Кирилл Колясин, директор по маркетингу телеканала «СТС в Омске»:
– Как профессиональный пиарщик отмечу, что отсутствие информации в подобных ситуациях – худший вариант из возможных. Мне кажется, тем же автоинспекторам есть смысл брать пример с коллег из УФСИН, которые готовы комментировать практически любую конфликтную ситуацию. Поэтому речь надо вести о том, что система дала сбой, ее надо корректировать.
Александр Криворучко, адвокат:
– Общество, конечно, имеет право знать правду. Вопрос в другом: а обязан ли нам кто-то докладывать детали таких происшествий? Полиция? Следователи? Расследоваться такие дела должны вне зависимости от статуса участников. Депутат районного совета для органов – мелкая сошка. Разве это высокопоставленный статус? А его сын, кстати, может быть как плохим, так и хорошим, это от положения отца не зависит.
Степан Бонковский, депутат Заксобрания Омской области:
– Омская область пока тихая гавань, которая не следит за общероссийскими трендами. На федеральном уровне уже давно действует принцип: «Неприкасаемых у нас нет». С другой стороны, не надо заниматься «охотой на ведьм» и делать крайними чиновников. Все должны быть равны перед законом. Еще один вопрос: кто и как сегодня получает водительские права. Возникает немало вопросов и к качеству дорог: а вдруг это была обычная колдобина, которую ему пришлось объезжать? В решении таких ситуаций необходим комплексный подход, нужно менять психологию людей. На мой взгляд, в расследовании таких дел главное – открытость. Я считаю, ГИБДД и силовой блок работают хорошо. Но, если мы узнаем о ДТП с участием высокопоставленного чиновника спустя неделю, то возникает подозрение, что здесь что-то не чисто. Мне странно, что на районном уровне это скрывалось. Ведь наверняка же на место ДТП выезжали сотрудники полиции, ГИБДД и другие структуры. Почему сам глава района не сделал заявление? Вот эта круговая порука и приводит к такому отношению к чиновникам.
Юрий Шатилов, директор консалтингового агентства «Ладно»:
– Всё-таки хочется верить, что мы живём в правовом государстве и перед законом равны как сын депутата, дочь судьи, так и «простые» граждане. Все должны нести ответственность за свои поступки вне зависимости от статуса. Другое дело, что СМИ зачастую работают как увеличительное стекло, высвечивающее малейшие промахи публичных людей. Публичных опять же тоже относительно: много вы слышали о Девятерикове до того, как он стал главой района? Мне не очень нравится тенденция, что жизнь доверенных лиц государства становится достоянием общественности только в криминальных хрониках вроде случаев с этими ДТП. Прессе надо разглядывать не ботиночки, в которых ВИПы пришли на концерт Лепса, а их дома, охотничьи угодья... Проводить расследования их трат на законность. То есть следить за этими людьми в обычной жизни, а не только тогда, когда с ними что-то случается.
Александр Акимов, директор ООО «Оптовая база «Третий разъезд»:
– Мне кажется, что внимание СМИ к нашим чиновникам и депутатам стало гипертрофированным. Они такие же люди, у них в жизни происходят самые различные ситуации. Может быть, какие-то обстоятельства ДТП не сообщают из соображений тайны следствия? В этих историях у меня вопрос другого плана: откуда у Михаила Романова появилась такая иномарка? Сам заработал? На день рождения подарили?
Александр Костюков, декан юридического факультета ОмГУ:
– Общественность в любом случае должна знать, что происходит. У полиции есть пресс-служба, которая и должна доводить до общественности и журналистов официальную информацию о происшествиях. Иначе как жить?
Владимир Герчик, директор ООО «Фирма «СибТекс»:
– Речь идет об обычных ДТП. Ежедневно в городе происходит очень много аварий. Поэтому я считаю, что огласке должны предаваться дела, где глава района или чиновник, например, был пьяным за рулем. Что касается инцидента с кафе, то в данном случае отец за сына не в ответе. В случае аварии с участием главы Муромцевского района я считаю, что вина всегда на том, кто выехал на встречную полосу. Если чиновник или глава района действительно виноват, то оценку его действиям должен давать губернатор. А вообще, как правило, чиновники хитрые и сами за руль не садятся, а в случае ДТП виноват всегда водитель. Поэтому это не то место, где надо копать – чиновники в других местах нарушают.
Александр Сальников, совладелец ГК DA:
– Каждый день происходят десятки ДТП, иногда, к сожалению, с человеческими жертвами. Конкретно эти аварии обсуждаются исключительно потому, что в них фигурируют «громкие» фамилии.
Сергей Костарев, профессор кафедры по связям с общественностью ОГИС:
– Я думаю, что с людей, наделённых властными полномочиями, и спрос особенный. Всё-таки они символизируют собой народ, коллектив, и вина за их проступки – если она доказана – усугубляется этим фактом. Не знаю, как насчёт того, что органы обязаны перед нами отчитываться – есть всё-таки тайна следствия, – но то, что с морально-нравственной точки зрения дела с участием чиновников, депутатов и прочих должны быть на особом контроле, это однозначно.
Андрей Коровин, соучредитель и директор сети «Парфюм-Лидер»:
– Для меня все однозначно, закон должен быть един для всех невзирая на чины и погоны. А каким способом этого добиться – уже другой вопрос. Возможно нужны и депутатские комиссии, но что уж точно необходимо, так это ответственность должностных лиц за сокрытие имен и несвоевременность огласки вплоть до лишения постов и даже работы.