Новости. Омск

Суды
№ 49-1(723-1) от 10.01.2018

Содержание

Год расстановки точек над стрелочками

В этом году понесли наказание почти все виновные в громких трагедиях 2015-го... но все ли?

В 2015 году Омск как будто вошел в «черную полосу» своей жизни: город накрыла череда трагедий: обрушение казармы в Светлом, страшное лобовое столкновение на Сыропятском тракте, а под занавес – башенный кран, упавший на забитую машинами улицу Жукова. Каждое из этих событий приоткрывало занавес над тёмной стороной жизни Омска: мы узнали, что коррупция в строительстве добралась даже до «военного щита» России, что водители автобусов сотни часов работали сверхурочно, что за состоянием всех строительных кранов в области следил один-единственный инспектор, да и у того постоянно не хватало полномочий.
В этом году настало время ставить точки над Ё. После двух лет расследования и громких процессов суды вынесли приговоры по трем делам, связанным с ДТП и падением крана, а следствие определилось с виновником трагедии в Светлом. Справедливость восторжествовала, виновные понесли наказание, но не отпускает ощущение, что Фемида на сей раз оставила что-то недосказанным. Кое-что важное.

 

На скамье подсудимых (слева направо): Елькин, Семенов, Масленкин, Полукаров

Икота, икота, перейди на...

Упавший кран отправил на скамью подсудимых сразу пять человек – руководство группы компании «Жилстрой Джаст Фит Лайф», самого крановщика и ответственного инспектора Ростехнадзора. Обвинение утверждало, что кран был установлен с нарушениями, строители об этом знали, но все равно отправили его разгружать стройматериалы. Итог закономерен: огромная конструкция просто съехала с рельсов и рухнула, убив четырех человек.
Вину из всех признал только крановщик Фёдор Елькин – мужчина, сам в результате падения ставший инвалидом, попросил прощения у родственников погибших. Учредитель, директор и начальник строительного участка отстаивали иную версию: по их словам, «Жилстрой» к тому моменту находился в состоянии банкротства, потому передал строительство другой подрядной организации, «ПМК 944 треста Железобетон», принадлежавшей известному омскому строителю Константину Петренко.
В пользу этого высказались некоторые свидетели, а на изъятых с места преступления журналах учета выполненных работ стояли пометки «ПМК-944», утверждали подсудимые. Вердикт суда был однозначен: свидетельств договорных отношений не обнаружено. Учредителю, Виктору Полукарову, дали четыре года, директору Константину Семёнову и начальнику участка Сергею Маслёнкину – по три с половиной, а признавшему вину крановщику – два.

Гораздо менее однозначно развивалось дело Константина Иванова, инспектора Рос­технадзора. Мужчина утверждал, что попросту не имел полномочий проводить инспекцию крана, а приказ, в котором ему предписывалось это делать, «состряпали» задним числом. В суде он рассказал немало интересного – о том, как во время реорганизации Ростехнадзора количество инспекторов в Омске сократили в четыре раза, с восьми до двух. О том, как для проведения плановых проверок на стройках приходилось звать на помощь коллег из соседних регионов, потому что своих сил не хватало. Со службы уволился даже напарник Иванова, и тот остался один.
Куйбышевский суд инспектору не поверил. Иванова приговорили к двум годам колонии, но три месяца спустя Областной суд пересмотрел решение и признал инспектора невиновным. Так кто же по-настоящему несет ответственность за то, что бесхозный кран несколько лет стоял без проверки? Может быть, руководство надзорного ведомства? Ответа на этот вопрос мы в 2017 году так и не услышали.

ТОП государевых мужей

В 2016-м омские следователи дали старт сразу нескольким уголовным делам, фигурантами которых стали известные и влиятельные омичи. Некоторые из этих дел завершились в 2017-м, однако большая часть до сих пор «в процессе».

 

Анатолий Тиль

Анатолий Тиль

Осудили и немедленно отпустили бывшего главного архитектора, главу департамента архитектуры Омска Анатолия Тиля. Чиновника обвиняли в превышении полномочий при передаче городской земли: три участка ушли в руки предпринимателям без торгов, бюджет недосчитался денег. В результате вину архитектора удалось доказать по одному из трех эпизодов, его приговорили к полутора годам условно, однако тут же амнистировали в связи с 70-летием Победы.

 

Александр Щербаков

Александр Щербаков

Росприроднадзору в 2017-м вообще не очень везло: под следствие угодили сразу два руководителя этой организации. Весной в отставку отправили главу РПН Александра Щербакова – его подозревают в незаконной выдаче лицензии скандально известной фирме «Мерк». А осенью судьбу предшественника повторил и.о. главы, Сергей Ерёмин – он, как оказалось, «заставил сотрудников незаконно сокрыть факт выявленного нарушения природоохранного законодательства». Или, проще говоря, покрывал какого-то крупного и влиятельного нарушителя. Какого именно – узнаем в следующем году.

 

Владимир Потапов

Владимир Потапов

Резкий поворот произошел в судьбах бывшего вице-мэра Владимира Потапова и экс-замглавы Департамента имущества Виктора Соболева. Следствие пыталось доказать, что оба виновны в превышении полномочий, незаконно взяли на город обязательства возместить компании «Электротехнический комплекс» расходы на обслуживание сетей, в результате чего бюджет потерял 80 миллионов. Суд, однако, с позицией обвинения не согласился и признал обоих чиновников полностью невиновными... ненадолго. Меньше чем через месяц прокуратура оспорила это решение в апелляции, и сейчас дело направлено на новое рассмотрение.

Омский нефтезавод

Целиком уложилась в 2017 год короткая история о борьбе Росприроднадзора с Омским нефтезаводом. Весной ведомство заявило, что именно ОНПЗ является виновником «газовой атаки» на город, а позже попыталось доказать свои слова в суде. Природнадзор заявил, что зловредный газ пришел с буферных прудов Нефтезавода, а само предприятие так и не получило разрешения на использование нефтеналивной эстакады.
В суде представители Росприроднадзора громко взывали к справедливости, однако доказать претензии так и не смогли. Все их аргументы были буквально разбиты маленькой армией юристов «Газпрома»: эксперты оказались недостаточно компетентными, а сама позиция – недостаточно обоснованной. В результате природоохрана отступила по всем фронтам.

 

Рита Фомина

Рита Фомина

Неожиданно сурово обошелся омский суд с бывшими министрами назаровского правительства – Олегом Илюшиным и Ритой Фоминой. В 2013-14 годах они возглавляли Министерства развития транспортного комплекса и финансов соответственно и, по версии обвинения, незаконно выделили «Мостовику» несколько кредитов на строительство Западного обхода, Красногорского гидроузла и омского метро. Сами министры вины не признавали, говорили, что всего лишь выполняли свои обязанности. Для того, чтобы внести ясность, в суд приглашали Виктора Назарова, губернатор ни разу не пришел. В итоге Илюшину дали шесть лет колонии строгого режима, а Фоминой – два года общего. Приговор показался слишком суровым даже прокуратуре, которая попыталась обжаловать его в пользу смягчения, но тщетно: в конце декабря Облсуд оставил приговор в силе.

 

Вадим Меренков

Вадим Меренков

Неожиданно ворвался в омскую жизнь пропавший три года назад экс-министр Вадим Меренков. Бывший глава министерства имущественных отношений бесследно исчез в марте 2014 года. Весьма своевременно, ведь именно он, как подозревало следствие, оказывал помощь в «чукреевской схеме» Юрия Гамбурга. Тогда крупный участок городской земли «по-дешевке» продали под огороды, а затем новые владельцы нарезали участков поменьше и выставили их на продажу уже как элитно-коттеджные. В Омск Меренков неожиданно вернулся незадолго до апелляции по делу бывшего коллеги: Юрия Гамбурга успели признать виновным и приговорить к пяти с половиной годам заключения. Самому Меренкову это только предстоит: первые заседания по его делу прошли в декабре и запомнились тем, что на них не явился представитель пострадавшей стороны – мэрии Омска.

 

Олег Пономарёв, начальник центра ВДВ

Многообещающее начало

Летом 2017-го следствие получило результаты экспертизы обрушившейся казармы, а в сентябре предъявило обвинение двум полковникам, бывшему начальнику центра ВДВ Олегу Пономарёву и его заместителю по тылу Владиславу Пархоменко. Следователи считают, что военные недостаточно тщательно контролировали процесс реконструкции злополучной казармы, а затем совершили должностное правонарушение, разместив в этом здании три роты курсантов.

Однако на сторону офицеров неожиданно встали пострадавшие и родственники погибших. Потерпевшие считают, что руководитель не мог оценивать работу строителей, ведь у него для этого нет ни навыков, ни специального оборудования, без которого, стоит отметить, многие дефекты реконструированной казармы и не были бы выявлены. Вместо руководства центра, уверены родственники, на скамью подсудимых должны сесть чиновники и руководство предприятий-подрядчиков. Всем им тоже предъявлены обвинения, о судьбе которых мы узнаем уже в 2018-м.

Бизнес

Воротилы омского бизнеса в 2017 году активно судились друг с другом.

 

Борис Медведев

Борис Медведев

Совсем иначе обстоят дела у Бориса Медведева. Известного застройщика, главу «Треста-5», в этом году обвинили в сокрытии средств: следствие считало, что бизнесмен скрыл от налоговых органов 16 миллионов. Сам Медведев объяснил, что деньги ушли на строительство домов для дольщиков и на зарплату сотрудникам. В результате недоимки по налогам были погашены, а уголовное дело прекращено по просьбе самого следствия – беспрецедентный для Омска факт.

 

Дмитрий Золотарёв

Дмитрий Золотарёв

В любом уголовном деле общественное мнение обычно делится на части, кто-то поддерживает обвинение, кто-то – обвиняемого. Однако в случае с Дмитрием Золотарёвым было совсем не так. Мало кто сочувствовал директору «Мерка», конторы, которая принимала на утилизацию опасные вещества, а ­затем ­просто выливала их в «неустановленных местах на территории Омской и Тюменской областей». Конкретное место, кстати, неизвестно – в суде Золотарёв отказался его называть. И отправился на два года в колонию общего режима. Кроме того, бизнесмену предстоит выплатить 90 миллионов рублей – в такую сумму оценили ущерб, нанесённый местной экологии.

Станислав Мацелевич

Лидером стала «Первая гильдия строителей»: саморегулируемая организация, основанная Станиславом Мацелевичем, подала иск... против себя. Сейчас это дело разбирают в арбитражном суде. Сторона истца – сторонники Мацелевича – утверждают, что прошедшее весной собрание участников СРО было незаконным, а новый генеральный директор нелегитимен. Да и вообще имеет место быть рейдерский захват активов СРО со стороны конкурирующей организации, ассоциации «Строители Омска». Судя по всему, до конца судебного спора еще долго. Есть шанс, что на него вызовут самого Мацелевича, находящегося сейчас в СИЗО по обвинению в мошенничестве и отмывании денег.

Денег нет, но вы держитесь

Причина страшного ДТП на Сыропятском тракте банальна: водитель, уставший от бесконечных переработок, просто уснул за рулем. В результате автобус, перевозивший работников птицефабрики, выехал на встречку и на полной скорости столкнулся с гружёным кирпичами ­КАМАЗом. 16 погибших, директор и глава автоколонны четвертого Пассажирского предприятия на скамье подсудимых.
Во время расследования выяснилось, что водители занимались переработками регулярно. За квартал у многих набегало по 2 сотни «лишних» часов, а сам Александр Любовцев – погибший водитель автобуса – в рабочие дни спал всего по 4 часа в сутки. А дней таких, по словам вдовы, было немало – с понедельника по пятницу, плюс половина субботы. Работал на износ, да и у автобуса состояние было не из лучших – зачастую Любовцеву приходилось чинить машину на свои деньги.
Деньги и были основной причиной переработок. Директор «четверки», Анатолий Чертоляс, рассказал суду, что к переработкам водителей никто не принуждал. Просто при работе строго по графику выходило 19-20 тысяч в месяц, а с дополнительными часами можно было получить 26-29. В своем последнем слове директор рассказал суду, что после трагедии все сверхурочные в компании отменили. Эффект был немедленным: за «двадцатку» никто работать не хотел, и из пассажирского предприятия ушли полторы сотни человек. На маршрутки, к частникам, в другие города.
В том же последнем слове Чертоляс упомянул о том, что за «левые» заказы типа перевозки работников птицефабрики компании приходилось браться из-за отсутствия средств: мэрия не могла в полной мере выплатить компенсацию за бензин и горюче-смазочные материалы. И вряд ли это касалось одного только четвертого предприятия: осенью того же года, как мы помним, из-за долгов на день встали почти все автобусы города. «Газпром» просто отказался заправлять их в кредит.
Суд в итоге признал Чертоляса и начальника автоколонны Александра Коченевского виновными и приговорил к 4 и 2,5 годам в колонии соответственно. Мэрия погасила долги: как рассказал глава дептранса Алексей Мартыненко, в 2017-м с пассажирскими предприятиями наконец-то рассчитались за прошлые годы. Однако остается вопрос: почему не понесли ответственность чиновники, по вине которых и возникли перебои с деньгами в 4-м ПП? Люди, которые, смеем предположить, в свое время звонили Чертолясу и по-дружески говорили ему: «Слушай, все автобусы должны выходить на маршруты. Да, я понимаю. Придумай что-нибудь. Денег нет, но вы держитесь». Ответа мы, наверное, никогда уже не услышим.


Текст: Александр Зуев

Просмотров: 71 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru