Новости. Омск

Омский банк-банкрот «Сибэс» мог «испортить» кредитные истории 27 тысяч клиентов

Об этом стало известно от одной из якобы «недобросовестных» заемщиц.

Жительница Челябинской области Людмила (имя героини изменено – прим. ред.) обратилась в редакцию БК55, желая рассказать о ситуации, в которой она оказалась. В начале прошлого года женщина, оформив потребительский кредит на сумму в 102 тыс. рублей, стала клиенткой банка «Сибэс», имеющего омскую «прописку».

Читатели наверняка помнят, что в апреле минувшего года банк лишился лицензии, а в июне 2017-го обанкротился по решению Омского арбитражного суда. Кроме того, ревизия, проведенная под наблюдением Банка России, выявила серьезную недостачу в кассе. Роль конкурсного управляющего приняла на себя госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (ГК «АСВ»).

Тем временем Людмила, не зная об этом, исправно вносила платежи по кредиту и полагала, что её кредитная история безупречна. В августе она попыталась получить кредит в «Сбербанке», но... ей отказали. Пару дней спустя женщина обратилась в одно из кредитных бюро и там при заполнении заявки обнаружилась трехмесячная просрочка по кредиту, взятому в «Сибэсе».

Героиня истории провела собственное расследование – путём телефонных переговоров и поисков в Сети ей удалось выяснить следующее.

Во-первых, накануне отзыва лицензии у «Сибэса» состоялась процедура цессии (уступки задолженности с правом требования) с некими восьмью юрлицами, трое из которых являются микрокредитными (ООО «Горно-Алтайское кредитное агентство», ООО «Хакасское Кредитное Агентство», ООО «Русские Финансы»). ООО «Русские Финансы Сибирь» с ноября 2017 года исключено из реестра микрофинансовых компаний по заявлению собственника, два юрлица занимаются финансовым посредничеством – это ООО «АкадемияИнвест», ООО «Кобрин», а три организации не имеют лицензии на осуществление банковских операций: ООО «Экспресс Торг», ООО «Дары Океанов», ООО «Региональный Инвестиционный Фонд».

Переданный по сделкам цессии пакет состоял из 27 тыс. кредитных договоров. В договоре заемщицы с «Сибэсом» был пункт о бесконечной переуступке права требования. Тем не менее, Людмила акцентирует внимание на том, что клиентов об изменении состава сторон договора не уведомили, хотя определенный пункт договора обязывает кредитора оповещать заемщика о изменениях условий, в т.ч. изменении одной из сторон договора. Эта же обязанность закреплена ст. 385 ГК РФ, с обязательным предоставлением заемщику копий документов перехода права требования.

Во-вторых, Людмила указывает: не было извещений и о том, что временная администрация «Сибэса» в мае 2017 года заявила отказ в отношении договоров цессии от 27.04.2017 г., направив уведомления о прекращении их исполнения в адрес вышеуказанных юрлиц. Корректировку кредитных историй пообещали провести «после получения соответствующего судебного решения». Об этом женщине, отвечая на её письмо, сообщил представитель конкурсного управляющего В. Столбов.

По телефону же уточнили: изменения в кредитную историю внесут только при условии обязательного поступления средств на счет ГК «АСВ», уже внесенных Людмилой с мая по июль 2017 года, через кассового агента «Сибэса» – ООО МКК «Русские Финансы» в рамках действия договора цессии, до сих пор ещё не оспоренного и не отмененного в судебном порядке. Следовательно, право требования по переданным кредитным договорам фактически пока остается за конечным кредитором, а не «Сибэсом».

В-третьих, пока формировались намерения оспорить в суде сделки цессии, были созданы условия бесконечной (и по сути, бесконтрольной со стороны ГК «АСВ»), возможности передачи права требования по кредитным договором, невзирая на уведомление о заявленном отказе в отношении договоров цессии от 27.04.2017 г. Так, ООО «Экспресс Торг» в мае переуступило пакет договоров ООО «Вайтстоун Капитал», а оно в свою очередь месяц спустя переуступило право требования ООО МКК «Тиара», учредителем которого является А. Притула, до февраля 2017 г. основной акционер «Сибэса». Заемщиков не проинформировали уже в четвертый по счету раз об изменении сторон по договору.

Во что же всё это вылилось? С августа прошлого года Людмила, обдумав произошедшее, приняла решение самостоятельно вносить платежи в адрес ГК «АСВ» как назначенного конкурсного управляющего. Это же ей советовал сделать и представитель госкорпорации. Однако теперь женщина оказалась в ситуации двойного требования.

Одно из них поступило от ГК «Агентство по страхованию вкладов» на сумму около 110 тыс. руб., другое – от «Тиары», на сумму около 100 тыс. руб. Т.е., мало того, что требования предъявили сразу две организации, так «АСВ» еще и настаивала на досрочном погашении «долга» в полном размере. В то время как договор этого не предусматривает – в нем прописано лишь начисление пени в 0,1% за каждый день просрочки. А таковой, уверена Людмила, она не допускала.

Есть и другое, пугающее заемщицу, обстоятельство. Недавно пленум Верховного Суда рассмотрел проект изменений в Гражданском кодексе. Согласно проекту, предлагается следующее правило: цессионарий, получивший добросовестно право требования по цепочке сделок, сохранит его, даже в случае признания одной из предшествовавших уступок недействительной.

Если поправки примут, Людмила и её предполагаемые товарищи по несчастью будут должны не ГК «АСВ», а «крайнему» кредитору. Кто им окажется на тот момент – предсказать невозможно: текущий ли кредитор ООО МКК «Тиара» или иное юрлицо, если «Тиара» сочтет необходимым переуступить право требования. С точки зрения законодательства клиенты в таком случае вряд ли смогут что-то оспорить.

Женщина не раз обращалась в сам «Сибэс», в ГК «АСВ», а также в интернет-приемную Центробанка. Написала письмо в Народный фронт. «Горячая линия» банка, по словам челябинки, для заемщиков платная. Дозвониться непросто: линия часто занята или приходится выслушивать автоответчик, порой после минуты-двух ожидания (тоже оплачиваемого) звонок просто срывается. На бесплатной же «горячей линии» ГК «АСВ», заемщиков перенаправляют в кредитный отдел «Сибэса». Ответы на обращения чаще формальные, повторяют предыдущие, и содержат только информацию о лишении банка лицензии и реквизитах для причисления платежей. Однотипность ответов якобы оправдывают ссылкой на юристов.

Большинство письменных ответов сводится к тому, что проблему должен решать конкурсный управляющий, и корректировка кредитных историй тоже лежит на нем. Но для этого опять-таки надо дождаться, признает ли суд законность договора цессии. Решения суда за эти месяцы так и не появилось, а клиентка продолжает ждать неизвестно чего. Например, не постучатся ли в её дверь коллекторы с требованием вернуть задолженность в появлении которой, по мнению Людмилы, её вины нет...

Людей, попавших в аналогичную ситуацию, среди знакомых женщины не нашлось. Всё, что ей удалось сделать – найти открытое письмо президенту, автор которого тоже жалуется на испорченную не без участия омского банка кредитную историю. Людмила предполагает, что считающие себя пострадавшими от действий «Сибэса», есть и среди омичей.

P.s. Героиня истории планирует обратиться в региональную прокуратуру. Мы продолжим следить за развитием событий. Копии документов, предоставленные Людмилой, имеются в распоряжении редакции.

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



мимо проходил12.01.2018 02:16:25
))) А чего она хотела-то?! Брать деньги у банков, и не задумываясь, что у них там в договоре прописано?!)))) "не было извещений", говорит?! А она хорошо смотрела договор - как там написано? С меня одного раза хватило, чтобы не играть больше со всей этой мошеннической системой. Как вынужденно один раз взял и быстро отдал - с тех пор хватит с меня, игры в неизвестность! Я, когда заключил договор, тоже думал - а как они уведомлять будут, если вдруг ставку поменяют? И прочитал в договоре такую обтекаемую формулировку, что из нее следовало, что сообщить они могут - ЛЮБЫМ УДОБНЫМ ИМ СПОСОБОМ! Включая вывеску сообщения внутри банка, чтобы потом оправдать себя ею. А она ждет от них сообщений. Не знаю, с Сибэсом не имел дел, конечно, но не думаю, что их уровень приличней, чем те, у кого я занимал. А занимал я тогда - у банка по-авторитетнее Сибэса...
2
0
Сергей12.01.2018 05:57:20
Во первых, надо следить за банком, то есть когда он был признан банкротом сидеть в нем и добиваться правды кому платить. Во-вторых, в это же время надо было сделать рефинансирование кредита - и не было бы этих проблем.
2
5
НЗ12.01.2018 11:42:42
Каким образом рефинансировать кредит с испорченной кредитной историей? В микрофинансовые организации обращаться? В статье написано, что ей отказали в выдаче кредита. И совет про "следить за банком" тоже замечательный: если об уступке не извещают - как узнать? Откуда простой обыватель узнает информацию о банкротстве банка? Эта новая система платежей в банках практически исключает общение клиента с банком. Все переводится на банкоматы.
Дурацкая ситуация, конечно... Когда мой кредит переуступали неоднократно порядок приема платежей при этом никак не менялся. Первоначальный кредитор продолжал осуществлять расчетно-кассовое обслуживание по кредиту. Однако, при добросовестном исполнении обязательств свою правоту всегда можно доказать в суде: ведь лицо, не известившее должника о состоявшейся уступке несет риск ненадлежащего исполнения обязательства.
1
0
5.12.01.2018 12:08:11
Вся суть банковского бизнеса.
1
0
Лаура12.01.2018 23:25:28
Суть в том, что помимо испорченной кредитной истории, имеет место двойное требование. Банк СИБЭС переуступив 27.04.2017 года право требования по КД, с себя этих полномочий не снял, именно в результате этого двойного требования и сформировалась испорченная кредитная история, корректировать которую собираются лишь после того, как получат деньги, оплаченные в рамках действия договора цессии (переуступки права), либо, как требует ГК АСВ эти деньги повторно должен оплатить заемщик, только уже на р/с АСВ. Т.е. в этом случае испорченная кредитная история служит рычагом воздействия (шантажа в какое-то мере) для вытягивания с заемщика повторной оплаты, которую Банк СИБЭС, якобы, не дополучил т.к. в мае 2017 года свою же сделку цессии поставил под сомнение... Вот в этом и есть суть банковского бизнеса Банка СИБЭС - с друзьями поделюсь (т.к. часть цессионариев являлись соучредителями, либо компаньонами правления Банка СИБЭС) и себя, любимого, не забуду - а люди, чтО - мусор... с ними можно не церемониться... вот так, уважаемые. Ситуация не простая, сочувствия не нужно, но и порицать не за что. Чего хотела? - добросовестно исполнить обязательства по договору, что и имеет место. Но кому-то нужно сверхдобросовестное исполнение, так сказать и Вашим, и Нашим. Пострадавших от этой ситуации много, возможно не в самом Омске, а других регионах.
0
0
Ваня Дудко16.01.2018 17:10:07
Ситуация Людмилы один в один напоминает мою. Я взял кредит в Банке СИБЭС в 2016 году, исправно вносил платежи. О том, что Банк СИБЭС лишён лицензии узнал случайно, решил реструктурировать кредит в другом банке, но мне отказали, заявив, что у меня имеется большая просрочка. Оказалось, просрочка по кредиту Банка СИБЭС, по которому я исправно в срок вносил платежи. На моё заявление с приложением копий платежных документов пришел ответ, что с мая 2017 года платежи в погашение моего кредита не поступают на расчетный счет Банка СИБЭС. Право требования по моему КД сейчас находится в ООО МКК «Тиара» в г. Москве. А ранее, 27.04.2017г., Банком СИБЭС это право требования было уступлено ООО «РИФ» г. Новосибирска. Конкурсный управляющий в своем ответе указал, что деньги за переуступленное право требования от ООО «РИФ» и ООО МКК «Тиара» на счет Банка СИБЭС так и не поступили. А без этих денег внести коррективы в мою кредитную историю не представляется возможным. Так же мне сообщили, что в данное время идет судебное разбирательство в Арбитражном суде г. Омска по оспариванию первоначальных сделок цессии от 27.04.2017 года и все действия по корректировке кредитных историй заемщиков будут произведены только после Решения суда. Более того, до ноября 2017 года я не был извещен, что идет конкурсное управление по Банку СИБЭС, что Банк СИБЭС лишен лицензии. Хотя Кредитным договором предусмотрен пункт способа обмена информацией между Кредитором и Заемщиком путем отправления регистрируемых почтовых отправлений, вручаемых под роспись. Но сообщений я так и не получил ни от Банка СИБЭС, ни от конкурсного управляющего ГК АСВ, ни от ООО «РИФ», ни от ООО «Тиара». То есть известить забыли, а в мою кредитную историю внесли недостоверные данные, даже не попытавшись выяснить, почему нет поступлений платежей. В конце концов, ведь помимо адреса в кредитном договоре имеется номер телефона для связи. Из-за испорченной, совершенно безосновательно, кредитной истории мне в данное время отказывают в кредитах во всех кредитных учреждениях, ссылаясь на мою платежную недисциплинированность, хотя я просрочек в оплате не допускал, внося все платежи своевременно и в полном объеме через кассового агента банка СИБЭС – ООО «Русские Финансы».
1
0
Лаура16.01.2018 21:29:27
Ситуация с испорченными кредитными историями абсурдна, и противоречие здравому смыслу в том, что кредитные истории портят юридические лица (вначале временная администрация банка СИБЭС - в период с мая по июнь 2017, а в последствии ГК АСВ - в период с июля по настоящее время), не установившие право требования за собой де-юро, по факту переуступки права требования от 27.04.2017 это требование ПОКА остается за конечным кредитором, в данное время ООО "ТИАРА", учредитель которого с апреля 2017 года является Притула А.А. (возможно именно под эту аферу и было создано ООО Тиара), Притула А.А. ведь в прошлом главный акционер банка СИБЭС. Он славно всё продумал, вывел пакет КД, через третьих лиц в итоге вернул в своё владение. эти кредитные договоры, чтобы с них продолжать получать прибыль. А волокита, с которой ГК АСВ собиралась (собиралась долго, аж полгода) подать исковое заявление об оспаривании сделки цессии от 27.04.2017 года, сыграла на руку Притуле А.А., и вот, полагаю, когда все КД были собраны во едино, Притула А.А. дал отмашку (разрешение) на подачу выше означенного искового заявления, и оно, наконец-то было подано 26.10.2017 года (как я уже отметила выше - ровно через полгода). Все так чудненько оказались при своём интересе (я имею ввиду юрлица), все в прибыли - законной или не законной, не важно, важно в прибыли. Только заемщики в убытке, да ещё и с напрочь испорченной репутацией и кредитной историей. ВОТ КТО ЗА ЭТОТ УБЫТОК И ПОРУГАННУЮ РЕПУТАЦИЮ ОТВЕТИТ? Кто? Притула А.А.?, конкурсный управляющий ГК АСВ Столбов В.А.?, а может ещё есть юридические лица заинтересованные в порче кредитных историй ДОБРОСОВЕСТНЫХ ЗАЁМЩИКОВ?, добросовестных потому, что исполняют, не взирая на лишение лицензии Банка СИБЭС, свои обязательства, как того требует закон. Только САМ ЗАКОН почему-то не защищает этих ДОБРОСОВЕСТНЫХ заёмщиков.
За каждой КИ стоит конкретный гражданин, которого никто в данном случае не защищает, и интересы добросовестных заемщиков Банка СИБЭС отставлены без внимания и защиты. Люди из-за безосновательно испорченной КИ не могут получить кредиты, не могут взять ипотеку, даже если что-то случится, серьезное внезапное заболевание, требующее дорогостоящего лечения, или, не дай Бог, смерть, деньги практически взять будет негде, банки отказывают ДОБРОСОВЕСТНЫМ ЗАЕМЩИКАМ БАНКА СИБЭС.
0
0
12 января 2018
1605 3
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]