Новости. Омск
bk55.ru

Александр Костюков: «Омский законопроект об инвестдеятельности — суперкоррупционный!»

01-01-1970 06:00:00

Завкафедрой ОмГУ, профессор Александр Костюков считает, что если в Омской области будет принят законопроект о инвестдеятельности, внесенный в Законодательное Собрание, в его нынешней редакции, то в Омскую область не придет ни один инвестор, не являющийся «другом» или «другом друга» действующего руководства региона. Поэтому на комитетах Законодательного Собрания юрист как член Консультативного совета Законодательного Собрания выступил с резкой критикой готовящегося закона. БК55 он подробно объяснил свою позицию.

- Александр Николаевич, введите, пожалуйста, наших читателей в курс дела, чем новый законопроект об инвестиционной политике отличается от аналогичного, принятого в 2004 году?

- Законопроект отменяет действующий закон от 2004 года. Но по концепции они одинаковые. Новый такой же беспомощный, как старый. И замминистра экономики, и Бутаков (первый зам председателя правительства Омской области, министр государственно-правового развития - БК55) утверждали, что ноу-хау нового закона - понятие «инвестиционной площадки». Глупости! В чем здесь ноу-хау? Инвестиционная площадка - это определенная органом власти территория, к которой подведены все коммуникации. Это классика жанра, старо как мир — на Западе по-другому вообще не строят. В чем здесь новшество? Если у региона есть готовые инвестиционные площадки, наверное, имеются в виду заброшенные предприятия, ну и предоставляйте их, вам никто не мешает! Для этого не нужен областной закон. Просто работайте как исполнительная власть.

Что касается форм государственной поддержки, читаем: банковский кредит, государственная гарантия - это все есть в федеральном законе. Где региональные нормы, суперновые, которыми мы бы гордились и махали как флагом? Их нет.

Появилось понятие - соглашения. С инвестором может быть заключено соглашение, вопросов нет. Но здесь в законе должны быть прописаны имущественные моменты такого соглашения, не связанные с налогообложением. Они должны вытекать из закона, а не заключаться с каждым инвестором отдельно. А кто будет 20 соглашений готовить? А в обсуждаемом законе этого нет, то есть механизмом поддержки он не является.



- Именно поэтому вы назвали работу министерства гос.-правового развития некачественной?

- Да, в законе есть конкретные ляпы. Например, в первой статье перечислены понятия, использованные в настоящем законе, среди них приводится понятие «режим наибольшего благоприятствования». Но в тексте закона этот «режим наибольшего благоприятствования» нигде не обозначен. Зачем его туда вставляли? Да потому, что об этом сказал Бутаков! Он сказал, что нужно обозначить такой-то режим, а те, кто записывал за ним, вписали его в раздел понятий, а в тексте закона даже не упомянули. Балдеж полный! Бутаков поверил сотрудникам на слово и даже не проверял за ними. Это называется некачественная работа.



- Что, по вашему мнению, должно быть прописано в подобном законе?

- Я бы не хотел выдавать ту концепцию, которая у меня сидит в голове. Но если говорить принципиально, то надо поддерживать не инвестора, а инвестиционный проект. Во-первых, у инвестора может быть несколько проектов. А во-вторых, нас интересует качество проекта, а не жизнь инвестора. В законе об этом разговора нет. Там поддерживается мифический инвестор. Проще говоря - это суперкоррупционный проект. Все конкретные механизмы, которыми располагает исполнительная власть, она помещает в соглашение и отдает какому-то Васе. В таком случае, если проект появится в голове у умного человека, то вовсе не обязательно, что он сможет воспользоваться законом. Закон даже не говорит, какие документы и куда подать нужно, чтобы опубличить интересы инвестора. Конечно, мы подразумеваем, что в министерство экономики нужно подать заявление, бизнес-план, пояснительную записку, расчеты и т.д. Но в законе об этом ни слова! Получается, это будет решать само министерство. А не много ли они на себя берут, чтобы исполнительная власть определяла такие вещи?! Это должен определять парламент. Только тогда будет настоящая конкуренция, а не только любимчики, друзья и дети смогут воспользоваться законом.



- Вы ставите перед собой задачу остановить законопроект?

- Нет. Я пытался объяснить депутатам комитета Заксобрания по экономике, что им предлагают кота в мешке. Они меня правильно поняли, и законопроект не прошел. Кода Бутаков об этом узнал, то вмешался в ситуацию, позвонил Варнавскому, Зайцевой, Шипилову и требовал не мешать администрации работать. То есть, вместо того, чтобы исправить ошибки и доработать закон, он как чиновник стал его защищать и проталкивать. И законопроект внесли в комитет по законодательству. А это нарушение регламента - потому что комитет по законодательству не основной в этом вопросе. Там меня стали убеждать, что в Заксобрании можно будет доработать законопроект.



- Говорят, что председатель комитета по законодательству Сергей Калинин пытался вас заверить, что закон можно будет поправить. Даже обмолвился, что такие «пустые» законы постоянно принимаются...

- Да, такие законы десятками принимались. Никто их потом не дорабатывал. Действительно такая формулировка прозвучала. На что я сказал Сергею Калинину, а он мой бывший ученик: «Сергей Петрович, я на днях нашел календарик, который вы распространяли, когда год назад баллотировались в Заксобрание. Знаете, что там написано? Лучше одно дело, чем сто слов!» Он говорит: «Ну да...», а я говорю «Вот-вот!» (смеется).



- Законы по инвестициям, которые принимались раньше, распространялись далеко не на всех инвесторов. Дезавуирует ли новый законопроект ранее принятый закон о налоговых льготах, написанный для ГК «Титан»?

- В новом законопроекте ничего не написано о том, что те законы будут отменены. Но по-доброму надо всех приводить под один знаменатель, тут спору нет. А льготы Сутягинскому индивидуальны, просто в силу разных причин налоговая служба рот не открывает.

 

- Этим вопросом уже занимается УФАС...

- Да, сейчас будет интерес проявляться. Потому что нельзя индивидуальные льготы давать. Если мы ответственные люди, то должны устанавливать общие правила. Если мы будем выделять инвесторов, то постоянно будем сталкиваться с УФАС, с налоговой. Зачем это нужно?

 

- В течение сентября региональное правительство не без гордости рапортовало, что в область готовы перерегистрироваться несколько крупных налогоплательщиков: ОАО «ТКГ-11», ООО «Группа Полипластик», ЗАО «Основа холдинг». Как вы оцениваете приход этих компаний в Омскую область?

- Я вам так скажу - это все работа исполнительной власти с потенциальными инвесторами, которые близки Омской области. Которые здесь либо проживают, либо какие-то деловые связи налажены, а также те, кто уходил из региона при предыдущем правительстве. Так это отлично, что такая работа началась. Ее давно надо было налаживать. Но количество друзей в какой-то момент закончится. То, что их привлекают, - правильно, для этого, кстати, закон не нужен. Но нам нужен механизм привлечения сторонних инвесторов - не друзей, а в принципе.

 

- Есть мнение, что некоторые «инвесторы» - хуже врагов и гораздо больше берут себе, чем отдают омичам. Например, тот же Абрамович, который построил «Арену-Омск», но при этом несколько лет получал приличную арендную плату. Ну, и инженерные сети за счет бюджета для «ОБИ» и жилого микрорайона.

- Я считаю, что любой пришедший инвестор - это польза. Это во-первых. Во-вторых, очень хорошо, если этот инвестор, желающий оказать пользу Омской области в виде бюджетных средств или еще каким-то образом, приходит в регион на общих условиях, сформированных самой Омской областью. Сегодня таких условий нет. И тот законопроект, который внесен, об этих условиях даже не заикается. Значит, сегодня, если власть как-то уговорит инвестора, то он будет заходить, пардон, на коррупционных условиях. В чем эта коррупция будет выражаться - отдельная тема. Необязательно это должны быть прямая взятка, могут быть услуги, да что угодно. Зачем новой молодой и, как она говорит о себе, ответственной власти, такие варианты? Хотят протащить этот коррупционный вариант, пусть тащат, но они потом с этим будут обниматься. Потому что либо мы заботимся об области, либо констатируем, что одна стая сменилась другой.



Беседовал Владимир Червонящий

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru