Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Общество
№ 13(539) от 09.04.2014

Александр Рахно: "Хватит плодить гуманитарный планктон"

Александр Витальевич Рахно, один из лучших учителей истории в России, директор Петропавловской средней школы, депутат Муромцевского районного совета и помощник депутата Госдумы Олега Смолина, рассказал "БК", почему у него в кабинете висит портрет маленького Путина и как он пытается создать будущее для своих учеников.
 

Александр Рахно

Ай да Путин, ай да сукин сын! Так и хочется воскликнуть почти по Пушкину. Аншлюс состоялся. Операция «Крым» прошла без неожиданностей. Есть, конечно, морально-нравственная сторона дела: когда у соседа дом горит, хорошо ли с него шубу стаскивать? Убеждаю себя, что не надо обращать на это внимание по той простой причине, что политика не может делаться чистыми руками.
 

 

В операцию укладывается и выпуск из тюрьмы Ходорковского. Не думаю, что украинские волнения начались ровно через десять дней после этого события случайно. Как украинец по глубоким корням и русский по глубокому убеждению с присоединением Крыма должен быть согласен. Но мучает вопрос: как с этим будет разбираться история? Боюсь, что когда-нибудь в ее анналах всплывут соглашения, подобные пакту Молотова-Риббентропа, способствовавшему началу войны. Америку скорее всего просто поимели как часть большого плана – операция «Крым» подготовлена тщательно.

 

У меня в кабинете висит портрет президента-школьника. Потому что не вырос еще. Проверяющие заходят: где Путин, где наш президент? А я им: здра-а-авствуйте, вот же он, в пионерском галстучке, маленький Володя! Вот когда в составе России появятся Приднестровье, Южная Осетия, я повешу взрослый портрет Владимира Владимировича. Если уж быть государственником, так до конца! Если уж обвиняют тебя в имперских амбициях, так соответствуй им!

 

Страна нанесла себе два мощных удара. С точки зрения политики Олимпиада и Крым выигрышны, с точки зрения экономики – это глубокие раны. Омский регион, как и многие другие, испытывает чрезвычайное бедствие. Единственное, что вызывает некоторую надежду: если уж мы окажемся в блокаде, может, начнем растить свои хлеб и картошку?

 

Ошарашен всеобщим «одобрям-с». Людям хочется верить в сильную страну и могучего вождя. В путинской команде прекрасные психологи –
времени на раздумья людям не оставили. Зато мы победили – этим все сглаживается. Но за вождизм придется платить, это закон истории. Сейчас выковывается не только 90-процентный рейтинг президента, но и оппозиция. Горлопанов можно заткнуть с помощью суда или дубинки, а тихая оппозиция постепенно расползется по кухням, овладевая умами тысяч людей. «Под бравурное ладоней громыханье приходит эра слова и словца, я знаю, как все это называется, когда подлец идет за мудреца…»

 

Не любил я, прости господи, Леонида Константиновича. Но при всех недостатках предыдущей губернаторской системы, напоминающей органчик Салтыкова-Щедрина, – коррумпированности, ангажированности, – ясности было больше. Если уж он не любил наш район, так было понятно – кувыркайтесь сами. У него хоть хватило совести – или подсознания? – написать книгу «Вперед, на медленных тормозах». Любому логически мыслящему человеку ясно, что на медленных тормозах можно двигаться только вниз. Сейчас слов много, обещаний еще больше, но область по-прежнему катится в яму.

 

Что такое стратегия развития Омской области, я не понимаю. Есть простое суворовское правило: каждый солдат должен знать свой маневр. Что дальше? Собирать вещички и уматывать? Или есть у нас будущее? Такие вопросы нельзя подвешивать в ваку­уме, это плохо кончается. Конечно, такая ситуация не только в области – вся Россия «подвешена». Ее пытаются прикрыть внешней политикой. Существуем, чтобы удовлетворять амбиции главного человека. Неудивительно при нынешней системе «глобальных выборов», когда заранее выбирают одного, когда все политические конкуренты искусно убраны.

 

За последние 20 лет у людей сложилось стойкое мнение, что их выбор бесполезен. Тем более у жителей Омской области, где все это время был свой главный человек. Люди поняли, что выборы глав районов бесполезны, если кандидата не поддерживают
областные власти. У нас в Муромцевском районе, по сути, выборов не было никогда. Я в прошлом году баллотировался в главы района, зная, что не выиграю – за мной не стоит власть. Хотел показать своим землякам, что выбор возможен, если не молчать. Люди устали от того, что их достоинство без конца топчут. Потому что нечестные выборы ударяют первым делом не по престижу государства, а именно по человеческому достоинству – люди понимают, что их мнение не интересно, а значит, и сами они не нужны.

