Там мэр, допустивший серьезную оплошность, поступивший вопреки интересам жителей, тут же подает в отставку. Ну а если упрется, то сами жители легко могут его сместить и избрать нового. У нас же мэр может делать что угодно или вообще ничего не делать до тех пор, пока он устраивает губернатора. Уж кто-кто, а омичи это хорошо знают. То есть закон о местном самоуправлении в России никак не работает, будто его и нет вовсе. Избранные депутаты и градоначальник не несут, по сути, никакой ответственности за свои действия или, напротив, бездействие, когда нужно что-то предпринять.
Это можно проиллюстрировать на примере нынешнего мэра Омска Вячеслава Двораковского. На мой взгляд, за полгода пребывания на своем посту он допустил как минимум три поступка, каждый из которых заслуживает постановки вопроса о соответствии господина Двораковского занимаемой им должности.
Первое. 24 октября в газете «Ваш ОРЕОЛ» Вячеслав Двораковский, отвечая на вопрос журналиста, перейдет ли директор ПАТП-2 Николай Яловенко на работу в мэрию, сказал, цитирую, следующее: «Да, мы обсуждали с ним этот вопрос, но потом пришли к выводу, что надо спасать ПАТП-2. Яловенко там учредитель, а результаты предприятия в последнее время не блестящие. Сейчас через РЭК мы пытаемся решить эти вопросы».
Если перевести сказанное на русский язык, мэр заявил, что некое частно-муниципальное предприятие надо «спасать», то есть влить в него деньги. Сделать это можно за счет бюджета или путем повышения тарифа, а так как в бюджете денег нет, мэр обсуждает с РЭК вопрос увеличения платы за проезд.
Но увеличить тариф для одного отдельно взятого предприятия запрещает антимонопольное законодательство, поэтому в скором времени вице-мэр Инна Парыгина публично заявляет, что экономически обоснованная плата за проезд в Омске составляет 21 рубль. Откуда она взяла эту цифру? Я как гражданин и налогоплательщик хотел бы четко понимать структуру затрат ПАТП-2, а также взглянуть на акты ревизии его финансово-хозяйственной деятельности за последние три года: не выводились ли активы, какова зарплата руководства, не появились ли традиционные для России фирмы-однодневки, куда перечислялись деньги ПАТП?
Если не прозрачна структура себестоимости, любой экономист средней руки может нарисовать любой «экономически обоснованный» тариф. Неудивительно, что цепочка потянулась дальше – газелисты тут же «обосновали» свою цену проезда: 23-25 рублей.
Кто следующий? Так нельзя, транспорт – инфраструктура, затрагивающая интересы всех горожан, тарифные рывки чреваты здесь социальными последствиями. Как студент на двухтысячную стипендию купит проездной за 800 рублей? Где возьмет деньги на проезд бабушка-пенсионерка? На что жить человеку с минимальной зарплатой, если пятая ее часть будет уходить на проезд до работы и обратно?
Мэр не должен был вообще допустить столь безответственного решения, а если при этом он руководствовался «спасением» своего друга Яловенко, тут уже поле деятельности прокурора.
Второе. В последнее время все крупные дорожно-строительные конкурсы в городе выиграла компания «Мостовик», в которой Вячеслав Двораковский до избрания мэром был соучредителем и вторым должностным лицом. При этом подряд на строительство коллектора стоимостью 700 млн. рублей получен «Мостовиком» вообще без всякого конкурса, результаты другого конкурса отменило УФАС. Я не возражаю против того, чтобы важные объекты в Омске строил «Мостовик» – у него для этого, видимо, объективно лучшие возможности, но проведите нормальный конкурс, и пусть бывшая компания мэра выиграет его честно. А отдавать подряды так, как это делается сегодня, – прямое нарушение закона, бросающее тень на градоначальника.
Что касается коллектора, то почему он вообще должен строиться на бюджетные средства? Коллектор предусмотрен в инвестиционной программе «ОмскВодоканала», включен в инвестиционную составляющую тарифа, а значит, уже оплачен омичами. Почему город намерен заплатить за него еще раз? Этот вопрос в компетенции мэра, в зоне его ответственности. И, на мой взгляд, прокуратуре также необходимо оценить эту деятельность.
Третье. Как расценить кульбиты, производимые мэрией и Горсоветом с «Омскэлектро»? В октябре депутаты преобразуют МУПЭП «Омскэлектро» в одноименное ОАО, а на последнем заседании года, в декабре, передают имущество даже еще не зарегистрированного ОАО в аренду наскоро созданному ЗАО с тем же названием – «Омскэлектро». Таким образом муниципальное имущество незаметно для жителей Омска перекочевало в закрытую частную компанию. При этом не была проведена инвентаризация передаваемого имущества, никто толком даже не знает, что же именно город отдал в аренду на 49 лет. На 1 января 2012 года балансовая стоимость МУПЭП составляла 595 млн. рублей, а уставный капитал ОАО почему-то определен в 224 млн. Называемая же депутатами стоимость комплекса «Омскэлектро» – 6-8 млрд. рублей. Какова же она на самом деле? Почему, наконец, электросети миллионного города оказались под контролем компании «Акция», имеющей весьма неоднозначную репутацию и негативный опыт управления рядом предприятий?
Дебаты вокруг «Омскэлектро» шли многие месяцы, а Вячеслав Двораковский не высказал никакой внятной позиции по этому поводу, не обосновал необходимость передачи важнейшего объекта жизнеобеспечения города возникшему на пустом месте ЗАО. Между тем мы, омичи, избирали мэра, чтобы он рачительно управлял городским хозяйством и распоряжался вверенным имуществом в интересах населения, а не отдельных лиц и компаний. По моему мнению, любого из трех перечисленных мною прецедентов в цивилизованной стране хватило бы для того, чтобы общественность возмутилась и глава местного самоуправления добровольно сложил с себя полномочия.