С оптимизмом реаниматолога
– Олег Венедиктович, в коротком телефонном интервью накануне встречи вы сказали, что экономика не может быть без идеи, без веры. Что вы имели в виду?
– Должна быть вера – в себя, в окружающих. Только благодаря этому можно достичь чего-либо. Лидер верит в себя, находит команду, вкладывает в нее свою веру – и получается тот механизм, который позволяет достигать целей. Человек – общественное животное, и какими бы ни были твои личные достижения, без отражения на социуме они не имеют смысла. Если у тебя домик на Канарах, но в аэропорт родного города ты спешишь по разбитой дороге – это не вера, не достижение.
– По-вашему, местной власти не хватает той веры, о которой вы говорите?
– Я не могу давать политическую оценку властям. Я знаю общегосударственные проблемы и не думаю, что господа из омской мэрии или правительства способны быть «белыми воронами».
– Какие основные проблемы вы видите сегодня – на уровне государства?
– Знаете, мне бы хотелось, чтобы Россия была не могучей, не великой, а – хотя бы на первом этапе – страной достойных людей. Не люди должны жить ради государства, а государство – ради людей, вне зависимости от чинов и рангов. Пенсионер ты или студент, ребенок или бизнесмен – государство должно проявлять заботу обо всех своих подданных, тогда они, в свою очередь, будут отдавать свою веру Отчизне. Сочетание желаний и возможностей «низов» и «верхов» стало бы первым шагом на пути России к величию. И так рано или поздно произойдет.
– Вижу, вы смотрите в будущее с оптимизмом.
– У нас перед глазами есть пример прекрасно развитых капиталистических стран – Америки, Германии. И есть примеры шведских, норвежских систем, где учитываются социальные вопросы при развитом капитализме – так называемый «скандинавский социализм». У нас есть преимущество: мы имели плановое социалистическое хозяйство, высокие достижения. Пусть мы получили трагический финал, но остался опыт, навыки. И если глубоко проанализировать достижения нашей страны в 20 веке, можно сделать правильные выводы и максимально быстро достичь социально развитого капиталистического строя.
– Чему, по-вашему, мы можем учиться у Америки и Германии?
– Основной их принцип – забота о чести и достоинстве человека. Американец – уважаемый человек не только за пределами Соединенных Штатов, но и внутри своей страны. Его права – это всегда пункт номер один в любом законе. Если бы у нас так же начали относиться к человеку, можно было бы констатировать: вот и мы встали на путь к развитию великой державы – не с позиции имперских замашек, а с позиции заботы о людях. Тогда страна шла бы своим путем, не зависела бы ни от кого. Ей не нужно было бы доказывать свою мощь через конфронтацию, потому что мощная страна всегда найдет мощных друзей. А экономика решит все проблемы. К нам бы потянулись и наши бывшие союзные республики, представляй мы экономический интерес хотя бы в перспективе.
– А куда мы идем сейчас, как считаете?
– Пока мы, к сожалению, «сидим» на нефтегазовой игле и немного злоупотребляем своими военно-стратегическими планами. Но есть более эффективные пути. Чем отличается публичный дом от бардака? Публичный дом – это организация, бардак – это система. Мы идем методом бардака… Если бы мы нацелились на развитие малого и среднего бизнеса в разных областях, выходили на прямую конкуренцию с западными поставщиками, то тогда спокойно могли бы вернуть людей, инвестиции, новые рынки. Экономика, повторяю, решит все. Мы идем медленно, неэффективно, но в правильном направлении.
– Правильные ли шаги делает Россия по отношению к Украине?
– В этой истории две заинтересованные стороны: Америка и Россия. Войны можно было бы избежать, если бы господин Путин и господин Обама сели и договорились: хватит заниматься ерундой, надо идти к цели оптимальным путем. А пока все повторяется, как в Сербии, которая так же шла через кровопролитную войну и братоубийство, – но в итоге бывшая Югославия живет, стремится к развитию своих небольших стран и росту благосостояния граждан. Кстати, изучение жизни, культуры и ценностей сербского народа я называю своим хобби. В Черногории, в Герцеговине у меня куча родственников – не по крови, а по душе. Заводные, горячие, знают свое место, но не теряют чувства собственного достоинства… И жаль, что к своему развитию и росту Украина сейчас идет по стопам Сербии.
Тем не менее у меня и здесь оптимистичные прогнозы. Иначе нельзя. Я по профессии врач-реаниматор. Когда 30 минут качаешь сердце и от тебя зависит, в какую сторону «шагнет» человек дальше, нельзя жить без надежды.
– Теперь ваш оптимизм понятен. Как долго работали по специальности?
– Семь лет. После института – на «скорой», после – в кардиологическом отделении больницы. В Америке после восьми лет службы реаниматор уходит на пенсию. Я на своей «пенсии» занялся бизнесом. В ноябре наша компания отметит 20-летие.
О бизнесе, о подвигах, о славе…
– В истории с Coca-Cola Союз дизайнеров России поддерживал иностранную компанию. Почему?
– У нас иностранную компанию поддерживают все. Почему у нас вся пивная и соковая промышленность находится в подчинении западных компаний? Почему вся молочная в России находится в западных руках? Сюда зашли представители мощных стран, и мы не можем им противостоять.
– Кто, по вашему мнению, главный виновник этого «западного торжества»?
– Виновник один – советский человек.
– Союза давно нет, а человек остался?
– Так точно. Стране, где не было культуры потребления и частной собственности, дали полную свободу. Головы затрещали от вседозволенности, мы лишились ориентиров, а заодно и чувства собственного достоинства. Мы захотели всего и сразу. Цели оправдывали любые средства. Но невозможно за двадцать лет научиться тому, что капиталисты прошли за триста. В итоге советский синдром есть у всех россиян, и от него надо избавиться. И лидеры страны должны показывать пример. Тогда мы ляжем спать – а проснемся великой страной. Тогда владельцы пивной компании не будут думать о том, чтобы «раскачать» в России бизнес, продать его западникам и самим уехать на Запад. Тогда руководитель не будет стремиться к тому, чтобы вывезти своих детей в Лондон, выучить их и там же и оставить. Почему наших предпринимателей купили? Потому что подловили на этом самом синдроме советского человека. Мощностями с Западом тягаться мы не можем. Возьмите ту же Coca-Cola, самый богатый бренд в мире, оцениваемый в 80 млрд долларов, который по своей капитализации выше, чем вся наша нефтянка вместе взятая…
– Как долго длился ваш судебный конфликт?
– Больше года. Но чем особо хвастаться? Тем, что выиграли суд? Это песчинка в море. Мы живем в стране, где законодатель достаточно слаб, а закон гибок, непостоянен, многие статьи трактуются двусторонне. Чтобы «малыши» – представители малого и среднего бизнеса – имели возможность регулярно конкурировать в законодательном поле, привилегии монополистов должны быть четко определены законом.
– Вернемся в Омск…
– Пожалуйста. Вот пришел в Омск «Магнит» – из далекого Краснодара. Мощно зашла сеть «Красное и Белое» – из Челябинска. Почему? Сколько омских ритейлеров представляет свои сети по стране? Я таких не знаю. Кто мешает омичам зайти в Краснодар? В Челябинск?
– Возможно, там власть иначе относится к своим «кормильцам»: дает льготные кредиты, помогает с землей и недвижимостью, поддерживает предпринимателей не на словах, а на деле?
– «Власть, власть...» Я продаю свой продукт от Челябинска до Красноярска, у меня 13 филиалов. Каждый раз, когда мы заходим на территорию, сразу берем в аренду землю, недвижимость, как бы это ни было дорого, становимся плотно на ноги и сражаемся за рынок. Мы не воюем с Coca-Cola: деньги на деньги, холодильники на холодильники, вход в торговые сети за огромнейшие суммы… Мы ищем способы, как обратить себе на пользу знание ментальности нашего потребителя, российской действительности, состояния сетей и мелких торговых точек (это ноу-хау России, таких больше нигде нет). Как из всего этого можно сделать плюс. Потому что российские реалии, чего греха таить, далеки от тех стандартов, по которым Coca-Cola привыкла работать во всем мире.
– И каков результат?
– В Тюмени делим рынок пополам. В Ишиме мы номер один. Да, на 20-30 процентов пока проигрываем рынок в Омске, на 50 процентов – в Новосибирске. Но в целом после гигантов Coca-Cola и PepsiCo мы занимаем третье место в регионах. В ноябре увеличиваем мощность практически в два раза, запускаем новую автоматизированную линию для розлива немецкой фирмы «Кронес». Это вызывает дикое удивление у западников, потому что даже Coca-Cola не ставит такие на Урале и в Сибири…
– Иными словами, спасение утопающего – дело рук самого утопающего?
– Иными словами, нечего на зеркало пенять… Человек достоин той власти, которую выбирает сам. Это обидно прозвучит для многих омичей, но начинать надо с себя. Пока же я вижу, что омских производителей и ритейлеров больше интересует прибыльность бизнеса, чем сам бизнес. Надо зарабатывать деньги, а не вымаливать, выпрашивать, получать из бюджета. Надо повышать качество своей продукции, а не хныкать, что федеральные сети ставят высокие требования и к ним на полки невозможно попасть. Любые санкции дисциплинируют, дают толчок к развитию – если, конечно, не сидеть сложа руки.
– Кстати, как вы относитесь к тому, что в Омске открывается «Макдональдс»?
– Он должен быть! Как и федеральные сети. Вопрос «Пускать или не пускать» – не политический, поймите! Единственный нормальный способ: в конкурентной борьбе создать омский «Мак». Так же как и создавать омские торговые сети, которые поставят флажки на карте России, будут достигать успеха, а финансовый эквивалент этого успеха будет стекаться в Омскую область. Много ли фирм, которые вливают деньги в омский бюджет? Их нет! К нам даже Москва не заходит напрямую. Идут через Новосибирск и лишь потом открывают филиал здесь… Нужно выходить на рынки соседних областей, которые являются донорскими и имеют деньги, – и эти деньги направлять сюда. Производить рыбу, хлеб, молоко ради того, чтобы накормить омичей – это одно дело, но приводить деньги из других регионов – это совсем другое.
– Кто, согласно вашим убеждениям, успешно ведет сегодня продуктовый бизнес в Омске?
– Не силен в фамилиях… Но если увижу предпринимателя, который зарегистрирован здесь и при этом плотно стоит на ногах в других городах, от души пожму ему руку.
Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод». Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.