 

Мой район умирает. Естественная убыль населения, по данным Русского географического общества, за 5 лет составила 11 тысяч человек. То есть почти половина района! Мой отец скончался, не дожив до 45, от рака. И уже тридцать с лишним лет от той же болезни продолжают умирать люди. Почему Рос­потребнадзор не следит за тем, что мы пьем, что едим? Где источник болезни? Поликлиника что-то пытается сделать, но тут нужны и другие меры, и другие деньги. При нашей динамике смертности лет через 10 в район придется ввозить иноземную рабочую силу. Очень опасно, когда чужие – пускай даже прекрасные – люди хозяйничают в твоем доме. Рано или поздно они предъявят права на него.

Люди не попали в трудную жизненную ситуацию – они в ней живут. Приезжайте в наши деревни – нищета голимая. Давайте скажем прямо: это бедные люди, и таких в районе – половина.
У нас негде работать, хотя много земли. Но даже наша картошка никому не нужна – ее привозят из Турции и Изра­иля, потому что это проще, чем построить овощехранилища! Людям не нужны большие зарплаты – им нужны хоть какие-то зарплаты!

Муромцевский – один из самых образованных районов области. Таковы данные Российского географического общества. А дети учиться не хотят. Исчезла внутренняя мотивация. Они не понимают, для чего. Чтобы ездить на Север за заработками? Причем на птичьих правах, как те же гастарбайтеры – ни больничных, ни пенсионных. Не поверю, что наши власти не могут договориться с соседями. Им просто это не надо – они заняты не нами, а собой.

Дети должны видеть, что для них строится завод, фабрика: вырасту, пойду работать, построю дом… Поколение, так и не оправившееся от шока, когда страна рушилась, – потерянное, оно не работало и работать уже не станет. Их сыновья и дочери не умеют элементарного: ни гвоздь забить, ни цветок посадить. Учителям бы этим заняться, да некогда – стимулирующая система оплаты труда привела к тому, что они пишут отчеты за каждое свое движение. Сводил детей на экскурсию или просто сочинил проект – не отходя от компьютера, распиши и получи надбавочку. Учителя, к сожалению, тоже включились в гонку за деньгами, а это не та профессия, которую можно измерять исключительно рублем. 

Хватит плодить гуманитарный планктон, к которому принадлежу и я. Нужны люди с техническим, инженерным образованием. А откуда они возьмутся, если дети не умеют работать руками? Профориентация – это ведь в первую очередь проба себя. Пусть шестиклассники берут молотки, восьмиклассники – электрорубанки, старшие встают за станки. У девчонок должно быть свое дело. К Евгению Ямбургу в школу захожу, а у них парикмахерская открыта – школьники стригут-красят и друг друга, и окрестных жителей. Просто хорошо учить детей, чтобы они поступали в вузы, 70 процентов выпускников которых сидят без работы – зачем?


 

Это предусмотрено федеральными государственными стандартами? Такой вопрос задал мне министр образования Омской области Сергей Алексеев, у которого я просил хотя бы старые верстаки для уроков труда. Зачем нужны стандарты, если они не предусматривают жизни? Впрочем, министр ведь не образованием в регионе руководит, а всего лишь министерством образования. Наверное, так им, министрам, удобнее.

Власть вообще думает о будущем наших детей? Надеюсь, вырастет из Петропавловской школы политехническая, в которой они будут учиться не только писать и читать, но еще и работать. Только случится это не с помощью власти. Борис Коваленко, ныне московский бизнесмен, строит нам суперсовременную школу. В ней будет и отдельный блок со спальным помещением, и закрытый внутренний двор, и бассейн, и тренажерный зал. И станки. Я тоже в меру сил пытаюсь со­здать будущее своим ученикам – например, двое моих ребят учатся в московском лицее для одаренных детей, а один из петропавловских мальчишек не без моей помощи попал в Оксфордский университет.

Сколько можно паразитировать на людях, любящих родину? Что для нас делает наша власть? Так, как в моем районе, живет большинство сельчан России. Хватит надеяться на кого-то.
Я уверен: не поможет нам власть, пока мы – интеллигентные, грамотные люди, способные думать о благе других, – не станем ею.

 

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.


Беседовала Наталья Яковлева
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru