Новости. Омск

Омские ученые придумали, как спасти аэропорт от чаек

Их полеты над взлетно-посадочной полосой создают реальную угрозу безопасности. Птица может попасть в механизм самолета, и тогда он обрушится на жилые дома. (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Как рассказал сегодня доктор биологических наук и профессор ОмГУ Сергей Соловьев, за последние 30 лет численность чайки-хохотуньи выросла в 400 раз. Эти птицы захватывают все более широкие территории, они оккупировали остров в Птичьей гавани, хотя предполагалось, что там будут обитать другие пернатые.

Только вот соседства захватчицы не потерпели: предпочли «владеть» территорией единолично. «Такими темпами они могут начать селиться на расположенном поблизости мотодроме», – предположил Соловьев, говоря о масштабах дерзости шумных птиц.

По словам профессора, чайки создают угрозу авиабезопасности, ведь рядом находится аэропорт, который птицы любят «навещать». Последствия таких «визитов» могут быть страшными.

Попасть на остров, где живут чайки, можно только вплавь. Сюда не водят на экскурсии, это особо охраняемая территория, где птиц навещают лишь ученые в период кольцевания. За год кольцуют около 100 птиц, сегодня чайкам-птенцам «выдавали паспорта», приурочив это событие ко Дню эколога. Ответственным делом занимались студенты и волонтеры под руководством Сергея Соловьева. Экологическая акция получила название «Чайкин день».

Судя по звукам и пейзажу, чайкин день здесь всегда. В теплое время. Кстати, по словам ученых, возвращаться в родные края птиц побуждает «встроенное»чувство патриотизма

Телевидение добирается к месту событий на лодках

А вот и герои дня – птенцы чаек. Поймать их, конечно, проще, чем взрослых особей, однако и здесь возникают свои трудности в виде тех же подросших чаек, которые обороняются, не давая приблизиться к малышам

По рассказам студентов и волонтеров, у птенчиков быстро бьется сердце. Некоторые малыши кричат и даже кусаются, хотя процедура не приносит им боли. Сами же кольца безопасны, они легкие и не стесняют движений

Наличие каски продиктовано требованиями безопасности: несколько лет назад во время кольцевания взрослая чайка набросилась на парня и рассекла ему кожу на голове

В специальную таблицу вносятся номера колец, а также длина крыла, хвоста и клюва птенца

Благодаря кольцам, ученые отслеживают пути миграции чайки-хохотуньи и узнают о местах зимовок. Кольца два: российское алюминиевое и пластиковое международное. Последние цветные, ярко-желтые, их выдает организация «Евроринг». Нанесенная на них кодировка заложена в базе данных центра изучения миграции птиц в Германии. Чайки из Омска, в частности, были замечены в поселке Кундапур в Западной Индии (побережье Аравийского моря).

Сапоги – лучшая обувь для «прогулок» по острову чаек, усеянному их пометом и тем, что осталось от птичьих трапез

Самый «суровый» вариант – болотники. Юноша на фото пытается вытащить птенца, который плавает на небольшой глубине, однако вскоре он отказывается от своей затеи: болото начинает засасывать

Волонтеры ищут птенцов

А вот и гнездо

По отзывам людей, которые в первые держали в руках птенцов чайки, на ощупь они – как котята

По словам Сергея Соловьева, акция была приурочена к празднованию Дня Эколога, только вот некоторые птенчики до него не доросли: российские кольца держатся нормально, а вот европейские – соскальзывают. Поэтому примерно через две недели кольцевание придется продолжить: сейчас надевать большие международные кольца нет смысла

Птенцы ведут себя довольно спокойно: этот, к примеру, и после кольцевания продолжает с любопытством сидеть возле участников акции

По мнению Сергея Соловьева, для того, чтобы «переселить» чаек подальше от аэропорта, ученые могут применить «мягкое антропогенное вмешательство». Оно может выражаться, к примеру, в регулярном присутствии нескольких исследователей с палаткой. Или в экскурсионных визитах на остров, которых можно добиться, построив пешеходный мостик. Профессор уверен: увидев, что их уединение нарушено, чайки будут вынуждены перебраться туда, откуда прилетели изначально – на острова Иртыша. Так эта проблема безопасности авиасообщения будет решена. 

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Горожанин05.06.2017 18:19:08
Позвольте, а не этих ли чаек с большой помпой переселяли сюда с Иртыша?! Не смотря на близость аэропорта.
4
0
костя05.06.2017 20:16:06
есть же выход изменить направление взлётов-посадок, причём деньги федеральные выделялись для продления полосы (это необходимо). Но бай отказался — земля была нужна очень наверное ему или другу. А ведь людям очень удобен аэропорт, но кто их когда спрашивал, ведь ЧАЙКИ, хохотуньи над нашими чинушами.
1
2
Апельсин05.06.2017 20:17:27
Интересно, в какой конкретно механизм самолета могут попасть птицы? Там много всяких разных механизьмов.
0
0
*05.06.2017 21:32:38
Дошутятся с этими "птичками" когда нибудь! Рухнет Боинг! Траур на неделю объявят и птичью гавань асфальтом закатают! Давно пора ее убрать — болото в центре города!
3
8
+06.06.2017 08:58:34
Наш Витя часто летает.
Это знак ему.
Как на Гудзон посадить
самолет вряд ли получится.
0
0
12306.06.2017 09:38:41
подселить туда манула — и экологичненько и аэропорт спасён!
0
0
Апельсину06.06.2017 10:35:08
Скорее всего в статье речь идет о механизмах откидных столиков пассажирских кресел.
0
0
Кнопка06.06.2017 10:42:19
Спасибо автору за статью!) Было на самом деле интересно и познавательно её читать;)
0
0
Адын06.06.2017 10:48:07
Достроили бы аэропорт в Фёдоровке — не было бы проблем
0
0
чумовой06.06.2017 11:08:48
а если у птички лапки станут толстыми — как поведет себя кольцо?
1
0
09 августа 2017
3824 1
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]