Кинорежиссер Сокуров показал в Омске свой взгляд на Великую Отечественную
Главным культурным событием "третьей столицы" на минувшей неделе стал первый визит в наш город известного кинематографиста Александр Сокурова. Звезда приехал в Омск почти сразу после награждения его нового фильма на кинофесте в Венеции.
Юрий Трофимов, директор музея им. Врубеля, Виктор Лапухин, министр культуры Омской области, Александр Сокуров, кинорежиссер, Юлия Кантор (Эрмитаж)
Закрытый показ сокуровской нетленки в киноцентре «Слава» едва не сорвали ремонтные работы в Premium Fashion Gallery «Миллениум», где располагается это учреждение. В цокольном этаже элитарного торгового учреждения красили. Амбре как бы вводило киноманов в определенное состояние. Документальный фильм «Франкофония» посвящен истории спасения ценностей знаменитого Лувра во время оккупации Франции фашистской Германией. Час двадцать восемь минут экранного времени Сокуров рассказывает собственным голосом о директоре Лувра и его взаимодействии с немецким аристократом, отвечавшим со стороны захватчиков за произведения искусства на побежденной территории. Неспешное повествование, много кинохроники. Эпизоды, где задействована актерская составляющая. Артисты исполняют роли директора Лувра, немецкого аристократа, символа Франции – Марианны – и даже Наполеона. Однако все это лишь дополнение к документальной истории, которая снималась на деньги Франции, Германии и Нидерландов. В Венеции кинокритики уже назвали «Франкофонию» «Лучшим европейским фильмом» этого престижного киносмотра, главная награда которого у Сокурова уже есть. В 2011 году «Золотым львом» отметили там его картину «Фауст». «Франкофония» – это как бы продолжение «Русского ковчега». «Ковчег», появившийся в 2002 году, трескучим голосом одного из актеров повествует об Эрмитаже. В ленте появляется даже директор знаменитого музея. Не случайно сотрудники Эрмитажа ввели Сокурова в свой Попечительский Совет. Теперь кинорежиссер – лицо, которое олицетворяет собой распространение «эрмитажного» влияния. В Омск Сокуров прибыл именно в таком качестве, сопровождая начальника историко-информационной службы Эрмитажа Юлию Кантор. Сокуров старается не педалировать тему продолжения «Франкофонией» «Русского ковчега». Дескать, так задумано не было и будет ли следующим фильм, допустим, про музей Метрополитен в Нью-Йорке, который является третьим по посещаемости в мире, неизвестно. Ярко в новой ленте Сокурова проходит намек на тонущую Европу: периодически в повествование врываются кадры, где кинорежиссер связывается по скайпу со своим другом, который находится на корабле, перевозящем культценности. Судно все-таки тонет. Много в фильме и про Санкт-Петербург: это любимая тема кинодеятеля. В данном случае он коснулся блокадного Ленинграда, поскольку «Франкофония» о второй мировой войне. В кадре умершие от голода люди, демонстрация плана Эрмитажа, куда попадали фашистские бомбы. Неким рефреном идет мысль якобы о том, что советская страна заплатила слишком большую цену за то, чтобы сохранить Ленинград в блокаду. Вот французы оставили Париж и тем самым сберегли чьи-то жизни. Впрочем, трактовать увиденное в фильме Сокурова можно по-разному. Россияне ленту не посмотрят. Возможно, для них не будет никакой потери в этом. Тем более что сам Сокуров отказал большинству своих соотечественников в праве увидеть культценности Эрмитажа лично. Когда был задан вопрос о господдержке культурного туризма в рамках нашей необъятной Родины, он ответил: «Все же культура, искусство – это высшая математика духа. Это очень индивидуальное проявление, очень индивидуальная тяга. Не у каждого есть душа. И надо смириться с этим». В Омске планируется открытие центра «Эрмитаж-Сибирь». Именно в поддержку этого проекта и приехал к нам Александр Сокуров. «Искусство с доставкой на дом», как презентуют его создатели. Спору нет, начинание хорошее. Однако получить собственное впечатление от Санкт-Петербурга, думается, было бы более ценным, чем сходить на эрмитажную выставку в Омске, что, повторюсь, тоже хорошо. Кстати, и сама представительница Эрмитажа говорила о том, что увидеть живьем это лучше. «Никогда живой экспонат нельзя ничем заменить», – заявила СМИ Юлия Кантор. Ничем нельзя заменить и собственного впечатления от новой ленты Сокурова. Он сказал, что не сделал ничего особенного. И это чистая правда.
Василий Романов
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru