Жалобы: на заседании суда по делу Юрия Ратько, капитана потерпевшего крушение теплохода «Полесье-8», выяснилось, что самый требовательный потерпевший – не родственники погибших и не тяжело раненные в аварии пассажиры, а... сам речной порт. Компенсацию в 6 миллионов рублей за разбитое судно он намеревается получить с его печально известного капитана.
Диагноз: моральная контузия.
История болезни: трагедия с прогулочным теплоходом «Полесье-8» случилась 17 августа прошлого года. Судно, следовавшее по маршруту в Ачаир, столкнулось с грузовой баржей. В результате аварии пострадали 50 человек. Из них 11 получили тяжелые травмы, 6 – погибли. Экспертиза показала, что в момент столкновения капитан судна Юрий Ратько был пьян. В суде зачитали показания его друга, который утверждает, что на двоих с капитаном накануне было выпито полторы бутылки водки. Почему пьяный капитан был допущен к управлению судном, суд пока не выяснил. Медработник той смены заявила, что про необходимость осматривать судоводителей в ее должностных инструкциях указано не было. А капитана «Полесья» перед рейсом она и не видела – диспетчер попросил ее поставить допуск, «потому что Ратько хороший капитан и должен выйти в рейс». Один из матросов отметил, что в глаза бросались нетвердая походка и запах перегара от Ратько. Но люди чином повыше, в частности начальник службы пассажирских перевозок Андрей Шмидтбергер, утверждают, что состояния Ратько не заметили. Но даже если предположить, что пол-литра крепкого алкоголя никак не отразились на поведении капитана, не знать о его богатом послужном списке руководство не могло. А ведь в процессе следствия выяснилось, что Юрий Ратько 11 раз (!) менял место работы из-за проблем с алкоголем.
Большинство потерпевших предъявило иски к руководству «Омского речного порта». Небольшие – по сравнению с масштабом их горя. От одного до 2,5 миллиона. Дирекция предприятия, видимо, решив, что лучшая защита – это нападение, тоже объявила себя потерпевшей и выставила иск к самому злосчастному капитану. Пароход-де восстановлению не подлежит, пусть возместит стоимость. Железо оценили выше человеческих жизней – в 6 миллионов рублей. При этом начальство, кажется, забыло, что само нанимало капитана-пьяницу и организовывало контроль за состоянием своих сотрудников. Кстати, гендиректор «Омского речного порта» Василий Данилов, об отставке которого ходили слухи в конце 2013 года, на сегодняшний день согласно базе ЕГРЮЛ по-прежнему занимает свою должность.
Метод лечения: насколько юридически обоснован неожиданный иск, решит суд. Но что стало причиной такой моральной черствости, представить сложно. И если врачи могут вылечить телесные травмы, то к кому обратиться за исцелением моральных увечий такой степени тяжести, редакция советовать затрудняется.
Диагноз недели является лишь метафорическим отражением «заболеваний» нашего общества. Всем нашим «пациентам» мы желаем крепкого сибирского здоровья.