Новости. Омск
bk55.ru

Иван Жуков: «Хочу, чтобы в Омске знали, что действительно произошло в Крымске»

01-01-1970 06:00:00

БК55 встретился с одним из трех омских добровольцев, которые провели две недели в волонтерском лагере «Добрый» в пострадавшем от недавнего наводнения Крымске, политологом, преподавателем кафедры политологии ОмГУ им. Достоевского Иваном Жуковым. Политолог своими глазами увидел беды местных жителей и утверждает, что официальная версия крымской трагедии, озвученная на телевидении и в прессе, значительно отличается от того, что произошло там ночью с 6 на 7 июля. Интересно, что поездку в разрушенный после стихийного бедствия город омичам проспонсировала неизвестная организация из Томска, а билеты обратно, на самолет в Омск для добровольцев купили кришнаиты.

- Иван Константинович, расскажите, как вы попали в Крымск?

 

-После того как я узнал о трагедии, я набрал в соцсети «ВКонтакте» «помощь Крымску». Поисковик выдал мне группу, в которой я познакомился с людьми, организующими поездки в Крымск. Со мной из Омска помогать местным жителям поехали еще двое парней. Ни с кем из них ранее я не был знаком. Просто написали друг другу в «ВКонтакте», а в день вылета уже и встретились, познакомились. C покупкой билетов нам помогла какая-то общественная организация из Томска, я даже не знаю ее названия. Просто созвонились с ними, они помогли.

 

- Когда вы прибыли в Крымск, что увидели, что вас впечатлило?

 

- Мы прибыли в Крымск спустя 10 дней после трагедии. От стихии пострадала примерно треть домов в городе, особенно сильно - 20-30 улиц. Везде грязь, вонь, поэтому приходилось вооружаться респираторами. Драки местных в очередях за компенсационными 10 000 рублей. Мародерство цыган, которые воровали все, что плохо лежит. На воротах домов висят номера сотовых телефонов - это местные сделали для того, чтобы получать гуманитарную помощь. Некоторые хитрили и записывали свой номер телефона на другие адреса. Там мы увидели людей, которые устали от постоянных репортажей и одних и тех же вопросов СМИ, которые затем все равно искажали полученную информацию. У всех нас было одно и то же настроение - никто не помнил, какие сегодня число, день недели и который час: все работали, работали, работали. Палаточные лагеря стояли везде, где можно, во дворах всех школ. В станице Нижнебаканская нам удалось своими глазами увидеть дом, который самым первым принял удар волны на себя. Дом устоял, крепкий. Хозяин его приехал из Новороссийска, злой, рассказал, что в городе вдруг появился рынок, где стоят женщины и торгуют постельным бельем, матрасами, причем в тех же упаковках, в которых они приходили с гуманитарной помощью. Вообще на протяжении всей поездки заметил, что подлость здесь часто соседствовала с благородством. Поначалу гуманитарку никто не охранял, и я видел, как ночью в лагерь приезжала неизвестная «Газель», на которой увозили коробки с подгузниками, причем выбирали коробки не мятые, целые. И увозили неизвестно куда. Уже потом гуманитарку стали охранять эмчеэсники и казаки, появился полицейский патруль. 

 

- Волонтеров было много?

 

- Волонтеров было, наверное, больше, чем военных, которых было, наверное, 5000 человек, и приехали они со всей России - из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Архангельска... Мне кажется, власти нагнали военных специально, для видимости, потому как побоялись, что добровольцы и сами местные жители выкарабкаются сами, без помощи государства. Это, наверное, первый такой случай за последнее время, когда вся Россия объединилась: гуманитарки прислали так много, что мы не знали, куда ее девать.

 

- Где стоял ваш лагерь?

 

- Наш лагерь «Добрый» находился вместе с другими лагерями за чертой города. Палатки стояли рядом с лагерями МЧС Адыгеи и Калмыкии, тут же были полк МВД и даже лагерь националистов, которых выгнали из центра города. Среди волонтеров я встретил разных людей - был даже актер, лауреат премии «Золотая маска» из Москвы. Кстати, один пенсионер добирался до Крымска 21 день автостопом из Сыктывкара. И он приехал не просто помочь местным жителям - он приехал туда жить. Поначалу власти и волонтеры почти никак не взаимодействовали. Власти не понимали, как себя вести с добровольцами, а волонтеры особого желания сотрудничать не испытывали. Но волонтерам не хватало опыта, который был у МЧС, и они не знали, как распоряжаться гуманитарной помощью: у нас не было ни складов, никто гуманитарку не учитывал... Потом через неделю эмчеэсники взяли контроль над гуманитарной помощью. И постепенно с МЧС установились нормальные взаимоотношения.

- Чем конкретно вы занимались, как помогали жителям?

 

- Мы развозили воду по срочным заявкам, вычищали дома в зоне затопления, развозили гуманитарную помощь. Как приехали, в первый же день мы чистили частный дом. Чистили его целый день, и как выяснилось, зря. Дом определили под снос, но его должна была посетить специальная комиссия, члены которой носят туфли… Развозили воду, приехали в поселок Верхний Адагум, а там люди сидят без воды, колодцы все высохли. Раздали всю воду, они нас благодарили, рассказывали, что к ним, оказывается, никто и не приезжал. Много от людей услышали благодарности, многие нам говорили: «Если б не вы, мы бы не выжили». Мы помогали в основном старикам, инвалидам, тем, кто без помощи волонтеров точно не справился бы. И кстати, среди пострадавших я видел много сибиряков. Была семья из Новосибирска, которая переехала в Крымск 2 месяца назад, и у них все смыло водой.

 

- Жители не злоупотребляли помощью волонтеров?

 

- Были и такие случаи. В одном из домов на улице Луначарского женщина усилиями волонтеров пыталась сделать евроремонт, но получила отказ. К тому же ей в виде гуманитарной помощи предоставили электрогенератор, и она его через некоторое время «потеряла», но как услышала слово «прокуратура», тут же нашла. Потом кто-то рассказал, что эта женщина работает в местной администрации. Был другой случай. Заходим в один из дворов, там нужно было почистить подвал дома, грязь слоем 10 см. Во дворе этого дома сидели трое взрослых здоровенных мужчин, пили пиво и жаловались на жизнь. Мы даже помогать не стали. Но это все мелочи жизни.

 

- Что рассказали вам местные жители? Официальная версия трагедии - 170 погибших в результате выпадения аномальной нормы осадков. В интернете очень много информации о том, что все было не так, как показывали по телевизору. А сами жители Крымска как считают?

 

- Ни один местный не согласится с этой версией. Абсолютно понятно, что из-за дождя вода не могла так быстро прибывать. Тем более лето здесь не сезон дождей. Да, говорят, был дождь за день до трагедии. Но река не могла настолько выйти из берегов - я видел реку Адагум, которая протекает через Крымск. В некоторых местах река не шире письменного стола. Так что версия с разливом реки не подходит. Хотя людей там часто в определенных местах подтапливало. Некоторых за последние 15 лет подтапливало 13 раз. Людям есть с чем сравнить, но такого никто из местных не помнит. Все говорят, что был сброс. Сам хотел попасть на Неберджаевское водохранилище, но, к сожалению, дорогу туда так размыло, что никакая машина не проедет... Назывались цифры как минимум 2,5 тысячи погибших. Кто-то рассказывал, что в местном морге на теле погибшего родственника видел бирку за номером 800... Это правда, что трупы людей перевозили на фурах сети гипермаркетов «Магнит». К слову добавлю: число могил на местных кладбищах увеличилось более, чем на 170. Жители одного из домов, в котором мы вычищали грязь, передали нам видео. На видеозаписи запечатлено, с какой скоростью прибывала вода и какой высоты была волна. Снимали его жители, которые забрались на крышу своего дома. А волна была настолько высокой, что могла с головой скрыть высокорослого мужчину. В затопленных домах на стенах есть отметины, так называемые «ватерлинии». Удивительно: в одном доме вода не коснулась иконы 17 века, которая висела под потолком, остановилась прямо под святым образом. И знаете, иконы у жителей Крымска висят во многих домах.

 

- Как жители Крымска и округи после наводнения относятся к местным властям? Говорят, семьи тех, кто работал в администрации, уехали за несколько часов до трагедии...

 

- Ни волонтеры, ни местные жители - ни от кого я не слышал доброго слова в адрес местной администрации. Нельзя сказать, что глава администрации думает о чаяниях местных жителей. Да и из всех виновных «стрелочниками» сделали двоих (мэра Крымска Владимира Улановского и экс-главу Крымского района Василия Крутько обвинили в халатности - БК55). Но они не были главными виновниками трагедии.

 

- Как известно, через несколько дней после трагедии в Крымск прилетела топ-модель с мировым именем Наталья Водянова. Кто еще из випов посетил Крымск?

 

- В лагере полка МВД постоянно взлетали и садились вертолеты: прилетали какие-то VIP-гости. Прилетал Онищенко, мы застали и приезд Путина. За день до этого в городе велась масштабная подготовка к приезду президента: в спешке военные белили деревья и запрещали вываливать мусор из вычищенных домов на обочину дороги (а так было положено, этот мусор потом вывозили). Мы как раз расчищали дом, разозлились, вывалили пару тележек мусора на дорогу. Мусор потом кто-то быстро убрал.

 

- В Крымске Водянова основала детскую площадку для детей. Вам удалось познакомиться со знаменитой топ-моделью? Была ли реальная польза от этой площадки?

 

- Водянова оказалась на редкость простой в общении девушкой, но вот ее окружение... Некоторые намеренно старались тусоваться рядом с ней, только этим и занимались. Кто-то из окружения Водяновой пригласил телевидение снимать показ дефиле детей в одежде, которую прислали в качестве гуманитарной помощи. Правда, потом эти люди догадались, что сделали глупость, и попросили сюжет на телевидении не показывать. Водянова, конечно, по-своему помогала детям, устраивала конкурсы, детей там наряжали в разные костюмы. А польза, конечно, была - детей нужно было отвлекать, там не только у детей, у взрослых обнаружились серьезные психические расстройства из-за наводнения. У детей часто встречается энурез, а один мужчина не может спокойно спать, у него развилась фобия: во время наводнения он проснулся от того, что кровать, на которой он спит, плавает по дому. Теперь он каждую ночь просыпается и щупает пол. И таких случаев много... На площадке с детьми работали психологи, наш волонтер из Омска Азамат Макенов, студент психологического факультета ОмГУ, работал там вместе с Водяновой. Он помогал не хуже, чем его московские коллеги. Водянова лично поблагодарила его за помощь.

 

- Жириновский обвинил топ-модель Водянову в том, что она спекулирует на трагедии. А как вы считаете, это был пиар с ее стороны?

 

- Мне кажется, Жириновский неадекватен. Водянова действительно помогала людям. Если так рассуждать, то можно и про меня сказать, что я пиарюсь. А я просто хочу, чтобы люди знали правду, как на самом деле было. Я все видел своими глазами, я был на месте трагедии. Я уверен, что большинство людей поверит в ту версию про наводнение, которую им показали по телевизору. Кстати, нас, омичей, как лучшую бригаду, наградили. Уже ночью, практически на ощупь, при свете карманного фонарика в палатке вручили грамоты от министра МЧС России. Я только когда вернулся, прочитал, что там написано - все то время, что был там, было некогда.

 

Ирина Акишева

 

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru