На книжной презентации экс-губернатора все тайное стало явным.
Вчера в «МКР-Медиа» состоялась презентация заключительного сборника из серии «Три века омской культуры» под издательством фонда «Духовное наследие» Леонида Полежаева.
Событие собрало ведущих культурных деятелей города: директоров музеев, библиотек, культурных центров.
Среди них директор Омского Дома Дружбы Наталья Степанова, директор Музея имени Врубеля Фарида Буреева, директор литературного Музея имени Достоевского Виктор Вайнерман, директор Областной библиотеки имени Пушкина Александр Ремизов и многие другие.
Однако представителей омских властей на мероприятии почему-то не оказалось.
Лишь мэр Омска Сергей Шелест передал поздравление через одного из гостей, которому посчастливилось встретить его на светофоре.
Пятый том «Народное творчество» вышел необычным, соединив в себе разные виды искусств.
«Над пятым томом работали особенно долго и тщательно, так как материал был разношерстным: это и ткачество, и горловое пение, и народный театр, и танцы и многое другое. Мне приходилось пять раз переверстывать книгу, чтобы грамотно уместить материал», — комментирует дизайнер книг Ольга Макарова.
«Мы рассчитывали обойтись классическими формами искусства — театр, музыка, изобразительное искусство, литература. Но потом встал вечный вопрос: что было раньше — курица или яйцо. И мы поняли, что не сказать о народном творчестве, с которого все началось, просто нельзя», — сказал Леонид Полежаев.
На вечере не раз звучали фразы о необходимости сохранения народного творчества.
Руководитель ансамбля «Звонница» — Ефим Яковлевич Аркин — поделился впечатлением об эффекте народного пения.
«Слезы наворачиваются в буквальном смысле и не потому, что там какое-то трагическое содержание. Я всегда воспринимал, что это просто есть, что можно приехать в деревню, и бабушки тебе споют, но оно закончилось. Поэтому то, что успели зафиксировать — настоящая ценность. Этим надо заниматься».
Эту мысль подхватили руководитель Государственного центра народного творчества Виктория Багринцева и старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Марина Жигунова.
«Когда я впервые отправилась в экспедицию и услышала народное пение, у меня был культурный шок. Я поняла, что от народа скрыты его корни. Прекратилась наследственность, и теперь мы мучаемся, проходим невероятные квесты в попытке разобраться, кто мы такие», — сказала Виктория Багринцева.
А Марина Жигунова поделилась безотказным антистресс-лекарством:
«Русскому человеку хорошо известно: если тебе плохо, спой и спляши — станет лучше».
На презентации присутствовал особенный гость — Владимир Спиваков, пришедший сразу после церемонии закрытия конкурса скрипачей имени Янкелевича, который также был основан в Омске не без усилий Леонида Полежаева в период его губернаторства.
«Ваш труд, в том числе и книжный, имеет колоссальное значение. Сенека писал, что мы обучаем сыновей искусствам, чтобы подготавливать их души к добродетели. Вас, наверное, призвал к этому делу Бог. Традиции для многих связаны с кандалами. Но Густав Малер сказал, что традиция — это не сохранение пепла, а раздувание огня. Вы легендарный человек, и я хочу пожелать вам душевной гармонии и здоровья», — сказал Спиваков.
Полежаев сделал шокирующее заявление, сказав, что без главного редактора БК55 Сергея Сусликова не было бы не только пятого тома, но и всей серии.
«Я всю жизнь всем что-то доказываю. Омичам, что я не казахский пастух, а патриот Омска и делаю все для его блага. Но почему-то омская пресса сделала все, чтобы обратить меня в этот образ. Если бы вы про меня не писали, то не было бы всей этой серии».
Присутствующие были этим удивлены, в том числе и издатель БК55 Сергей Сусликов, присутствующий на презентации.
Сам Полежаев, как и другие специалисты, работающие над серией книг отмечали, что очень не хочется заканчивать этот проект.
«Для меня это уже не работа, а часть жизни. Я сроднилась с этим изданием, поэтому сегодня одновременно и радостный, и грустный момент», — сказала Ольга Макарова.
Интересным образом презентация заключительного сборника совпала с 10-летием завершения Полежаевым губернаторского срока. Но экс-глава области, по всей видимости, нисколько не жалеет о том, что занялся издательской деятельностью.
«Я рад, что мне есть что оставить омичам и как губернатору, и как публицисту. Честно признаться, легче руководит тысячью людей, чем тремя, но творческими, имеющими свою позицию и достоинство. Легко было разругаться, все бросить, но ведь только в противодействии, споре рождается нечто важное. Только на это можно опереться. Серия завершена, и страшно, что наш маленький коллектив может распасться. Ну, будем что-то думать».
Думать, однако, долго не пришлось. Из зала посыпались предложения и заявки.
Виктор Лапухин, директор Омского государственного академического театра драмы, которому в этом году исполняется 150 лет, заказал Полежаеву книгу о своем учреждении.
Прозвучал запрос на книгу об архитектуре Омска. Но Полежаев прокомментировал это таким образом:
«Меня останавливает одно — я профессиональный строитель и боюсь задеть нежные чувства архитекторов».
Теперь книги отправятся во все библиотеки города, где желающие смогут приобщиться к народному творчеству.
Леонид Полежаев признается, что «эти книги не претендуют на абсолютную истину. Мы лишь приоткрыли занавес. Вспомнили незаслуженно забытых, уже ушедших людей. Иногда деятели искусства обижаются, что мы про них не написали.
Приходится объяснять, мол, вы еще живы, имейте терпение».
фото: БК55/Александр Катаев