журналист

Леонид Евсеев: «Загадочный Оумуамуа летит к Юпитеру»

Астероид необычной формы промчался мимо Земли и задал немало вопросов ученым.

Оумуамуа – астероид, который залетел к нам в Солнечную систему из межзвездного пространства. И что такого? Из этого пространства в нашу систему залетают тысячи объектов. Другое дело, что большинство из них почти недоступны для наблюдения из-за своей отдаленности. Оумуамуа был не только обнаружен людьми, правда, с запозданием, но и преподнес много загадок.

Вероятность именно такого визита по расчетам ученых – раз в 60 миллионов лет! Нам повезло, мы стали свидетелями уникального события. 19 октября прошлого года английский астроном Роберт Урик, работающий с телескопом Pan-STARRS на Гавайях, обнаружил на расстоянии 30 миллионов километров от Земли тело, которое вначале принял за новую комету. В каталоги объект был внесен под кометным обозначением, но через неделю стало понятно, что это астероид, обозначение пришлось исправлять на А/2017U1.

01. Так примерно может выглядеть астероид Оумуамуа, исходя из данных, полученных при исследованиях.

02. Тот самый снимок AS15-P-9630 участка Луны из лунного каталога NASA. Кружком помечен аномальный объект вытянутой формы.

Через некоторое время астрономы установили, что астероид гравитационно никак не связан с нашей системой, а летит сквозь нее против движения планет на скорости 26,33 км/сек (94788 км/час) относительно Солнца. В перигелии (ближайшая к Солнцу точка орбиты) скорость «пришельца» достигла 87,71 км/сек (315756 км/час). Именно эта скорость не дала астероиду упасть на Солнце и сгореть. Эта первая странность, с такой огромной скоростью обычные астероиды не летают (среднестатистический астероид движется со скоростью 25 км/с). Затем астероид постепенно начал «тормозить», и сейчас Оумуамуа летит на скорости 38,3 км/с относительно Солнца. Он пересечет орбиту Юпитера в мае 2018 года, Сатурна – в январе 2019 года. После того, как астероид покинет Солнечную систему, он направится в сторону созвездия Пегаса, мы же вместе с Солнцем, Землей и всей нашей системой летим в направлении созвездия Геркулес.

Оумуамуа (по-гавайски звучит: «оу-Моо-у Моо-у») был признан первым в истории астрономии межзвездным объектом, он и название получил соответствующее, что в переводе с гавайского означает «посланник, прибывший первым издалека».

Астероид оказался настолько интересным, что ученые, специализирующиеся на изучении этих объектов, отложили все текущие дела и занялись «гостем», так как он быстро уходил из поля наблюдения.

Первые данные удивили даже бывалых астрономов. Откуда он прилетел? Из созвездия Лиры. Но более поздние расчеты указали на звездную ассоциацию Киль-Голубь, из которой астероид мог быть выброшен в результате космического катаклизма примерно 45 миллионов лет назад. В то время (эоцен) по Земле бегали примитивные млекопитающие, а до появления человека вида «человек умелый – homo habilis» оставались какие-то десятки миллионов лет.

Как астероид набрал третью космическую скорость (16,6 км/сек), позволившую ему покинуть родную систему и улететь в далекий космос навсегда? Это вторая загадка. За 45 миллионов лет пришелец преодолел по крайней мере не меньше 23 квадриллионов километров (проще – 23 с 15 нулями). С такого расстояния вероятность «попасть» в Солнечную систему ничтожно мала, но это произошло.

Леонид Еленин, первооткрыватель комет и астероидов, научный сотрудник Института прикладной математики им. Келдыша РАН:

«Данное событие очень редкое. Скорее всего, оно вызвано эффектом наблюдательной селекции. То есть такие объекты могут залетать в Солнечную систему, но чаще всего имеют большие перигелийные расстояния. В этом случае повезло. Все дело в том, что его орбита была уж очень странной, поэтому и поторопились. Мы до сих пор не знаем, что это было.

Третья загадка Оумуамуа. Он сильно вытянут, напоминает сигару. Длина его от 300 до 400 метров, диаметр от 40 до 50 метров. Наблюдения, которые успели провести, пока Оумуамуа удалялся, показали: поверхность его твердая, сложного рельефа, возможно, даже металлическая. Такое соотношение длины к ширине не встречается среди тел Солнечной системы, и даже нет физико-математической модели, которая могла бы объяснить формирование подобных астероидов.

Ученые Университета Квинс в Белфасте (Queen's University, Belfast) уверяют, что «залетный гость» состоит изо льда, покрытого сухой углеродной коркой толщиной примерно в 50 сантиметров. Эта корка защищает астероид от испарения при нагревании в лучах Солнца. Поэтому за ним и не тянется шлейф.

К тому же астероид оказался красно-розового цвета. Еще одна странность.

Вполне вероятно, что в глубине «пришельца» могут быть примитивные формы жизни, микроорганизмы, бактерии. Секрет заключается в том, что бактерии способны принимать форму спор, образуя вокруг себя твердую оболочку из солей кальция. Эта оболочка помогает им противостоять как замораживанию, так и температуре кипения, а при необходимости тысячелетиями обходиться без пищи. Оболочка как бы сочетает в себе достоинства анабиотической камеры и космического скафандра. То, что жизнь может быть занесена из космоса – доказанный факт.

Аномальная форма астероида вызвала к жизни множество гипотез об искусственном происхождении тела. Вспомнился давний роман Артура Кларка «Свидание с Рамой» (издан в 1973 г.) Человечество обнаруживает в космосе огромный цилиндрический объект, очень похожий на искусственный (принятый сначала за астероид и названный в честь Рамы). Его длина – десятки километров, он летит к Солнцу из глубин Галактики. Проникнув внутрь, люди находят примерно то, что и ожидалось – колоссальное открытое пространство, кислород, море, созданную центробежной силой гравитацию – все условия для обитания на внутренней стороне цилиндра, созданного для путешествия в течение сотен и тысяч лет.

Астрономы, которые участвуют в проекте Breakthrough Listen российского миллиардера Юрия Мильнера и британского физика Стивена Хокинга, развернули в сторону астероида Оумуамуа 110-метровую антенну радиотелескопа обсерватории Грин Бэнк в Западной Вирджинии, США, в надежде поймать сигналы, которые тот мог бы посылать, если бы и в самом деле был созданием внеземной цивилизации или автоматическим зондом. Но астероид «молчит».

Дотошные любители астрономии и уфологи обнаружили на снимке AS15-P- 9630 (из каталога лунных снимков NASA), сделанном с борта «Аполлона-15» в 1971 году, объект, который разительно похож на Оумуамуа, правда, гораздо большего размера, длинной он более трех километров, диаметром – около 500 метров. Форма объекта – сигарообразная, как и у его «брата», сложной конфигурации (см. фото). Что это? Астероид, который упал на Луну и так хорошо сохранился? Или космический корабль пришельцев, потерпевший крушение в незапамятные времена? Объект получил неофициальное наименование «Большой Оумуамуа». Почему бы не слетать на Луну и не познакомиться поближе с загадочным объектом? Возможности человечества позволяют.

03. Этот же снимок AS15-P- 9630 при кратном увеличении. Длина объекта около трех километров, ширина – 500 м.

А вы не задумывались, почему были резко свернуты «лунные программы» в США и СССР? У нас: непрерывный цикл испытаний оборудования, корабля, скафандров и ракеты-носителя – на Земле и в космосе. Шесть мягких посадок автоматических лунных станций, в т.ч. с роверами-луноходами и взлетом с поверхности Луны (доставка образцов грунта на Землю). 14 запусков по секретной программе «Зонд», в ходе которой четыре корабля (беспилотные версии «Союза», 7К-Л1) совершили успешный облёт Луны и вернулись на Землю. А за секретными индексами «Космос-379», «Космос-398» и «Космос-434» скрывались испытания лунного модуля и проведение цикла маневров на орбите. В США – прилунение космонавтов, проекты новых полетов… и все закончилось, как будто бабка пошептала, наступило затишье.

04. Формы Оумуамуа и объекта на Луне совпадают, хотя и разные по размеру. Может, астероид вовсе не астероид, а космический корабль или зонд?

Правда, сейчас интерес к исследованиям Луны возобновился. Китай вообще планирует к 2050 году построить обитаемую лунную базу. Может быть, со временем будет разгадана тайна «Большого Оумуамуа», если не появятся новые загадки, а они непременно появятся!

Группа инженеров и ученых из британской негосударственной организации I4IS предложила направить к «пришельцу» из глубин космоса рой миниатюрных аппаратов-парусников, разогнав их лазером до скорости в 76 км/сек. Такие аппараты смогли бы догнать астероид за 5-7 лет и приступить к его изучению.

На данный момент Оумуамуа просто называют «межзвездным объектом» или иногда более романтично – «sola lapis», или «одинокий камень». Его появление подчеркивает, как уязвимы мы для космических камней, особенно учитывая, что обнаруживший его телескоп Pan-STARRS (после того, как объект прошел мимо) был специально сконструирован, чтобы обеспечить нашу защиту.

05. Космический корабль пришельцев, потерпевший крушение на Луне в незапамятные времена?

По мнению исследователей, в худшем случае целый город сравнялся бы с землей в результате удара, произведенного с силой эквивалентной 2057 бомбам, сброшенным на Хиросиму. В атмосферу Оумуамуа вошел бы со скоростью, в 233 раза превышающей скорость звука, и испарил бы все в радиусе 50 километров.

Фото из открытых источников Интернета