Что сказал бы Полежаев?
Жители этого мегаполиса, в отличие от наших краев, газонефтяными перипетиями особо не интересуются. Омской обреченности нет. Цифры, куда и сколько наших, или их, или все-таки наших денег пойдет, не подсчитывают. Местные журналисты на вопрос, как будет жить Питер без газпромнефтевских денег, пожимают плечами. Правда, Медный всадник, кажется, стал блестеть поменьше...
Последние питерские новости, связанные с нефтяной компанией, которую мы с ними никак не можем поделить, – о том, что местные чиновники (совсем как наши) начали ссылаться на «бюджетные проблемы, возникшие после ухода из города части налогов «Газпром нефти». Формально нефтяники еще там, но власти уже жалуются, что из-за этих трудностей «не в состоянии обеспечить инфраструктурой проекты комплексного освоения территорий». Как бы их понял наш бывший губернатор Леонид Полежаев! Или позлорадствовал бы? (От любви до ненависти губернских властей к «Сибнефти»-«Газпром нефти» не один, конечно, шаг, а, судя по опыту, лет восемь-десять.)
Как уже рассказывал «БК» («Транснефти» и «Газпром нефти» выгоднее платить налоги в Омске» в «БК» №12 от 3.04.2013), сразу после скандала с информацией о перечислении хоккейному «Авангарду» рубля с каждого литра бензина «Газпром нефть» озвучила решение частично перераспределить объем налогов с петербургской казны в бюджет Омской области. Это вызвано не заботой об омичах, а выполнением федерального законодательства и желанием сэкономить в целом на налогах. Как объяснял источник «БК», близкий омской налоговой службе, изменился способ уплаты налога на прибыль крупными компаниями. В 2012 году вступил в силу закон, обязывающий сырьевые компании страны платить консолидированные налоги в местах работы, соответственно, поступления в казну Москвы и Петербурга, где они зарегистрированы, должны сократиться. Сами корпорации на этом сэкономят: им разрешили консолидироваться и выплачивать налог на прибыль из единого кошелька, а не из «личного» бюджета каждой дочерней организации.
«Газпром нефть» сформировала так называемую «консолидированную группу налогоплательщиков», в которую, вопреки ожиданиям, поначалу не вошли нефтеперерабатывающие предприятия Сибири. Теперь питерцы ожидают, что основную массу отчислений дочерних обществ скоро группа будет выплачивать в том регионе, где сосредоточатся ее основные ресурсы. Как считается, «ключевым» активом «Газпром нефти» в Северной столице может стать «Лахта-центр» с четырьмя тысячами рабочих мест для сотрудников нефтяного гиганта. Можно ли это сопоставить с десятком тысяч работников нашего ОНПЗ? Да и пока офис у нефтяников небольшой, но не сказать, что скромный, – в особняке возле Исаакиевского собора. А пресловутая высотка еще на стадии котлована.
Вид на чудесный газовый небоскреб
Всемирно известная борьба петербуржцев со скандальным 400-метровым газпромовским небоскребом, который, по их мысли, мог изуродовать Северную столицу, завершилась неожиданно – теперь, наоборот, как свидетельствует автор этих строк, картинкой с запланированной башней «Газпрома» рекламируют квартиры. Как они продаются, неизвестно.
Правда, теперь высотку будут возводить уже на окраине – на пути в Финляндию, в Лахте. Строительная компания так продает жилье в Приморском районе: если купите у нас квартиру, то вид из окон у вас будет на чудесный небоскреб. А раньше говорили, что такая башня, хотя, конечно, в центре, панораму города «уничтожит».
«Газпром» давно уже под давлением общественности вынужден был отказаться застраивать Охтинский мыс. Это недалеко от центра – от Невского проспекта сюда полчаса быстрым шагом. Теперь стройплощадка огорожена рекламой автомобилей Volvo, на противоположном берегу, что забавно, расположился шикарный офис налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
На днях, кстати, газовый монополист фактически потерял на этом пятачке 7,2 млрд. рублей. В ходе одного из многочисленных судебных процессов из-за «Охта-центра» местный суд вернул расположенным там ценным археологическим памятникам охранный статус, лишив инвестора возможности строить там и, стало быть, вернуть вложенные в проект миллиарды. Дело в том, что полтора года назад в угоду газовикам здешний комитет по государственному использованию и охране памятников исключил из списка вновь выявленных объектов культурного наследия «Ниеншанц: шведскую крепость», то бишь этот Охтинский пятачок. Несмотря на то что, как писали местные СМИ, все археологические памятники по закону должны иметь федеральный статус, который запрещает их застройку, Смольный объявил Охтинский мыс лишь региональным «достопримечательным местом». Вопрос актуализировался, так как после отмены планов возведения здесь башни «Газпром» стал добиваться права снова застроить участок, чтобы попытаться отбить вложенные 7,2 млрд. рублей. А проплаченные «Газпромом» эксперты тут же разрешили капитальное строительство на этом участке. На суде кое-кто из де-факто газпромовских, а формально независимых специалистов выдал себя – оказалось, что предоставленные копии ответов на вопросы заявителей на электронном носителе написаны на компьютере, принадлежащем «Газпрому».
Кроме того, как говорят, «Газпром» могут лишить и самого Охтинского мыса: местное антимонопольное ведомство решило, что петербургские власти предоставили монополисту эту землю незаконно, и материалы ушли в правоохранительные органы.
Кому переход, а кому – парусный центр
По Невскому расставлены рекламные тумбы с надписью «Газпром – городу», но что конкретно дарит корпорация, не поясняется.
На подземные переходы здесь не размениваются. Согласно данным местных журналистов, недавно глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о создании яхт-клуба около нового места дислокации того же небоскреба «Лахта-центр», что обойдется газовикам в 60 млн. долларов. На участке площадью в 4 гектара компания планирует возвести парусный центр международного стандарта с эксклюзивным бутик-отелем на 70 номеров. Площадь главного здания составит 3600 квадратных метров. В рамках проекта будет построена и медиабашня высотой 47 метров. Сам общественно-деловой район «Лахта-центр» будет занимать 334 тысячи квадратных метров на участке в 30 гектаров на берегу Финского залива. В нем разместятся штаб-квартира концерна, теннисный клуб, академия и другие объекты.
Начал рассказывать тамошним коллегам про то, как «Сибнефть» ушла из Омска. Это неинтересно, в ответ спрашивают про «Авангард». Неинтересно пока?..