Культитоги-2016: ТЮЗ плывет сам, а про экс-мэра вспомнили негативно
Несмотря на уход из Омска конкурса молодых скрипачей имени Янкелевича, о чём почти в открытую говорил, не стесняясь местной прессы, столичный музыкальный критик Артём Варгафтик, музыканты захватили лидерство в итоговом рейтинге культперсон 2016 года.
Картина с выставки «Евсей Моисеенко и ученики», музей им. Врубеля
Всегда считавшийся театральным городом Омск явно теряет свои позиции. Во всяком случае, такими стали итоги «КУЛЬтноМИНАЦИИ» «БК» 2016 года. Вместо трех деятелей Мельпомены, как было в финальном рейтинге культперсон-2015, ныне только Станислав Дубков, директор местного кукольного театра остался в итоговом топе и поддержал знамя театралов. Любопытно, что тенденция снижения количества театральных деятелей в «КУЛЬтноМИНАЦИИ» «БК» продолжается с 2014 года. И, видимо, пришла к логическому финалу: дальше катиться некуда. Директор «Арлекина» г-н Дубков в 2016-м побеждал дважды: первый раз – в феврале за избрание его председателем местного отделения Союза театральных деятелей, второй – в ноябре за Гран-при спектакля его коллектива на фестивале в китайском Шанхае. Ноябрьский топ культперсон вообще получился очень театральным. В трио лучших, кроме Дубкова, тогда попали Ольга Горобчук, художественный руководитель частного театра танца «нОга», и Георгий Цхвирава, главный режиссер Омского театра драмы. Причина: их спектакли вошли в шорт-лист престижной национальной театральной премии «Золотая маска». Сей факт дает надежду на очередной подъем искусства Мельпомены в нашем городе. Пока же есть ощущение, что сфера театра «третьей столицы» осталась без присмотра. Министерство культуры региона всячески демонстрирует свободу, недвусмысленно давая понять, что не вмешивается в репертуарные дела подведомственных учреждений.
Много шума вокруг «Хоровода» Примерно то же самое можно сказать и о департаменте культуры города, который долго играл в демократию, но, наконец, «засветился» в отмене спектакля «Хоровод» муниципального Лицейского театра. Отказ в показе сопровождался грозным телекомментарием главы городского культведомства Владимира Шалака. В итоге, конечно, ситуация была подана австрийскими журналистами – а режиссер-постановщик «Хоровода» гражданин этой страны – не слишком выгодно для омичей. Премьеру спектакля перенесли на октябрь, и выяснилось, что ломать копья было не из-за чего: постановка того не стоила. Духовенство, по сигналу которого так жестко отреагировало культруководство города, скорее, было не очень довольно, что премьеру, изобилующую примерами не слишком христианского отношения к любви и браку, назначили на день Петра и Февронии. Шума получилось много. Ненужного. Зато «Хороводу» обеспечена касса на последующие показы спектакля. Программа 5-го Международного театрального фестиваля «Академия», хоть и без скандалов, но была востребована у зрительской аудитории. Хотя прошедший в июне 2016-го форум не позволил его организаторам попасть в лидеры ежемесячной «КУЛЬтноМИНАЦИИ» «БК». На первый взгляд афиша феста была намного скромнее, чем в предыдущие годы. Однако люди, близкие к театру, копали глубоко. «Из пяти спектаклей «Академии», которые я выбрала для посещения, попасть смогла только на один: просто не было билетов. Это явный показатель, что есть спрос и интерес публики. Я пошла на «Чайку» японского театра с компанией друзей, которые не являются поклонниками авангардизма. Но после просмотра все были в восторге. Как говорится, «пробивает» даже зрителей, который далеки от современного взгляда на театр», – призналась нашему изданию экс-заведующая литературной частью Омского ТЮЗа Серафима Орлова.
ТЮЗ плывет сам, но куда? Ситуация с местным театром юного зрителя, штат которого г-жа Орлова покинула задолго до нынешних конфликтов, весь год обсуждается в околокультурных кругах. Пока, правда, без успеха. Последняя капля: худрук ТЮЗа Владимир Золотарь в соцсетях обвинил журналистов в том, что те, дескать, не рассказывают об успехах данного учреждения Мельпомены. Хочется напомнить протеже министра культуры Омской области, а ведомство Виктора Лапухина упорно пытается защищать театрального деятеля, что представители СМИ рассказывают обо всех удачах и неудачах Омского ТЮЗа, однако с некоторых пор главные местные тюзовцы хотели бы фильтровать то, что делают журналисты. Теперь даже на премьеры этого гостеатра не зовут всех пишущих, как было ранее, мотивируя это несерьезной отговоркой: «Вашего адреса не было в нашей рассылке». На скандалы в учреждении Мельпомены, ведомом г-н Золотарем, в областном минкульте не обращают внимания. Но и пиарить Омский ТЮЗ в главном региональном культведомстве не считают необходимым. Судя по всему, некогда главный драматический театр для детей и молодежи пустили в «самостоятельное плавание». Правда, не совсем понятно, почему это делается за счет бюджета?!
Культурное миссионерство корейцев Лидером «КУЛЬтноМИНАЦИИ»-2016 стал гастролер – дирижер из Южной Кореи Но Тэ Чол, чей фестиваль Dialog-Classica привлек внимание наших меломанов с 21 по 25 июля. Интересно, что при голосовании наивысшие оценки зарубежный гость получил от экспертов, представляющих СМИ. Другие респонденты были более сдержаны – от них Но Тэ Чол удостоился оценок на уровне 6 и 7 баллов. Южнокорейский форум включал камерные и симфонические концерты, премьеры, мастер-классы российских и зарубежных педагогов, конкурс молодых исполнителей, а также дегустацию блюд корейской национальной кухни и выставку художника из Южной Кореи. Программа международного фестиваля Dialog-Classica была обширна. Столь же внушительным был и десант гостей, для транспортировки которых использовались два отдельных вагона РЖД: южнокорейские гости сначала прибыли в Новосибирск, куда приземляется прямой рейс «Корейских авиалиний». Большая афиша феста и немалое количество участников подразумевали вопрос о бюджете. Но азиатские гости технично ушли от ответа, а тогдашний директор главной концертной организации региона Чувашов перевел стрелки на гастролеров, дескать, все прошло за их счет. Как сообщил «БК» источник, близкий к Омской филармонии, возможности принять у себя южнокорейский культурный форум омичи обязаны главному дирижеру нашего симфонического оркестра Дмитрию Васильеву. «Он несколько раз бывал в Южной Корее с целью работы и там познакомился с Но Тэ Чолом. Дирижеры нашли общие темы для совместной деятельности. Сложилось впечатление, что именно Южная Корея проплачивала этот фестиваль», – поведал «БК» наш респондент. По его наблюдениям, мероприятия форума не начинались, если в зале не было фотографа. «Явно гостям надо было плотно отчитываться о расходах», – рассказал источник. Культурную составляющую форума он оценил не слишком высоко, отметив, что и организация феста периодически оставляла желать лучшего, даже переводчик не всегда был. Однако творческого движения в нашем городе инициатива гостей добавила, объединив простых меломанов, профи от музыки, студентов музыкальных специальностей и даже власти. В вокальном конкурсе, проводимом в рамках Dialog-Classica, с участием в том числе и корейских молодых певцов, обучающихся даже в престижной Миланской консерватории, победила 26-летняя солистка Омского музыкального театра Виктория Вебер. Обещали, что в качестве приза артистка побывает в Южной Корее, где сможет выступить с местными оркестрами. Как уверяет источник «БК», арфистка Омского симфонического Анна Романова наладила благодаря фестивалю Но Тэ Чола творческий контакт с мастером арфы из Южной Кореи. И это еще один повод вспомнить добрым словом начинание азиатских гостей. Проникновение в мировую культуры – важный аспект.
Полвека праздник не для всех Главный дирижер Омского симфонического оркестра Дмитрий Васильев, так удачно познакомившийся в зарубежной поездке с коллегой, стал вторым в итоговой «КУЛЬтноМИНАЦИИ» 2016 года за майскую премьеру в Омске скрипичного концерта в джазовом стиле, написанного и исполненного голландским скрипачом Тимом Клипхаусом, а также за совместный проект с камерным хором «Певчие». Тогда ведомые Васильевым филармонисты вместе с вокалистами показали омичам грандиозное вокально-симфоническое полотно – ораторию «Иван Грозный». Интересно, что один из лидеров среди культдеятелей региона, отметившийся положительными поводами для попадания в итоговую «КУЛЬтноМИНАЦИЮ», оказался и среди тех, кто набрал и наибольшее количество «минусов». В рейтинге провалов Дмитрий Владимирович – 4-й. В -14 баллов оценили эксперты искреннее признание маэстро в том, что приглашать на полувековой юбилей оркестра, который отмечался в 2016-м, проработавшего много лет с Омским симфоническим Евгения Шестакова, он не собирается. Формулировка причины удивляет: оркестранты еще не готовы увидеться со своим бывшим главным дирижером. Обида еще не прошла. Заметим, что это не Шестаков изгнал в свое время оркестр из себя, а оркестр «съел» своего руководителя. По-человечески было бы правильно позвать маэстро Шестакова на юбилей, но не сложилось. Г-н Васильев, совершенно не стесняясь этого, пошел на поводу у коллектива. Директор Омского симфонического оркестра Виталий Сулимов оценил минувший год для своего коллектива и его лидера Дмитрия Васильева как сложный. «Были гастроли, после которых мы получили хорошие отзывы. Поездки проходили в трудном режиме. Музыкантам пришлось нелегко, но это того стоило», – прокомментировал 2016 год и работу главного дирижера г-н Сулимов. Заметим, что у простых меломанов, несмотря на большую любовь к своему симфоническому коллективу, впечатление от его работы разное. С одной стороны, действительно, было много выступлений, с другой – не всегда эти концерты были одинакового уровня. Это признают и некоторые профессионалы от музыки, опрошенные «БК».
Бывший мэр – лидер среди провалившихся Из 12 попавших в рейтинг провалов итоговой «КУЛЬтноМИНАЦИИ» 2016 года лишь трое в чистом виде – деятели культуры. Остальные – чиновники, что еще раз подтверждает влияние властей на сферу культуры. В Омске это особенно видно. Культура – та область, в которой хоть что-то происходит в нашем регионе. По оценкам некоторых специалистов, начавшаяся PR-кампания Владимира Компанейщикова за избрание его на одну из ведущих должностей в Омской области, подтверждает это полностью. Г-н Компанейщиков появлялся в преддверии Нового года на культмероприятиях даже чаще, чем министр культуры Лапухин. Глава областного культведомства, кстати, был «минусовиком» «КУЛЬтноМИНАЦИИ» несколько раз в минувшем году. Виктор Прокопьевич как истый охотник не привык пасовать перед трудностями, поэтому на мнение наших экспертов не реагирует. Не прокомментировал и экс-мэр Евгений Белов обвинение его в том, что именно при его руководстве городом были подписаны документы о землеотводе и застройке на бульваре Мартынова. Напомним, многих взбудоражила история с камнями в память местных литераторов, которые убрал застройщик. Крайним называют г-на Белова. Любопытно, сколько еще таких скелетов в шкафу окажется после ухода теперешнего градоначальника, если только сейчас всплывает то, что происходило при Евгении Белове?!
Виталий Маевский, Анастасия Стрельникова, "БК-рейтинг"
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru