Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Рейтинг режиссёров
№ 36-37(710-711) от 27.09.2017

Пациент скорее жив, чем мертв?

Театральный сезон 2016-2017 годов в омских учреждениях Мельпомены эксперты уже признают одним из самых тяжелых за последние как минимум двадцать лет. Режиссерам приходилось творить в атмосфере катастрофической нехватки средств на постановки.
 

Виктор Лапухин

В результате этого ­посещаемость местных театров, еще в ­апреле 2015-го признаваемая ­экс-министром культуры региона Виктором ­Лапухиным третьей в стране (после двух столиц), уже через два года резко упала. Как свидетельствовал Омскстат в ­апреле 2017-го, омичи стали меньше ходить в ­театр на 11,7%. ­Количество омских ­театралов в 2016 году составило армию в 615 тысяч человек, но этот показатель оказался самым низким за последние восемь лет. Кто-то винит в этом экс-руководителя региональной культуры. Дескать, Виктор Лапухин слишком увлекся выполнением федеральных программ, пустив на самотек все то хорошее, что было накоплено до него. А именно театральные традиции, позволявшие Омску носить статус одного из трех центров Мельпомены Зауралья наравне с Новосибирском и Екатеринбургом. Но ­Лапухин как будто разом решил начать все с ­чистого листа. И вдруг этот лист «зажевало» в ­принтере жизни: эффект провинциального города убеждает, что столичные мерки к Омску не ­применимы. Рассадить в театрах брендовых режиссеров автоматически не означает, что эти театры ожидает перезагрузка. Как подтверждение: Владимир Золотарь покинул ТЮЗ, а ­Никита Гриншпун вслух ­заявил о ­необходимости отмены ­госзадания, если за его ­выполнение не ­поощряют.

 

Георгий Цнобиладзе

Георгий Цнобиладзе (Санкт-Петербург)

Актер театра и кино, театральный режиссер. Был главрежем театра «Мастеровые» в Набережных челнах. В 2002 году получил экономическое образование в Санкт-Петербургском госуниверситете. Спустя пять лет отметился вторым дипломом о высшем образовании в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, класс знаменитого Льва Додина, у которого до 2009 года и трудился актером МДТ – Театра Европы. Играл в спектаклях «Жизнь и судьба», «Король Лир», «Бесплодные усилия любви», «Пьеса без названия», «Чевенгур» и других. Работал в театрах Санкт-Петербурга, Советска, Улан-Удэ, Ельца, Выборга, Набережных Челнов. Ставил спектакли в Санкт-Петербурге, Милане, Ельце, Южно-Сахалинске, Улан-Удэ и Советске. Победитель известной режиссерской лаборатории ON.ТЕАТР, проходящей ежегодно в Санкт-Петербурге, а также является участником всероссийских режиссерских лабораторий театра Наций. Снимался в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Литейный» и других.
Омский спектакль сезона 2016-2017: «Мнимый больной» по пьесе Жана-Батиста Мольера. («Пятый ­театр»).
Козырь: Прекрасные костюмы и декорации, живая атмосфера на площадке, красивые актрисы, демонстрирующие эффектное сложение, небольшой объем спектакля.
Минусы: Мольер взят за основу, но, собственно, это скорее видение классической пьесы режиссером Цнобиладзе.
Тенденция: комедия, где главный герой периодически «принимает на грудь», не может не понравиться омичам, желающим повысить ­настроение.

 

Владимир Золотарь

Владимир Золотарь (Омск)

С декабря 2013-го по 2017 год ­Золотарь был сначала директором, а затем и художественным руководителем омского ТЮЗа. У его линии руководства есть как многочисленные сторонники, так и ­противники. За время работы у Золотаря были успешные работы – ­«Отелло», «Маленькие трагедии» – вот только выстроить взаимоотношения с министерством и СМИ экс-худруку не удалось. Или он не захотел. Однозначно можно сказать, что того ТЮЗа, ­который принимал Золотарь в 2013 году, больше нет.
Омский спектакль сезона 2016-2017: «Сталкер» по киносценарию братьев Стругацких и Андрея Тарковского. (ТЮЗ)
Козырь: Спектакль-квест, жанр которого создатель определил как T-экспедиция. Зрители могут приходить в повседневной одежде и даже прихватить с собой термосы с чаем и бутерброды.
Минусы: Поклонники творчества Золотаря и Тарковского уверяют, что недостатков у постановки нет. Но, рискуем предположить, что режиссер поставил спектакль с минимальным количеством исполнителей и декораций, в ходе которого можно гулять по катакомбам тюзовского здания, не от хорошей жизни. 
Тенденция: Эксперты «БК-лица» убеждены, что надо искать особый концепт развития ТЮЗа. «Это не ­может быть просто драматический ­театр. Он все равно получится хуже, чем Драма», – убежден один из  ­респондентов нашего издания. Возможно, развитие новых форм ­позволит тюзовцам как-то выделиться.

 

Борис Павлович

Борис Павлович (Санкт-Петербург)

Режиссер. Сейчас трудится постановщиком в Новосибирском театре ­«Глобус». Работал в БДТ имени Товстоногова. ­Занимался там вопросами театра в жизни ­людей с ограниченными возможностями. Был главным режиссером ТЮЗа города Кирова. Изучал режиссуру в СПбГАТИ.
Омский спектакль сезона 2016 -2017: «Жизнь» по мотивам повести Льва ­Толстого «Смерть Ивана ­Ильича». ­(Омская драма).
Козырь: Как уверяют видевшие постановку, интересно в ней то, что главными героями периодически становятся ­разные персонажи.
Минусы: Присутствуют ­определенные сокращения текста классика, ­которые, по мнению постановщика, носят ­технический характер. На взгляд ­респондентов «БК-лица», спектакль ­несколько ­затянут и периодически ­напоминает ­экзамен по сценической речи.
Тенденция: Произведения Льва ­Толстого сейчас вновь активно востребованы. Появляются свежие инсценировки и экранизации «Анны Карениной», на ­последней «Золотой маске» спектакль о супруге Льва Толстого был удостоен главной награды.

 

Алексей Крикливый

Алексей Крикливый (Новосибирск)

Актер, режиссер, преподаватель. Главный режиссер Новосибирского академического молодежного театра ­«Глобус». В 1996 году окончил Красноярский институт искусств по специальности «Актер театра и кино». В 2001 году режиссерский факультет Российской академии театрального искусства. С 2000 по 2003 год – режиссер Красноярского драматического театра имени Пушкина. С 2004 года работает в театре «Глобус», с 2008 года – главный режиссер театра. Осуществляет ­постановки спектаклей в театрах ­страны. С ­сентября 2014 года – руководитель актерско-режиссерского курса НГТИ. Член жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска».
Омский спектакль сезона 2016-2017: «Искупление» по одноименной повести Фридриха Горенштейна. ­(Омская драма).
Козырь: Спектакль был назван лучшим за 2016 год на областном фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа». Там же назвали «Дебютанткой года» и Кристину Лапшину, исполнившую главную роль в «Искуплении».
Минусы: Спектакль идет три часа, что, согласитесь, никак не сочетается с работой в Омске общественного транспорта. Г-н Крикливый забыл, а в Омской драме ему не напомнили, что метро в нашем городе нет. Часть сцен с участием студентов актерского курса смело можно купировать – постановка от этого только выиграет. Крикливый, судя по всему, сам автор инсценировки, и это тоже не ­добавляет плюсов действу.
Тенденция: Думается, направление приглашать на постановки в Омскую драму режиссеров с именем будет продолжаться. Правда, заметим, что это не гарантия качества спектакля, и, ­главное, зрительского интереса.

 

Евгений Кочетков

Евгений Кочетков (Москва)

Актер, режиссер. Выпускник высшего театрального училища имени Михаила Щепкина по специальности «Актер драматического театра и кино». С 2005 по 2011 год входил в труппу Омской драмы, сыграл 14 ролей. Сейчас живет и работает в Москве.
Омский спектакль сезона 2016-2017: Sole mio по пьесе Генрика Ибсена «Привидения» (Омская драма).
Козырь: Исключительно хороша Екатерина Потапова. Голос и внешние данные позволяют передать ей все нюансы любовных переживаний. Главная роль – фру Элене Алвинг – для нее первая столь крупная за последнее время.
Минусы: Множество пауз, иногда выглядящих неоправданными, не наполненными смыслом. Огромный подиум-стол скрывает от левой стороны зрительного зала камерной сцены то, что происходит справа, когда герои периодически падают на пол или ищут друг друга под столом. Спектакль больше напоминает наброски, чем собственно спектакль.
Тенденция: Тенденция ухода актеров в режиссуру будет продолжаться. Многие эксперты свидетельствуют, что в России в данный момент имеет место нехватка режиссерских кадров. Есть достаточное количество опытных и даже ­пожилых мастеров, есть начинающие, но существует определенный провал в средней категории. Именно последних чаще всего приглашают в качестве главных режиссеров.

 

Виктория Каминская

Виктория Каминская (Иркутск)

Актриса театра, режиссер. 25-летняя ­Виктория Каминская единственная представительница прекрасной половины человечества в рейтинге омских ­постановщиков спектаклей минувшего сезона. В данный момент она завершила получение ­второго высшего образования в театральном институте имени Щукина в Москве. Оказавшись год назад в нашем городе, она загорелась идеей поставить спектакль, положенный ей по преддипломной практике, в Лицейском театре. После долгих переговоров была найдена пьеса, которая удовлетворила всех – театр и ­режиссера.
Омский спектакль сезона 2016-2017: «Оркестр» по Жану Аную (Лицейский ­театр).
Козырь: Как уверяет худрук лицеистов Сергей Тимофеев, это «трагикомическая история, фарс, трагедия и комедия ­одновременно». Побывавшие на премьере определяют спектакль как драматический с элементами хореографии. Отзывы тех, кто смотрел, восторженные. Плюсуют ­«Оркестр» по большей части представительницы прекрасной половины человечества. Вероятно, каждая из них узнает себя в героинях.
Минусы: Премьера спектакля прошла в начале июня, и еще слишком мало омичей смогли увидеть творчество ­Каминской.
Тенденция: Лицеисты продолжают идти по пути постановки классических пьес мирового репертуара, все больше не вмещаясь в рамки исключительно Лицейского, а значит, учебного театра. Разделение учреждения на две части – обучающую и взрослую труппу – назрел.

 

Владимир Витько

Владимир Витько (Омск)

Режиссер, художественный руководитель омского театра ­«Галерка». В ­ожидании нового здания и в ­отсутствие финансирования Витько старается ­ставить советскую классику.
Омский спектакль сезона 2016-2017: «В поисках радости» Виктора Розова («Галерка»).
Козырь: Витько берет крепкие, проверенные временем пьесы советского репертуара. Под эти спектакли у режиссера есть творческие ресурсы. У него простак не играет героя ради эксперимента.
Минусы: Премьера «В поисках радости» весьма напоминает по стилистике, атмосфере и языку прошлогоднюю постановку Владимира Витько «В добрый час!». Кроме того, центральными темами в обоих спектаклях является выбор жизненного пути молодым поколением и столкновение духовных и материальных ценностей.
Тенденция: Увлечение молодых ­режиссеров собственными инсценировками прозы зачастую играет с ними злую шутку. Режиссеры не видят себя со ­стороны и не могут отказаться от ­ненужных порой сцен. В этом ­смысле советские корифеи драматургии – ­значительно ­более предпочтительный выбор.

 

Роман Самгин

Роман Самгин (Москва)

Режиссер. Уже работал с нашими «академиками», выпустив тогда спектакль «Торжество любви» по пьесе Мариво. Любителям ТВ известен в качестве режиссера популярного сериала «Универ», который он ставил с 2009-го по 2011 год.
Омский спектакль сезона 2016-2017: «Правда хорошо, а счастье лучше», Александр Островский (Омская драма).
Козырь: В главной роли на данный момент самая привлекательная актриса омских «академиков» Юлия Пошелюжная. Публику порадуют исполняющие второстепенные роли Валерий Алексеев и Валерия Прокоп. Замечательные декорации и костюмы.
Минусы: Известный омский театровед Любовь Колесникова назвала премьеру «театром масок». Актеры добросовестно, но не всегда изящно, несут свои маски-характеры. Пошелюжная, например, играет точную копию Нонны Мордюковой из «Женитьбы Бальзаминова».
Тенденция: Водевиль – жанр сложный, не всеми любимый, но такого в репертуаре «академиков» в последние годы не было.

 

Кирилл Стрежнев

Кирилл Стрежнев (Екатеринбург)

Режиссер. Выпускник ­Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, факультета драматического искусства. Всю жизнь работает в одном театре, с 1977 года – режиссер-постановщик Свердловского академического театра музыкальной комедии, с 1986-го – там же главный режиссёр. Из последних удач – мюзикл «Декабристы» на сцене его театра.
Омский спектакль сезона 2016-2017: «Девичий переполох», оперетта Юрия Милютина (Омский музыкальный театр).
Козырь: Спектакль развлекательный. Красивые герои, которые умеют не только петь, но и играть. Хорошие ­декорации. Лишенная архаики музыка.
Минусы: Массовым сценам не хватает динамики.
Тенденция: Советская классика во всех ее проявлениях сейчас ­активно возвращается на сцены российских ­театров. То, от чего иногда безосновательно отказывались в начале 90-х, ­теперь опять востребовано.

 

Евгений Рогулькин

Евгений Рогулькин (Новосибирск)

Режиссер, педагог. Известен в качестве преподавателя кафедры мастерства актера Новосибирского театрального института. Окончил Кемеровский институт культуры, отделение режиссуры. В известнейшем Новосибирском городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева ­поставил шесть спектаклей. Работал в Омске, Томске. Ныне стал новым главным режиссером омского ТЮЗа.
Омский спектакль сезона 2016-2017: «Плутни Скапена» Жана-Батиста Мольера (ТЮЗ).
Козырь: Режиссеры, работавшие не единожды с труппой театра Афанасьева, точно знают, как потрафить вкусам публики. Этот коллектив очень любим простыми театралами. Вот и в ­«Плутнях Скапена» Рогулькина ­много цыганщины, что, несомненно, ­понравится определенной части ­зрительской аудитории.
Минусы: Труппа ТЮЗа, несмотря на все комплименты постановщика, все-таки находится не в самом лучшем состоянии. Уход худрука в середине ­сезона сильно подкосил тюзовцев.
Тенденция: Рогулькин – ­опытный ­режиссер, который попытается вновь привлечь в театр зрителей. ­Этого же ­добивается новый директор ­Мальцев. Тесная классическая ­связка «директор-главный ­режиссер», ­действующая в ­едином порыве, ­возможно, позволит театру преодолеть кризис и встретить на позитиве свое 80-­летие, ­празднование ­которого ­перенесли на осень.

«Лучший детский спектакль»

Его, по мнению экспертов «БК-лица», поставил ярославский режиссер Алексей Смирнов. В прошлом актер, а ныне весьма креативный режиссер, осуществил в театре «Арлекин» постановку «Сказки о добром короле, его мудрой жене и хитрой тётушке Уне» драматурга Пети Трофимова. Благодаря фантазии режиссера на сцене появляется героиня, напоминающая внешним обликом светскую львицу Ксению Собчак, а одна из кукол похожа на травести-диву Зазу Наполи. Спектакль идет на одном дыхании 50 минут.

 

Алексей Смирнов

 

Сцена из спектакля «Хоровод»

«Самая неоднозначная постановка»

В этой номинации эксперты «БК-лица» отметили двух режиссеров – австрийца Петра Шальшу и экс-лидера тюзовцев Владимира Золотаря. У первого его спектакль «Хоровод», несмотря на скандал с отменой его премьеры в июле 2016-го и приезд в Омск по этому поводу австрийского ТВ, не произвел на респондентов впечатления и занял только 21 место. А «Гамлет@» ­Золотаря вообще оказался в минусе. Впрочем, спектакль юного тюзовца Максима Пешина «Свадьба» из-за организационных неурядиц театра наши эксперты вообще не смогли увидеть. У него ноль.


Проект: Василий Романов, Анастасия Стрельникова ("БК-рейтинг")
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru