Жуткая история, произошедшая в московском небе 14 марта, стала известна благодаря французским пилотам. Официальной информации об этом деле практически нет. Происхождение в московском небе стратегического бомбардировщика также неизвестно. Возможно, это тот самый украинский самолет, что был выставлен на аукционе за неделю до этого.
Как сообщают «Известия», пассажирский A319 авиакомпании Air France KLM едва не столкнулся в Московской воздушной зоне с российским стратегическим бомбардировщиком Ту-95. Расстояние между самолетами, по заявлению французского пилота, составило около 100 м, а экипаж Airbus слышал гул моторов военного воздушного судна. Об этом газете рассказали осведомленные источники в структурах Росавиации. Гендиректор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко подтвердил, что незаурядный авиаинцидент был и проверка по нему ведется.
14 марта участником несостоявшейся авиационной катастрофы стал самолет с бортовым номером FG-RXC, выполнявший рейс по маршруту Шереметьево–Аэропорт Шарля де Голля. Источники рассказали, что A319 завершал набор высоты 8 тыс. м. Авиадиспетчер стал передавать управление этим самолетом своему коллеге из МЦ АУВД. Менее чем за минуту до этой передачи первый диспетчер сообщил экипажу, что по его курсу ожидается снижение самолета с юго-запада, который в этот момент должен находиться на 1000 футов выше Airbus. 1000 футов (305 м) — минимально установленное безопасное расстояние между самолетами в небе.
— Это было на рубеже передачи управления. Французу дали информацию о том, что пересекающий борт будет выше, и француз подтвердил получение этой информации. Но при выходе на «контроль» [ко второму диспетчеру] француз доложил, что он внезапно для себя обнаружил Ту-95 в опасной близости от себя — менее 100 м — и что будет писать ноту протеста, что и сделал, поскольку самолеты едва не столкнулись друг с другом, — рассказал «Известиям» один из авиадиспетчеров. К моменту опасного сближения военный самолет двигался с юга-запада со снижением, в то время как французский самолет шел на запад с набором высоты.
Гендиректор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко подтвердил факт авиационного инцидента. — Работает комиссия, — сказал Моисеенко. — По завершении проверки будет официально доложено о том, что произошло и кто виноват, и по какой причине. От дальнейших комментариев глава корпорации воздержался. Представитель военно-воздушных сил РФ сообщил «Известиям», что комментировать эпизод ведомство сможет только после получения официального документа от МИД Франции. Подтвердить нахождение в воздушном пространстве самолета Ту-95 в этот день он также не смог.
Экс-главком ВВС Петр Дейнекин в разговоре с «Известиями» предположил, что самолет мог направляться к аэродрому Кипелово, расположенному в 60 км от Вологды.
В комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора о произошедшем опасном сближении гражданского авиалайнера компании Air France и бомбардировщика Ту-95 в московском небе впервые услышали от тех же «Известий». — Это, по сути, предпосылка к летному происшествию, которое отличается от катастрофы только счастливой случайностью. Согласно федеральным авиационным правилам, такое событие должно тщательно расследоваться специально созданной комиссией на федеральном уровне. Если должностные лица Госкорпорации ОрВД не доложили о случившемся опасном сближении в Росавиацию или в Минтранс, то это является должностным преступлением, а если они доложили, но комиссию не создали, то это уже преступление со стороны должностных лиц регулятора, что противоречит рекомендациям ИКАО, членом которой является Россия, — заявил «Известиям» председатель комиссии Олег Смирнов.
Авиаспециалисты МЦ АУВД говорят, что в столичном регионе сложилась катастрофическая ситуация с безопасностью полетов. В прессе всплывает по нескольку подобных инцидентов в год. Последний случай опасного сближения в Московской воздушной зоне был отмечен в ноябре прошлого года, когда пассажирский самолет Boeing авиакомпании «Трансаэро», летевший из Еревана в Москву, едва не столкнулся в небе над столицей с заходившим на посадку самолетом из Архангельска компании «ЮТэйр».
По мнению БК55, данное авиапроишествие тесно связано с еще одной историей, о которой в блогах на БК55 было написано 8 марта. Тогда, напомним, стало известно, что на одном из интернет-аукционов появился на продаже Ту-95 за 3 млн. долларов, забрать который предлагалось с территории Украины. Дата авиапроисшествия (14 марта), направление, откуда шел Ту-95 (юго-запад), и тот факт, что он шел на посадку куда-то в районе Подмосковья, говорят нам о том, что это вполне мог быть тот самый украинский бомбардировщик, который был куплен в итоге кем-то из России, вполне возможно, государственной структурой или спецслужбами. Штатному Ту-95 делать в московском небе совершенно нечего, его базы находятся в Саратовской и Амурской областях, а выходы на патрулирование происходят через северные аэродромы в приполярные области и далее везде.
Игорь Федоров