Сергей Ильченко: "Ну что, у города нет средств, чтобы уложить сто метров асфальта ради спасения своего центра?!"
Можно ли вернуть улицу Ленина к жизни? Через несколько дней после первой обещанной даты открытия развязки на Гагарина "БК" обсуждает эту тему с владельцем здания на Ленина, 11 Сергеем Ильченко, который уверен, что даже окончание дорожного долгостроя само по себе не принесет историческому центру никакого профита.
Сергей Ильченко
– Сергей Николаевич, вашей вере в улицу Ленина как в благоприятное место для бизнеса уже, если не ошибаюсь, много лет? Как давно вы стали собственником одного из зданий и в каком состоянии оно вам досталось? – Здесь все начали покупать в 2003 году. Все было в таком состоянии, что никто, включая самих собственников, вообще не понимал, где чья собственность заканчивается, сколько всего собственников и как они примыкают друг к другу зданиями и землями. В результате мы создали инициативную группу и после года-полутора разбирательств смогли определиться с тем, кто каким участком владеет. Еще при Каримове был заказан проект реконструкции улицы Бударина в Главархитектуре, но он так и остался проектом. – Улицу Ленина последние годы преследуют неудачи. «МЕГА» переманила сетевых игроков. Леван Турманидзе заморозил стройку «Летура-2», украсив местность котлованом. Отдельной главы в истории города заслуживает многострадальная стройка Парадеева. Вы, кстати, как к ней относитесь? – Для меня ценны люди, которые поверили в это место и готовы в него инвестировать. То, что Парадеев построил два лишних этажа, – ну, наверное, погорячился. Сейчас они убраны, проект согласовали – и слава богу. Не знаю, есть ли у него финансовые и эмоциональные силы это закончить. На тот момент они точно у него были, может, нужно было не по рукам его бить, а умело направлять. – Далеко не каждый из тех редких прохожих, что все-таки гуляют по Ленина, заходит во дворик, который мы сейчас видим из окна вашего офиса. Между тем, кроме отреставрированного здания, это, увы, единственный пример веры в старый добрый исторический центр. – Это не так! Возьмите тот же «Новострой». Рядом с нами бизнесмен купил бывший участок Сваткова, сейчас его активно осваивает и планирует за год все привести в порядок. Да, Леван со своим рестораном номер два застопорился – котлован выкопан, и на этом все остановилось. Но все можно оживить, если город проявит инициативу. – Общее мнение – улицу Ленина убила «МЕГА». Что город может противопоставить этому монстру торговли? Развязку? – Развязка – это прекрасно. Но только сейчас она ничего не развязывает. Она имеет смысл только в случае открытия улицы Бударина. Нам это тоже необходимо. Я вам звонил, когда опаздывал, медленно двигаясь по Гагарина, видя при этом, что нужный мне Юбилейный мост свободен, но добраться до него не мог. Развязка мне в такой ситуации поможет мало. Если Бударина открыть, развязка обретет смысл, а улица Ленина станет намного интересней для инвестора. Ко мне не раз приезжали люди и предлагали открыть в здании ресторан или еще что-то. Потом разбирались в ситуации и задавали мне один вопрос: а когда дорогу откроют? – Это возможно сделать вообще? Там же часть земли у кого-то в собственности, у кого-то в аренде. Как это получилось – другой вопрос, но получится ли это быстро исправить? А если собственники будут против? – Да они сами в первую очередь заинтересованы в открытии улицы. Я приостановил стройку просто потому, что абсурдно красить второй фасад, потому что его никто не увидит. В ту сторону смотришь – как в черную дыру, ничего нет. Там деревья уже выше телеграфных столбов. Скоро в центре города вырастет лес. Каким это место было триста лет назад до основания Омска, таким оно и встретит юбилей города. Почему такое непонятное безразличие властей? Центр умирает, это всем очевидно. Чтобы его оживить, нужно чтобы об этом кто-то думал. Необходим целый комплекс мероприятий, которые бы повернули направление этого вектора. Конечно, спальные районы, жилые дома тоже должны быть красивыми, но все-таки город обязан иметь свое лицо. Московский Кремль туристы готовы фотографировать днем и ночью, а на улице Ленина сейчас никому не хочется фотографироваться. Депрессия видна во всем: заклеенные витрины, грязь, пыль. Надо с чего-то начинать. Пусть из этой полуразвязки сделают развязку. Здесь нужно положить от силы сто метров асфальта. Они соединят две главные магистрали города и изменят общую ситуацию в лучшую сторону. Ну что, у города нет средств, чтобы уложить сто метров асфальта ради спасения своего центра?! Как раз можно успеть ко Дню города. – А что еще нужно улице, чтобы вернуться к жизни? Как вы относитесь к идее превратить ее в пешеходную? – Эту идею я не поддерживаю. По ней сейчас и ездят-то редко, не то что ходят. Когда я привожу сюда гостей и они выходят на балкон даже не в позднее время, то недоуменно спрашивают: «А где у вас все?» Напротив, нужно улучшить транспортную доступность. Сделать парковочные карманы вместо умерших и уже не актуальных уродливых клумб. Пусть они будут не такими обширными, как на второй линии, но люди должны иметь возможность подъехать к ресторану на машине и хотя бы просто притормозить, чтобы высадить пассажиров. «У Швейка» парковочных мест тоже мало, но важна сама возможность остановиться. Если нет такого карманчика, в ресторан никто не поедет. Бизнесмены это понимают и поэтому никто не хочет открывать на Ленина рестораны. Инвесторы приезжают и уезжают, видя, что на этой улице годами ничего не меняется. – Парковки на Ленина, трехуровневая парковка на Бударина... Учитывая нынешние настроения общества, не всем эта идея понравится. – Возможно, но какая чаша перевесит? Учитывая, что на одной лежит мертвый, никому не интересный центр города, где ставки аренды вполовину меньше, чем в «МЕГЕ», потому что трафика нет. А чтобы все выглядело красиво, можно объявить конкурс на лучшее архитектурное решение, придумать, как украсить улицу, притянуть московских, международных архитекторов. У нас в городе талантливые архитекторы, но нельзя все время вариться в собственном соку. Конкурс всех встряхнет, появятся новые идеи, а организовать его легко. Я лично готов помочь, например, контактами нужных людей. – А почему бы вам как заинтересованному лицу не провести конкурс среди архитекторов на оживление улицы Ленина, не дожидаясь, пока власть раскачается? Или собственникам зданий объединиться? – Я не хочу, чтобы это была частная инициатива. Что касается всех собственников, то хоть цель у всех одна, но интересы разные. Это как лебедь, рак и щука. Чтобы всех примирить, город должен показать свой интерес, и мэр или губернатор должны сказать: нам надо. Мы, например, понимаем, что застройка не может быть одномоментной: кто-то только делает проект, кто-то уже строит, кто-то закончил. И чтобы улица жила все это время, необходимо, чтобы застройщики не мешали друг другу – чтобы были красивые заборы, чтобы не перекрывались общие участки. И город может это регулировать своими разрешениями и проверками. Вдумчиво и осторожно, соблюдая интересы всех сторон. Пусть будет городская программа по оживлению центра. Разве это не в интересах всех жителей? В Москве десятки торговых комплексов масштаба «МЕГИ», но фотографируются все у Кремля. У нас есть где фотографироваться – потрясающий исторический центр, приезжие ахают, его увидев. Один мой знакомый архитектор из другого города назвал Омск архитектурным заповедником. По правой стороне Ленина – купеческие здания, по левой – московские ряды, улица Карла Либкнехта – образец Петербургской архитектуры, драмтеатр – омская Мариинка. Можно туристические маршруты составлять. И имея все это, мы так безразлично смотрим на умирание центра. Это место должно быть внесено в программу трехсотлетия города. Также город должен взять на себя все, что касается коммуникаций, потому что ждать, когда десять собственников, с трудом подняв свои здания из земли, притянут электричество, придется долго. – Хорошо, если инвесторы откликнутся на призыв вернуть жизнь в центр. Но пока улица выглядит мертвой, не думается, что кто-то в нее верит. Даже подсветка не работает. – Мы держали свет на фасадах годами. Мои московские партнеры говорили: «Сергей, не будь уже сумасшедшим, выключи свет. Зачем он, если по этой улице никто не ходит?» Мы действительно выглядели как айсберг в темном океане. Но если сейчас город возьмет на себя подъездные пути, коммуникации, парковки – то есть все общественные объекты, то мы выжмем все из своих объектов. Будут и подсветка, и красивые фасады. А если кто-то из собственников не захочет – на его место придет другой, потому что возрастет инвестиционная привлекательность района. Чем мы отличаемся от соседей? Оборонки уже нет, в науке лидирует Новосибирск. Когда-то мы были административной столицей, и этот статус нам, наверное, уже не вернуть. Но почему бы нам не стать столицей культурной? В европейской части страны это Питер, а в Сибири будет Омск, поскольку у него есть данные для этого. Для экономики Омска это может стать пусковым механизмом перезагрузки. Потянутся туристы – с юга, Казахстана и нашего Севера, которые сейчас на выходные летают в Екатеринбург. Город наконец получит свое лицо, а экономика – новые вливания.
Юлия Стрельская
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru