6 августа в музее имени М. А. Врубеля открылась выставка «Невозможное. Памяти павших и выживших в Первой мировой войне».
При первом беглом взгляде на экспозицию невольно задаешься вопросом: «А где же здесь война?». Стены украшают широкоформатные полотна, радующие глаз своими сочными жизнерадостными красками. Спелый ярко-желтый ананас, романтичное маковое поле, изящный натюрморт с фруктами. Все бы хорошо, да только среди всей этой красоты прямо на полу лежит тело человека, прикрытое тканью. 
«Эти приятные картины – некие грезы солдата, который попал под действие опасных газов, – пояснил один из авторов проекта художник и куратор Сергей Баранов. – Известно, что во время Первой мировой войны впервые было применено газовое оружие. Причем, многие из этих смертоносных химических соединений имели весьма приятный аромат. Так, один из самых опасных газов фосген имел запах свежего сена. Солдат, который попадал под действие фосгена, даже сначала не понимал, что это опасно, вдыхал его, вспоминая с ностальгией о доме и былой жизни, а потом больше не просыпался. Это была некая усмешка смерти: война пахла свежим сеном и сладким ананасом. Но мы должны понимать, что на войне нет ничего красивого. Вся красота, которую можно было там увидеть, оборачивалась ложью». 


Другой автор проекта, художник и искусствовед Галина Гурьянова, пояснила выбор тематики для своих работ: «Весь наш проект базируется на сочетании условностей. Не обязательно изображать войну слишком буквально. Многие авторы именно так и передавали ее – через ассоциации. Лежащая в центре фигура человека также условна. Может быть, этот персонаж просто спит или засмотрелся на звезды, а может быть действительно поражен смертельными газами».
Если откинуть покрывало, которым накрыт лежащий на полу солдат, то все-таки на ум приходит именно смерть – настолько отталкивающе его лицо, испещренное набухшими кровеносными сосудами. 


«Целью этой экспозиции было не только «отметить» 100-летнюю годовщину с начала Первой мировой войны, но показать, что люди должны нести ответственность за свои поступки, – пояснил Сергей Баранов. – Война – это столкновение интересов людей, которые, как правило, сами не идут на передовую, а сидят в теплых кабинетах и «пилят» деньги. Вместо этих людей погибают невинные солдаты, многие из которых еще даже не начинали жить. Этому посвящена вторая часть нашей экспозиции, названная «Свинцово-серый и телесно-розовый». Здесь вы увидите 14 холстов, которые могли стать картинами, но не стали. Они полностью искалечены – продавлены, порезаны, прожжены. Точно также юные 17-летние мальчики, которые шли на войну и, пробыв на ней всего несколько дней, погибали».


По признанию Сергея, уничтожение холстов в процессе подготовки экспозиции было для него самым сильным моральным испытанием. «Я сам делал подрамник, грунтовал холсты, красил их. А потом сам же их уничтожал. Для меня это был чудовищный акт личного переживания потери. Это должен почувствовать и зритель, пришедший на выставку: то, что должно было стать целыми мирами, теперь не будет ничем».
Чтобы помочь зрителю погрузиться в соответствующую атмосферу, экспозиция снабжена обильным текстовым материалом. Здесь цифры и факты о Первой мировой войне, отчеты о воздействии на организм смертоносных газов, а также трогающие за живое цитаты из произведений Эриха Марии Ремарка, Анри Барбюса и Ричарда Олдингтона. 
Екатерина Шишикина