Алексей Казанник, бывший генеральный прокурор России:
– Приходить на службу или нет, каждый решает сам. Когда я работал заместителем губернатора и вынужден был ходить в церковь в определенной компании, мне было невыносимо слушать анекдоты и хихиканье во время службы. В те моменты мне хотелось зажаться в уголок и помолиться. Если человек убежденный атеист или у него есть сомнения, то в церковь не нужно приходить.
Александр Криворучко, адвокат:
– Как махровый атеист я бы на месте губернатора никуда не ходил. Но как главное должностное лицо субъекта федерации губернатор обязан посещать подобные религиозные мероприятия, при этом не отдавая предпочтений той или иной религии. Прежнему руководителю области нужно отдать должное, он уделял внимание всем основным вероисповеданиям, хотя и с большим предпочтением относился к православной церкви. Тем не менее не стоит забывать, что еврейская школа была построена при поддержке Полежаева, мусульманам тоже оказывалась помощь.
Сергей Метелев, директор омского филиала Российского государственного торгово-экономического университета:
– Губернатор действительно был болен. Это мне точно известно. Когда у человека температура под сорок, он не в состоянии куда-либо ходить. Я Виктора Ивановича знаю больше 20 лет, еще со времен его работы в прокуратуре. Я тогда работал в милиции. Он очень честный и порядочный. И глубоко верующий. Плюс ко всему он позднее всех поздравил. Митрополит в данном случае, думаю, не прав, так говоря о Викторе Назарове. Я считаю так: не судите да не судимы будете.
Светлана Бородина, заслуженная артистка России:
– На месте губернатора мне себя трудно представить. Ходила ли я на рождественскую литургию? Нет, но по телевизору смотрела. Я человек верующий, но не воцерковленный. Мое поколение родилось в Советском Союзе, c детства нам навязывали негативное отношение к церкви, но, видимо, от наших мам, бабушек вера нам передалась по крови. Не обязательно ходить в церковь, Бог может быть в душе.
Леонид Макушин, председатель Омского отделения «Партии за справедливость»:
– Я бы не пошел. Думаю, что по крайней мере половина людей не верила в искренность прежнего губернатора, когда он публично крестился. Он же бывший коммунист. Зачем красоваться? Правильно, что Назаров не пошел на литургию, он не хочет никому подражать.
Василий Мельниченко, галерист:
– Если бы я был на месте Назарова и был бы обязан посещать такие мероприятия, я бы тоже пропустил литургию, сказав, что у меня мигрень, например. Если человек разумный, а Назаров, я думаю, разумный, он не будет верить в Бога. Потому что разумный человек понимает, что в стране вопросы решает не какой-то там Бог, который непонятно где находится, а президент, разумный человек знает, что пенициллин гораздо действеннее молитвы.
Инна Ветренко, политолог:
– Назаров тоже человек, поэтому он вполне мог себе позволить пропустить литургию, тем более у него была уважительная причина – простуда, и в этом нет ничего знакового.
У нас православие, в частности крещение, воспринимается в большей степени как дань традиции, а не как приобщение к вере. Поэтому если человек крестился, еще не факт, что он глубоко верующий. Сейчас вообще мало по-настоящему верующих людей в политике. В истории нашей страны был имперский период, когда власть и церковь всегда были рядом: решения царя не принимались без благословения патриарха. Власть всегда будет неравнодушна к религии, потому как это идеология – мощнейший инструмент управления народом. А уже позднее партия коммунистов, придя к власти, ввела моду на атеизм. То, что партия власти в наше время поддерживает христианство, ощутимо. Конечно, в регионах стараются действовать в угоду федеральным властям. Но введение моды на православие для «Единой России» трендом назвать сложно.
Александр Мясников, депутат Омского городского Совета III и IV созывов:
– Если у Виктора Назарова есть к тому внутренняя потребность, он, конечно, может идти на службу, показывая тем самым пример для других верующих. Но должность губернатора не играет в этом случае никакой роли – он здесь выступает как обычный прихожанин. Хотя люди, конечно, и будут на него оборачиваться.
Владимир Баранов, директор OOO FIN GROUPP:
– Это личное дело Назарова. То, что губернатор не пришел на рождественскую литургию, ничего не означает.
Борис Коников, экс-директор музея имени Врубеля, историк-археолог:
– Я считаю, что посещение рождественской службы – глубоко личное дело. Губернатор может только сам для себя решить, идти ему в храм или нет. Подобные деяния не должны выпячиваться, и делать это на публику, когда первое лицо транслируют все каналы, на мой взгляд, не нужно. Сказать, что присутствие на подобных мероприятиях важно для имиджа руководителя, я не могу. Это далеко не самая главная характеристика первого лица.