Владимир Виноградов, председатель Омского отделения общественного бизнес-объединения «Опора России»:
– Был такой Калганов (начальник Управления уголовного розыска УВД по Омской области – ред.), у него была поговорка: «Сначала дадим наворовать – потом «хлопнем». Так вот, эта ситуация больше похожа на домашнюю заготовку: показать народу, какие все плохие, и провести перед Москвой показательные дела в рамках объявленной борьбы с коррупцией, доказать всем, какие они хорошие. Но почему раньше-то за этим не следили? И попробуй-ка сформировать бюджет в районе, где уже несколько лет назад все было в плачевном состоянии. Если так и будет происходить, кто вообще будет управлять районами?
Сергей Новиков, вице-президент Сибирской академии политических наук:
– Если бы не срок давности, под следствием оказалось бы еще больше чиновников. Вышестоящие органы власти ставили в районы людей надежных, которые могли защитить их экономические интересы. Теперь, видимо, эти экономические интересы оказались задеты. Плюс у нас очень своеобразное законодательство, позволяющее главам районов творить все, что захочется. Обращаю ваше внимание на то, что все главы районов, оказавшиеся под следствием, избирались при поддержке партии Медведева и Путина.
Павел Исаев, экс-глава Тарского муниципального образования (был руководителем района три срока):
– Я не знаю деталей, но, общаясь с главами районов, в том числе и лично, могу сказать, что они не преступники. Причины такого большого количества дел не в злоупотреблениях чиновников, как принято считать, а в несовершенстве механизма самоуправления. Работа главы настолько уязвима, что очень часто при существующем законодательстве делаешь ты что-то – попадаешь под обстрел, не делаешь – все равно попадаешь.
Сергей Костарев, профессор ОмГУПС:
– За то, что полезли не в свое дело. Думаю, что система местного самоуправления у нас сформирована таким образом, что главами администраций могут работать только люди, ангажированные властью. Стремление победить на выборах честным способом – заблуждение. Там нужны люди, которые будут проводниками воли «верхнего» начальства.
Сергей Мизя, директор ООО «КомИнфом»:
– Просто большинство чиновников в Омской области, да и во всей России, утратило не только стыд и совесть, но и инстинкт самосохранения.
Василий Черевко, политический консультант:
– Если рассматривать общероссийскую повестку дня, то первым вопросом в ней стоит борьба с коррупцией. Выявляя нарушения в деятельности районных глав, правоохранительные органы тем самым показывают, как реализуют эту повестку. Это и своеобразная цепная реакция: если надзорные органы выявили нарушения в определенной сфере в каком-то районе, они начинают проверять в этом же направлении и остальных. Также нужно учитывать проблему, связанную с недостаточным вниманием глав к тому, какие кадры у них занимаются финансами, госзакупками. Ведь уголовные дела часто возникают из-за претензий именно по этим вопросам.
Владислав Ратковский, арбитражный управляющий:
– Не знаю. Мы хоть и работаем в районах, но с главами почти не сталкиваемся. Общаемся, только когда возникают какие-то проблемы. Первое, что приходит на ум о том, почему возбуждаются уголовные дела, – это бюджет. Возможно, кто-то залезал в бюджет для собственных нужд. Хотя то, что именно сейчас появляются эти дела, также связано со сменой команды в регионе. Причин может быть множество.
Евгений Шостя, гендиректор ЗАО «Любинский молочно-консервный комбинат»:
– Главу Седельниково я не знаю и не слышал, что там произошло. Работа на этой должности очень сложная. Проблем в районах полно, а отвечает за них один человек – глава. В бизнесе хотя бы есть заместители, с которыми делишь ответственность. Глава выполняет свою работу, и случается, что возникают промахи. Контролирующие и надзорные органы сразу же принимаются за дело. И только в суде выясняется, кто прав. А того, что ранее вменяли эти органы, уже никто не помнит. И никто их не накажет, чтобы в будущем они более тщательно выполняли свою работу. Также и в бизнесе. В крупном еще как-то можно отстаивать свои права, а малому не позавидуешь.
Антон Берендеев, депутат Горсовета:
– Эта старая команда не нужна новому губернатору. Вероятно, уголовные дела на них заводят не просто так. Если при прежнем главе региона они чувствовали себя вольно, то теперь им дали по носу.
Егор Филатов, исполнительный директор юридической компании «Константа», преподаватель кафедры государственного и муниципального права юридического факультета ОмГУ:
– В каждом отдельном случае необходимо разбираться. Возможно, имеет место политический фактор: угодные при одном руководстве региона стали неугодными при новом. Глава района может быть задействован во многих вопросах, поэтому «копни», и на любого можешь найти что-то. Бывает, что районные главы используют власть по собственному усмотрению, забывая, что их должность выборная. И поэтому есть недовольные их деятельностью. Думаю, что в этой ситуации какой-то одной причины не может быть.
Игорь Поляк, адвокат:
– Этот вопрос лучше адресовать Следственному комитету. Видимо, у него накопилось очень много вопросов к главам.