Самые популярные омские памятники появились в городе сравнительно недавно - в конце девяностых-начале двухтысячных, но омичи уже успели "прикипеть" к ним всей душой. Оттого особенно обидно, что многие громкие скандалы минувшего года были связаны именно с памятниками: в преддверии юбилея власти неожиданно вспомнили о культурных
объектах и попытались привести их в порядок. Вот что из этого вышло.
Однажды мне пришлось в абсолютно незнакомом городе вызывать такси. Девушка на другом конце провода вежливо уточнила: «Куда подать машину?». Этот простой вопрос ввел в легкий ступор. Действительно, куда? Ночь, местность совсем незнакомая. «А вы к «Варежке» идите. Я скажу, чтобы машина туда подъехала», – посоветовала оператор. «К какой такой «Варежке»?» – недоумеваю я. «Да к памятнику танкистам», – весело пояснила девушка. Повинуясь голосу в телефонной трубке, я отправляюсь на поиски монумента. Как выяснилось, екатеринбургский памятник танкистам давно стал ориентиром для гостей города. В народе он известен как «Варежка». Пожалуй, свои локальные «Варежки» есть в каждом городе. Памятники играют в городской среде особенную роль. Они становятся героями городских легенд, возле них назначаются свидания, образы монументов массово тиражируются на сувенирной продукции. Город без памятников, что ночное небо без звезд – уныло и не понятно, как ориентироваться на местности. Архитектурная группа памяти борцам революции существует практически в каждом городе. Но именно в Омске находится одна из самых красивых и впечатляющих скульптур на эту тематику. С нежным трепетом относятся омичи к милым «Оленям» и «Детям, кормящим пингвинов». В этом году памятников в Омске стало еще больше.
Символ города в частных руках
«Любочка» и «Степаныч» давно стали символами нашего города. Редкий омич не имеет в своем архиве фотографии, сделанной рядом с точеной фигуркой супруги Густава Госфорта или с бронзовым улыбчивым сантехником. Их можно встретить в любой публикации про Омск и найти в любой лавке с омскими сувенирами. Но в конце года неожиданно выяснилось, что права на «Любочку» и «Степаныча» принадлежат некому ИП Рудакову.
Неизвестный бизнесмен, приватизировавший символы Омска, потребовал с фотографа Владимира Кудринского, выпустившего альбом к 300-летию города, 7 миллионов рублей якобы за нарушение авторских прав. Как выяснилось позднее, Рудаков решил стать монополистом в мире значков и брелоков – бизнесмен штампует сувенирную продукцию с изображением «Любочки» и «Степаныча». История крайне возмутила простых омичей: ведь «Любочка» и «Степаныч» считались достоянием народа. Мэрия так и не смогла объяснить, почему права на изображение городских символов оказались у частного лица.
Городовой – городу
Фигура городового – еще одна колоритная скульптура Любинского проспекта – в Омске появилась недавно, но уже полюбилась омичам и приглянулась гостям города. Говорят, если усердно потереть ус городового, можно даже разбогатеть. И немудрено, что городовой ассоциируется у омичей с богатством, ведь хозяин статуи – Сергей Жериков – человек весьма состоятельный. За этот памятник он заплатил 3 млн руб. Но и ус городового уже успел засветиться в скандалах. В 2015 году суд признал памятник бесхозным. В список «ничьих» также попали скульптуры, изображающие художника Ван Гога и актера Рутгера Хауэра, принадлежащие бизнесмену Михаилу Курцаеву. Сейчас оба предпринимателя намерены отстаивать свои права в суде. А Жериков грозится срезать статую, если суд откажется передать памятник в его собственность.
Как собирали на основателей города
Минувший год запомнился и целой эпопеей, связанной со сбором средств на памятник основателям города. Идея о том, что в Омске непременно должен появиться такой монумент, созрела в светлых чиновничьих головах незадолго до 300-летия города. Но сразу после того, как департамент культуры объявил о конкурсе на лучший проект памятника, обсуждение идеи почему-то утихло. Лишь за полгода до 300-летия Омска администрация вспомнила об обещанном памятнике и начала судорожно собирать деньги. Предполагалось, что объект представит собой многофигурную скульптурную композицию с доминантой, конной статуей Петра I, стоящей на гранитном постаменте. Внизу будут расположены 4 фигуры участников основания города Омска: Ивана Бухгольца, Матвея Гагарина, Ивана Шпрингера и безымянная фигура казака. Стоимость скульптурной композиции оценивалась в 45 миллионов рублей. В бюджете города, разумеется, таких денег не нашлось. И мэрия в очередной раз пошла по миру с протянутой рукой: задача по сбору средств на памятник была переложена на плечи бизнесменов и простых горожан. Но сумма, которую удалось собрать фонду 300-летия Омска, оказалась слишком маленькой. Тогда чиновники решили, что на такие скромные деньги грандиозную скульптурную композицию воссоздать не удастся – из архитектурной группы «выпадут» все участники, за исключением Петра. Но и Петр оказался слишком дорогим для нашего хилого бюджета. В итоге на помощь омичам пришел знаменитый Зураб Церетели: архитектор изготовил статую в качестве подарка. Правда, юбилей омичи встречали без него. Памятник Петра не установлен и по сей день.
За «Державу» обидно
Огромный шар семиметровым диаметром был установлен в Омске в 1997 году. Серая сфера, несмотря на некую мрачноватость, полюбилась омичам своей оригинальностью и монументальностью. Впрочем, несмотря на свои внушительные размеры, «шарик» оказался уязвим: создателям памятника не хватило металла, и его отдельные детали были выполнены из обычного стеклопластика. К тому же шар постоянно подвергается посягательству молодежи, любящей тусоваться на площади Бухгольца: его то пытаются сдвинуть с места и пошатнуть, то разрисовывают краской из баллончика, то пробивают дыры в барельефе. Но, несмотря на постоянные посягательства вандалов, «Держава» держалась стойко вплоть до того самого памятного дня, когда Омск накрыл знаменитый ураган «Леня». Огромный шар сдвинулся с места и покатился по площади. Эта апокалиптическая история породила множество лузлов и заодно напомнила властям, что, несмотря на свой молодой возраст, памятник нуждается в реставрации. После нашествия урагана вокруг монумента установили крепления в виде бетонных конструкций, после чего «Держава» стала выглядеть куда менее эстетично. А в преддверии юбилея городские власти опять вспомнили о «черной жемчужине» на площади Бухгольца. Шар помыли, панно отреставрировали и водрузили на свое место. Вокруг памятника появился каркас из арматуры, который показался омичам совсем несимпатичным. Многие посчитали, что после реконструкции «Держава» потеряла свой привычный облик и стала похожа на лампочку. Дискуссии вокруг внешнего облика «шарика» ведутся до сих пор.
Колчак грозный и неофициальный
Адмирал Колчак – фигура неоднозначная. Именно при Верховном правителе Омск ненадолго получил статус столицы. Здесь же он дал приказ о беспощадной расправе над повстанцами. Идея о создании в Омске памятника Колчаку принадлежит бывшему губернатору Леониду Полежаеву. В этом году на фоне надвигающегося юбилея омские чиновники вновь вернулись к обсуждению данной инициативы. А среди омичей начались ожесточенные споры между «за» и «против». В разгар предвыборной кампании идеологическую борьбу с «белыми» подхватили и омские коммунисты. После начала «холивара» в защиту Колчака выступили министр культуры Владимир Мединский и сенатор Омской области Елена Мизулина. Только памятник адмиралу в Омске так и не появился. Неофициальный постамент – статуя грозного белогвардейца рядом с одноименным рестораном существует уже давно.
Ермак и немного драмы
Еще одна историческая болячка вскрылась после того, как омское отделение Российского военно-исторического общества объявило об инициативе открыть в Омске памятник Ермаку. На этот раз негодовала татарская диаспора: когда-то Ермак выгнал их предков с сибирской земли. Дело опять-таки было аккурат перед выборами, когда резонансные темы расхватывались как горячие пирожки. Жаждущие пиара деятели с усердием раскрутили колесо общественной драмы. Несмотря на все скандалы, бюст Ермака в Омске все же появился, благо памятник был установлен на средства общественной организации, а не мэрии. Церемония открытия проходила под усиленной охраной полиции.
Омская крепость – зона торговли
Реставрацию Омской крепости к юбилею завершить не удалось, комом в горле муниципалитета опять стал финансовый вопрос. Сдача объекта перенесена на 2017 год. Но мэрия решила выжать из исторического памятника максимальный профит: сразу после сдачи объекта помещения здания будут сданы в аренду. В мэрии пока затрудняются с ответом на вопрос о сумме доходов, которые принесет городскому бюджету Омская крепость. Пока не известны ни дата проведения аукциона, ни ориентировочная стоимость аренды. Не все омичи оценили такой подход к решению вопроса о наполнении городской казны: превращение культурного памятника в зону торговли показался им несколько оскорбительным.
Какие памятники открылись в Омске в 2016 году?
Бюст военачальника Василия Маргелова
В юбилейный год карта омских памятников существенно расширилась. Сразу четыре новых скульптуры появилось в Омске по инициативе Российского военно-исторического общества. Бюст военачальника Василия Маргелова был передан в дар Омскому кадетскому корпусу в рамках проекта «Аллея Российской Славы». Примечательно, что памятник был установлен на территории кадетского корпуса, поэтому не все омичи смогли оценить работу скульптора Владимира Колесникова.
Памятник кадету
В честь празднования 203-летней годовщины со дня основания Омского кадетского корпуса на улице Короленко рядом со зданием корпуса появилась фигура кадета. Памятник изображает юношу, отдающего воинское приветствие, и олицетворяет непрерывную связь поколений защитников, вышедших из стен кадетского корпуса. В селе Уленкуль Большереченского района открыт мемориал татарскому поэту, Герою Советского Союза Мусе Джалилю. В день города на проспекте Королева состоялось открытие мемориала легендарному конструктору и ракетостроителю Сергею Королеву.
Стараниями неравнодушных жителей города и омских бизнесменов в Омске появилась культурная композиция «Журавли нашей памяти». Замысел и архитектурное решение мемориала навеяны стихотворением «Журавли» Расула Гамзатова. Над визуальным решением работала группа скульпторов, главным архитектором стал Андрей Бородавкин. Скульптурная композиция выполнена из бронзы, высота сооружения составила 4,5 метра.
Проект: Ирина Буркина, Ирина Леонова. Партнер проекта: Александр Малькевич, генеральный директор ГТРК "Омск" ("12 канал"), представитель омского отделения Российского военно-исторического общества
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru