Сергей Калинин: "Считаю, что мы достойно продали "Виту"
За пару месяцев до запуска нового молокоперерабатывающего завода на 2-й Солнечной его совладелец Сергей Калинин угостил корреспондента "БК" молоком, выпущенным под его новым брендом "Лужайкино". Заодно поделился своим видением продажи молокозавода "Вита" и согласился на спор подоить корову.
Сергей Калинин
О солидных инвестициях и высоких амбициях
– Сергей Петрович, ваш завод еще не запущен, а «Лужайкино» вот оно. Как так? – Да, продукцию с нового года уже можно видеть на полках магазинов. Дело в том, что у моего партнера Валерия Маначинского есть молочный завод в Казахстане, оснащенный аналогичным нашему оборудованием Есоlean – там и выпустили первые партии молочной продукции под новым брендом «Лужайкино». – Компания «Акция» имеет отношение к вашему ООО «Милком», которому принадлежит молокоперерабатывающий завод? – Нет. 70 процентов «Милкома» принадлежат мне, 30 процентов – гендиректору ТОО Milk Project Валерию Маначинскому. Мы познакомились в прошлом году в Омске: Валерий вышел на торговый дом «Молис», сбытовое предприятие, занимающееся реализацией молочной продукции, в том числе и «Утренней зорьки», которую производила «Вита» (ХК «Акция» владела крупным перерабатывающим заводом в городе Исилькуле Омской области – ОАО «Вита» (ТМ «Утренняя зорька»), но в 2010 году продала завод «Вимм-Билль-Данну», который в том же году уступил свои акции американской корпорации PepsiCo – прим. ред.). Я планировал купить или построить завод, а у Валерия был опыт, как это сделать. К тому же он уже работал со шведской компанией Ecolean, оборудование которой я рассматривал для нового молочного завода. Так мы решили стать партнерами. – Это ваша вторая попытка «влиться» в молочный рынок региона. Не было мыслей вернуться к старому, но успешному бренду? – Была. Более того, я пытался выкупить обратно «Виту» путем прямых переговоров при участии минсельхоза. Быстро понял, что это вряд ли удастся. Предложил продать бренд, но и от этого новые владельцы отказались. Начал переговоры по купле-продаже с несколькими молочными заводами Омска и области. Но когда познакомился с Валерием Маначинским, понял, что есть возможность в короткие сроки построить новое производство практически с тем же уровнем инвестиций, но с меньшими рисками. Ведь когда берешь действующие цеха, трудно добиться стерильности производства. Необходимо будет сокращать коллектив, поскольку оборудование высокотехнологичное. Примерно на таком заводе, как строится сейчас, у нас в Исилькуле трудилось около 400 человек, потом «Вимм-Билль-Данн» оставил 280, а я предполагаю, что при таком же или даже большем объеме производства предприятию понадобится лишь 60-100 человек. – О какой сумме инвестиций сегодня идет речь? – 300 миллионов рублей – текущая сумма. На этом инвестиции не заканчиваем, дальше будем модернизировать завод. Сейчас мы уже на финишной прямой: завершаем строительные работы, устанавливаем оборудование. Тестирование оборудования и запуск завода планируем в июле. – «Вита» в свое время входила в тройку лидеров, занимая порядка 20-25 процентов рынка. Какие амбиции у вас сегодня? – В стратегических планах компании «Милком» стать лидерами регионального рынка. На этапе стартапа мы планируем выпускать 40 тонн цельномолочной продукции в сутки. – Как охарактеризуете сегодняшний молочный рынок в Омске? – Супернасыщенный и высококонкурентный. Заходишь в магазин – глаза разбегаются. Большое количество молочной продукции представлено как в высоком, так и низком ценовом сегменте. Твердо свои позиции занимают такие федеральные производители, как «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк», высока доля рынка у местных производителей. Тем не менее мы можем претендовать на серьезную долю рынка: наши конкурентные преимущества – новейшее оборудование, качественное сырье, уникальная упаковка. – Чем потчевать будете? – Ассортимент «Лужайкино» – все, за исключением сыров: молоко, кефир, ряженка, сметана, сливки, йогурт, масло и прочее. Пока это 19 видов продукции, в планах – расширение ассортимента. Есть идеи о производстве коктейлей-смузи с натуральными соковыми, ягодными, витаминными добавками, а также молока для школьников и детского питания. Сейчас, где бы ни был, думаю о молоке. (Улыбается.) На зимней «русской вечеринке» во французском Межеве угощали коктейлем на основе сливок и водки – получилось некое подобие «Бэйлиса». У меня сразу возникла идея этот коктейль доработать… для домашнего пользования.
Кого подоит депутат
– Кто разрабатывал ваш новый бренд? – Мы доверили это московскому маркетинговому агентству Brandveel. В результате появились два бренда – «Лужайкино» и «Молочная ферма». Каждый обошелся в $10 тысяч. – «Молочная ферма» – для продукции премиум-класса? – Да, бренд «Молочная ферма» появится на омском рынке, как только компания «Милком» обзаведется своим собственным молочным хозяйством: в наших планах создание фермы. – Ферма – это интересно. Поделитесь подробностями. – Мы уже общались с коллегами в Белоруссии: там построен ряд современных ферм, коровы содержатся в современных условиях, что обеспечивает высокую производительность: от 6000 литров молока в год с одной коровы. Мы предполагали приобрести 1200 голов в два этапа. В следующем году начнем. Сейчас занимаемся выбором места. Есть вариант подобрать коров здесь, есть – привезти из Башкирии или других регионов. Инвестиции составят порядка 400 млн рублей. – С какими фермерскими хозяйствами будете работать сейчас, пока нет своего? – Сейчас «Милком» ведет переговоры с местными производителями молока. Без сырья мы не останемся. Ведь большая доля вывозится из Омска и перерабатывается за его пределами, немалая доля идет на сухое молоко. – Сами умеете доить корову? – Наверное, да. (Смеется.) Последний раз мне это довелось делать лет сорок назад, когда гостил летом у бабушки в деревне. Я не столько получил удовольствие, сколько испытал гордость за добытые собственноручно полстакана молока… Знаете, я вырос на молоке. Несмотря на скромный достаток нашей семьи, у нас на столе всегда были молочные продукты, и я выпивал до трех литров молока в день. – А сейчас рискнете подойти к корове с ведром? – Готов даже пари заключить с вами! Если это поможет продвижению бренда, конечно, надену пиратскую косынку и вспомню бабушкину науку.
Старая «Вита», новый виток
– Почему, обжегшись на молоке, снова этим же молоком решили заняться? – Я знаю этот бизнес. Кроме того, наверное, не удовлетворился тем, что было сделано на «Вите». – В чем видите причины неудачи? – Я не считаю продажу «Виты» неудачей, скорее, наоборот. Шел 2009 год, и по многим направлениям – в строительстве, производстве стройматериалов – возникли проблемы. Банки потребовали возврата кредитов. Надо было принимать решение: тонуть всем кораблем или пожертвовать одной спасательной шлюпкой, чтобы удержаться на плаву. Молочный завод тогда был наиболее эффективным активом и за счет своей мощи отчасти покрыл кредиты, которые мы брали на другие виды бизнеса. К тому же цена на него сильно не упала. Я считаю, что мы достойно продали «Виту». Другое дело, что следом «Вимм-Билль-Данн» сам продался… Я не мог знать, какие дальше планы у «Вимм-Билль-Данна» и тем более PepsiCo. – Критические публикации, в большом количестве появившиеся в прессе, ударили по вашей репутации? – Странно, почему ко мне тогда не обратились за комментариями напрямую – я ведь занимался этим бизнесом. И как бизнесмен мог понять PepsiCo. В «Виту» было вложено много средств, порядка 10 млн евро, но, наверное, все-таки плохо просчитали и сырьевую базу, и возможности оборудования. Да и недостаточно мощная водопроводная система в Исилькуле… Было принято решение завод закрыть, и причины были объективные. С точки зрения оптимизации бизнеса это правильно, но для Исилькуля, конечно, это был удар. – Сегодня молочный рынок Омска «прославился» новыми скандалами… – Истоки ситуации с сыром-косичкой – разгильдяйство, глупость, бахвальство. Наверное, есть что спросить с собственника и руководителя. На подобном производстве должны работать квалифицированные молочники, а не люди, вчера покинувшие студенческую скамью. Местечковый скандал ударил по всему рынку омской продукции – на мировом уровне высветил проблему чистоты и качества производства. – Вы декларируете, что качество, чистота, экологичность будут сильной стороной вашей продукции. Чем докажете? – Во-первых, принципиальное отличие автоматов Есоlean от других заключается в том, что упаковка стерилизуется на заводе-изготовителе в Швеции еще до момента розлива, что позволяет достичь стопроцентной стерильности. Во-вторых, будем делать продукцию только из натурального сырья, а никак не из восстановленного сухого. Даже наше оборудование запрограммировано так, что если в сырьевую смесь добавляется некий суррогат – сухое молоко или растительные жиры, – оно прекращает работу, блокируется. Разблокировать линию может только специалист из Швеции, имеющий специальные коды. Так что моя задача – построить образцовое предприятие. Наверное, именно это не реализовалось в прошлом производстве. А потребность осталась.
Справка
«Даже наше оборудование запрограммировано так, что если в сырьевую смесь добавляется некий суррогат – сухое молоко или растительные жиры, – оно прекращает работу, блокируется. Разблокировать линию может только специалист из Швеции».
Текст: Елена Ярмизина
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru