так сказать, практики. В 2001 году небезызвестный в Омске бизнесмен Роман Абрамович покупал у менее известного в Омске бизнесмена Олега Тинькова бизнес по производству пельменей «Дарья». Сумма сделки составила $21 млн., но Тиньков на руки получил $14 млн., остальные $7 млн. ушли кредиторам. Отсюда вопрос: сколько «стоил» Тиньков до сделки, $14 или $21 млн.? Или вот международный пример: в 1995 году банк Barings был куплен голландцами за £1 (дайте два! – прим. авт.) плюс долги, превысившие сумму в £1 млрд. Так за сколько в итоге купили банк – за £1 или за £1 млрд.?
Оценивая цену
В финансовой теории различают такие понятия, как «стоимость бизнеса» (Enterprise Value, EV – оценка стоимости компании с учетом всех источников финансирования, в том числе долга) и «рыночная капитализация» (Market Capitalization, P – простое произведение количества акций компании на их цену). Работать с рыночной капитализацией удобнее – считается проще, информация по публичным компаниям ищется легче. Хотя в последнее время на практике все больше наблюдается уклон к использованию мультипликаторов на основе EV. Для оценки компаний использовались мультипликаторы «цена/выручка» и «цена/прибыль» у публичных отраслевых аналогов. Скидки на непубличность не применялись. Оценивались активы, а не количество наличных денег в кармане у того или иного фигуранта рейтинга. Ключевых слов в предыдущем предложении два: «активы» и «оценивались». С первым все должно быть понятно, а вот второе… Если просто: журнал не претендует на конечную истину, но оперирует цифрами в рамках используемой методологии и имеющихся в наличии данных. Конечную стоимость бизнеса может определить только сделка. Возвращаясь к примеру с Тиньковым: управленцы «Планеты Менеджмент» (подконтрольная Абрамовичу компания, которая выступила покупателем) хотели заплатить за «Дарью» меньше $21 млн., Тиньков, в принципе, был готов торговаться, но Роман Абрамович решил не мелочиться и заплатил по максимуму. Вот и получаются оценка раз, оценка два и сделка, которая расставила все точки над i.
«Магнит» порвал шаблон
За последний год ситуация в российской экономике в значительной мере выправилась, и в среднем фирмы стали чувствовать себя лучше, стабильнее, что сказалось на их показателях выручки и прибыли, на которых мы основываемся. Соответственно, компании-аналоги, являющиеся поставщиками мультипликаторов для оценки, также чувствуют себя хорошо, что привело к росту коэффициентов P/S и P/E. Если ориентироваться на топ-100 крупнейших компаний региона, выручка и прибыль в среднем по палате выросли на 20%, в ряде случаев – еще больше. Рыночные мультипликаторы прибавили сильнее, особенно для ритейла, где «Магнит» буквально «порвал шаблон», и строителей, пришедших, наконец, в себя после 2008 года, отсюда и выбросы. И еще про строительные организации: в статье к топ-100 освещался их come back в рейтинг – похоже, кризис действительно закончился (ждем нового?). К строителям примыкают рантье, стоимость активов которых оценивалась через средние сроки их окупаемости. Правильнее, конечно, оценивать недвижимость через стоимость квадратного метра, со стороны кажется, что и легче. Вот только торговая и офисная недвижимость стоят по-разному, на цену объектов также влияет географическая локализация, в итоге требуется довольно большой объем работы. Результат получается точнее, но не сильно отличается от альтернативного расчета.
Справка
117,2 млрд. рублей
– стоимость активов ста самых богатых людей Омска (это около 25% ВРП Омской области).
в 68 раз
первый герой нашего списка богаче последнего (в аналогичном списке Forbes первый богаче сотого в 19 раз).
211 млн. рублей
– стоимость «входного билета» в рейтинг этого года (на 10 процентов выше предыдущего).
На 35 процентов
увеличилась стоимость активов «золотой сотни» с прошлого года (тогда она составляла 76,38 млрд. рублей).
Проект: Татьяна Рябова ("БК-рейтинг"), Максим Чернега, Елена Ярмизина, Юлия Стрельская, Саша Александрова, Олеся Мельник, Валерия Лобанова
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru