Новости. Омск

Правительство Омской области ищет инвестора для «Омск-Федоровки» за 18 миллиардов

Фото из открытых источников

В финансировании проекта уже пожелали принять участие 30 организаций.

Региональные власти готовят в сентябре конкурс на строительство подзабытого, но реанимированного во время последнего визита министра регионального развития Игоря Слюняева, проекта аэропорта «Омск-Федоровка». К проекту уже проявили интерес более 30 компаний. Среди них -  «Базэл аэро» Олега Дерипаски, ЗАО «УК «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и подконтрольное совету «Роснефти» Игоря Сечина Роману Троценко ООО «Новапорт». Стоимость нового аэропорта оценивается от 14 до 18 миллиардов. И должно завершиться в 2017-2018 гг. Об этом пишет «Коммерсант. Сибирь».

В интервью представитель Омской области при Правительстве РФ Виктор Войтенко пояснил, что в данный момент Внешэкономбанк готовит необходимую документацию.

- Рассмотрены три юридические модели реализации проекта на условиях государственно-частного партнерства: BOOT (Build Own Operate Transfer - построй - владей - управляй - передай), акционерное и концессионное соглашения. В любом из предложенных вариантов правительство Омской области будет контролировать работу аэропорта и не допускать нюансов, которые могут нанести ему ущерб, - рассказал Виктор Войтенко.

По оценкам специалистов, чтобы привлечь в проект инвесторов, региональные власти должны прописать возможность продажи действующего аэропорта «Омск-Федоровка». Чтобы тот, кто вкладывает в «Федоровку» деньги, мог частично компенсировать расходы на строительство нового аэрокомплекса.

Справка БК55:

Строительство аэропорта «Омск-Федоровка» началось в 1982 году и периодически возобновлялось в 2001 и 2006 годах. А в 2010 году в конкурсе на разработку бизнес-плана победили компании Hochtief Aktiengesellschaft, Cushman & Wakefield и ООО «Руфаудит - Омское бюро». Построить новый аэропорт стоимостью 150 миллионов долларов рассчитывали к 2016 году. В конце 2012 года губернатор Виктор Назаров приостановил возведение «Омск-Федоровки». Новая волна интереса к проекту появилась после визита министра регионального развития Игоря Слюняева. Чиновник настаивал на необходимости строительства аэропорта.

Арсений Жук

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Игорь1015.04.2014 14:24:08
никто и никогда не придет строить,а Войтенко, ну, бурную деятельсть и я бы мог изображать
0
0
утопия15.04.2014 14:27:27
Аэропорт-призрак

Тридцатилетнее существование недостроя «Федоровка» - это история грандиозного разгильдяйства и воровства. По очень скромным расчетам, за все эти годы в аэропорт вложено около 15 миллиардов сегодняшних рублей.

Похоже, разворовывали несуществующий аэропорт и дачники из соседних кооперативов, и, возможно, чиновники. И вот спустя 30 лет от начала строительства от «аэропорта тысячелетия» остались одни руины. Специалисты в шутку предлагают занести «Федоровку» в книгу рекордов Гиннеса как самый продолжительный долгострой.
Последние 20 лет строительства прошли в атмосфере холодной войны между областной властью и авиаспециалистами. В 1990-годы власти рассчитывали, что действующий аэропорт станет акционером недостроя. Но, это бы означало, что все заработанные авиаторами средства канули бы в бездну. В этой истории Сергей Круглов, возглавлявший предприятие до 2008 года, в глазах некоторых выглядит как противник развития омской авиации и прогресса в целом. Круглов все годы своего руководства убеждал областные власти в абсурдности строительства загородного аэропорта. Не удивительно, что в 2008 году, когда область стала хозяином «незавершенки», командира авиаотряда убрали с должности. В том же году независимые оценщики назвали стоимость недостроя: 1 миллиард 200 миллионов рублей. Уже нашлось несколько покупателей, которые хотели приобрести комплекс под организацию логистического центра, которого в Омске, кстати, до сих пор нет. Если бы «Федоровку» реализовали частным лицам, денег хватило бы не только на реконструкцию старого омского аэропорта, ещё и пополнили бы казну. Однако, руководство области не ищет легких путей. В 2012 году в «Федоровку» опять ввалят многие бюджетные миллионы на охрану и на снос зданий. Кроме того, за годы простоя местность заболотилась и при возобновлении строительства здесь придется вбахать немалые деньги на осушение.
А не дешевле ли выбрать другое место? И тут вспоминается крылатая фраза губернатора Полежаева, сказанная в 2006 году: «За «Федоровку» мы готовы заплатить столько, сколько скажут. За ценой не постоим. Идея дороже». По слухам, вся «идея» завязана на земле действующего аэропорта. Злые языки говорят, что его территорию обещали продать конкретным частным инвесторам, и якобы, за неё кто-то из чиновников уже получил немалый аванс. Но так ли это на самом деле, неизвестно.
Сегодня в области новая власть и спорить за идею уже никто не будет. Нужен точный расчет и экономическое обоснование.
Готовя этот материал, корреспондент прочитал о строительстве аэропорта 155 публикаций, вышедших за 30 лет в различных печатных изданиях и изучил около 50 материалов, опубликованных на интернет-порталах.

Справка
Алюминиевая чешуя на гороховом поле
В декабре 1979 года Совет Министров СССР решил построить в Омске новый аэропорт. Место выбрали в 30 километрах от города на гороховом поле рядом с деревней Федоровка. В октябре 1981 на градостроительном совете впервые представили проект аэровокзала. С высоты птичьего полета вокзал выглядел бы, как локаторная установка. Фасад четырехэтажного здания с чешуйчатой крышей в старинном русском стиле предполагалось облицовывать анодированным алюминием, гранитом и мрамором. По постановлению правительства в 1987 должна была быть готова первая очередь аэропорта. В октябре 1982 на гороховое поле заехала строительная техника.

С высоты лет
1983
Уральский трест «Свердловскдорстой» строит взлетно-посадочную полосу, а «Омскавтодор» делает дорогу между аэропортом и ж/д станцией. На стройке работает 200 человек, развернуто социалистическое соревнование.

1984
Из запланированных 11 миллионов рублей, получено 5,6 миллиона. План июля выполнен на 43 процента – не хватает материалов и техники. Люди работают по субботам. Рабочие жалуются на столовую — в меню одни рыбные блюда, нет мяса, не пропеченные булочки.

1985
Вместо 15,5 миллионов рублей выделили 5,2 миллиона. Готовы здания аварийно-спасательной службы, центральной подстанции и котельной.

1986
Вместо 17 миллионов рублей дали - 13. Завершено строительство подъездного ж/д пути. Монтируется склад ГСМ, строится командно-диспетчерский пункт. Для выполнения плана нужно 620 строителей, а работает – 240. Проектировщики понимают, что в проект«Федоровка» заложенны ошибки.

1987
На стройке затишье. Выясняется: в проекте отсутствуют гостиница, жилой городок для авиаторов, ресторан, цех бортового питания, система централизованной заправки самолетов и энергоснабжения стоянок. Не хватает кирпича, железобетонных и столярных изделий. На складах скопилось оборудования на 800 тысяч рублей.

1988
С 1983 года освоен 31 миллион рублей или 55 процентов от запланированных расходов. Строители не могут по всему СССР найти мастику для заливки швов ВПП. Для «Федоровки» от минтранстроя получена спецтехника, но в аэропорту она не работает, так как машины перевели на другие городские объекты.

1991
Губернатор Леонид Полежаев предложил создать акционерное общество для достройки «Федоровки». Акционерами станут работники аэропорта «Омск-Центральный». Сергей Круглов – командир омского авиаотряда согласился, если только область возьмет финансирование на себя, однако, администрация отказала. «Федоровка» уже «съела» 50 миллионов рублей. Подрядчикам не выплачивают деньги. Объекты начали разворовывать.
Омский предприниматель Марат Баталов (родственник одного из чиновников администрации) просит продать активы ему, после чего он сдаст объект 1 января 1994 года. Баталов Марат Хатыпович, известный в Омске как «БМХ», обещал пригласить гонконгские компании, чтобы закончить стройку.
Всего в «Федоровке» выполнили 60 процентов работ, после чего правительство страны прекратило финансирование.

1992
Из 59 объектов, введено лишь 8. 5 мая прошла презентация «Федоровки» в Лондоне. Американская компания «Ю-Джи-Эй» готова вложить в омский авиаузел 500 миллионов долларов — 25 годовых бюджетов города. Но иностранцы ждут, что у объекта появится хозяин в виде акционерного общества. С государством опасаются иметь дело.
Мэр Омска Валерий Рощупкин заявляет, что на объекте были допущены ошибки. На стройке уже украли окна, двери, алюминиевые переплеты, металлические лестницы и систему отопления

1993
В конце января заключен контракт между авиаотрядом и американской компанией «Parsons Oversears company» на подготовку бизнес-плана аэропорта. Сумма сделки 535 тысяч долларов и 20 миллионов рублей. План ввода объекта — конец 1995.

1994
Весной ушли последние строители. В июне действующий аэропорт акционировали в «Омский аэропорт», но в него не вошла «Федоровка». В конце лета в уставной капитал Омского аэропорта все же включены объекты незавершенного строительства. В ноябре распоряжением облимущества дирекцию строительства Федоровки лишили статуса юрлица с закрытием всех счетов. Наступила пора безнадзорности. С использованием тяжелой техники расхитители разбирают здания. Увезено около сотни перекрытий и стеновых панелей. На одной из ближайших строек обнаружили украденные материалы, заведено уголовное дело.

1995
Для завершения строительства необходимо 118 миллионов долларов. Если в Омске найдут 80 процентов средств, то минтранс РФ будет ходатайствовать о выделении еще 20. Закупленная несколько лет назад за 120 миллионов долларов уникальная система управления полетами «Буран» до сих пор стоит в контейнерах. Через два года «Буран» может морально устареть.

1996
Из 50 миллиардов областного бюджета, запланированных на Федоровку, поступило только 10. На объекте работает 500 человек. Стройка ведется авансом, зарплату строителям не дают. Необходимо заменить все вентиляционное оборудование, так как установленное слишком энергоемко и поглотит все доходы аэропорта. «Федоровку» планируется сдать в 1999 году.

1997
На стройке работает 50 человек. По мнению экспертов, через два года простоя объекты не будут подлежать восстановлению.

1999
На половину высоты локационной вышки украдены алюминиевые рамы, дальше лезть боятся.

2001
Институт «ЛенАэроПроект» дает заключение: несущая способность взлетно-посадочной полосы Федоровки уменьшилась на 41 процент. Ее нельзя эксплуатировать даже с легкими самолетами ТУ-154.

2002
Создается дочернее предприятие ОАО «Аэропорт Омск-Федоровка» 80 процентов акций принадлежит минимущества области. Кредит под гарантии «Сибнефти» собирался предоставить МДМ-банк, в котором находятся счета Абрамовича, но Абрамович потом передумал и вложил 100 миллионов долларов в «Арену-Омск». Генподрядчиком по достройке без конкурса становится югославско-кипрская компания «Pianum Cyprus Ltd». Ведется расчистка стройплощадки, руками солдат срочной службы восстанавливается ж/д ветка «Петрушенко-аэропорт». В 2003 югославы получили вознаграждение и закрыли предприятие.

2005
Леонид Полежаев издал распоряжение “О мерах по ускорению строительства аэропорта Федоровка”. ВПП в «Федоровке» готова на 61 процент, для её введения надо еще 250 миллионов долларов. «Федоровка» рассчитана на 4,6 миллионов пассажиров в год, а в 2005 в Омске летало только 270 тысяч. По расчетам «Федоровка» может стать рентабельной в 2020 году. «Омский аэропорт» включили в федеральную программу модернизации, но из обладминситрации поступила просьба - убрать Омск из программы, так как скоро запустят «Федоровку».

2006
Затраты на завершение строительства составят 5 миллиардов. Создана дирекция по строительству «Федоровки». Предполагается, что достроит объект частный инвестор, который несколько лет будет использовать аэропорт, а потом передаст его в госсобственность.

2007
Аэропорт «Федоровка» не вошел в список 32 приоритетных российских авиаузлов. Для достройки необходимо не менее 7 миллиардов 476 миллионов рублей. Рыночная стоимость недостроя составляет 1 миллиард 201 миллион рублей. Инвестор получит земли действующего аэропорта после сдачи «Федоровки». 2008
Минтрас РФ выделил на реконструкцию «Омского аэропорта» 353 миллиона рублей. По расчетам Сергея Круглова, стоимость омского аэропорта - 70 миллиардов рублей. Строительство Федоровки обойдется в 35 миллиардов. В итоге, при передаче активов в область, государство может потерять 35 миллиардов рублей. Свои расчеты Круглов передал в ФСБ. Тем временем, на ВПП «Федоровки» проводят презентации автомобилей.

2009
Активисты «Молодой гвардии», «Нового города» и «Омской инициативы» начали сбор подписей в поддержку строительства «Федоровки». В течении суток каждому КТОСу поручено собрать 1,5 тысячи подписей. Гендиректор «Омского аэропорта» Сергей Круглов уволился с должности директора по собственному желанию после того, как собственником действующего аэропорта стала область.

2010
Бизнес-план по итогам конкурса делает немецкая компания «Аэропорт Хохтив» за 53,8 миллионов рублей. Строительство должно начаться в 2011, а закончится — в 2015 году. Срок окупаемости - 12 лет. В сентябре правительство области, НПО «Мостовик» и турецкая компания «Atlas Jet» подписали договор о намерениях по строительству. Турция — основной инвестор. Учредителем станет и правительство. На территории старого аэропорта предполагают построить 4,8 миллионов квадратных метров жилья и 865 тысяч «квадратов» - коммерческой недвижимости.

2011
31 августа 2011 года облправительство создает ОАО «Омский аэропорт «Федоровка». Учредители: 49 процентов — Омская область и 51 процент — НПО «Мостовик». Транспортная прокуратура по решению Первомайского суда приостановила работы НПО “Мостовик” по сносу в «Федоровке» 22 объектов. У строителей нет разрешительной документации, заключения госэкспертизы и проекта. Облправительство сокращает в 2012 году финансирование строительства. Освободившиеся деньги – 800 миллионов рублей - перебросят на строительство Красногорского гидроузла, омского метро и Ситуационного центра губернатора Омской области. 53 миллиона рублей, оставшиеся на строительство аэропорта, будут направлены на формирование уставного капитала ОАО «Омский аэропорт «Омск – Федоровка».

2012
Губернатор Омской области Виктор Назаров создал комиссию, которая должна решить, как можно завершить долгострой. Существующий проект аэропорта требует 3,5 миллиарда рублей из облбюджета. Рабочей группе поручено найти инвестора.

Сколько денег «закопали» в «Федоровке»?
Субъективно примем, что средняя зарплата в советское время составляла 150 рублей, а сегодня средняя (официальная) зарплата в Омской области — 20 тысяч. Поделив нынешние деньги на советские, получаем коэффициент — 133,3 — во столько раз изменился номинал. До 1993 года на строительство «Федоровки» потрачено не менее 100 миллионов рублей. Применяя коэффициент, получаем, что в ценах 2012 года в строительство аэропорта было вложено около 13 миллиардов 300 миллионов рублей. С 1994 по 2012 в «Федоровке» «закопали» ещё не менее одного миллиарда. Итого, за 30 лет в то, что мы называем сегодня «незавершенным строительством» вложено 14,3 миллиарда рублей. Сейчас заявлено - чтобы завершить проект, требуется еще 7,5 миллиардов. Таким образом, окончательная стоимость «Федоровки» может составить около 22 миллиардов. Конечно, цифра приблизительная.

Быть или не быть?

«За»
В районе действующего аэропорта проживает около 300 тысяч омичей. Падение самолета может привести к гибели людей.

«Против»
ВПП в Фёдоровке направлена в сторону нефтезавода. В случае падения машины на нефтекомбинат, трагедия может приобрести региональные масштабы.

«За»
Шум от самолетов превышает допустимые пределы. При посадке самолеты сбрасывают на город излишки топлива.

«За»
Современный аэропорт поможет привлечь дополнительные рейсы и стать перевалочным узлом для международных перевозок.

«Против»
Если принять, что новый аэропорт будет стоить 20 миллиардов, а налог на имущество составляет 2 процента, то получится, что в год нужно будет заплатить имущественный налог в размере 400 миллионов рублей. Такие деньги омские авиаторы навряд ли заработают. Сейчас налог на имущество аэропорта «Омск-Центральный» составляет около 5 миллионов.

«Против»
Если сейчас ночью на такси до действующего аэропорта можно доехать за 200 рублей, то дорога в Федоровку обойдется в 3-5 раз дороже. Московские аэропорты не будут менять свое расписание, приспосабливаясь к региональным портам, по этому, утренние или дневные рейсы «Омск-Москва» навряд ли откроют.

Цитаты:

Леонид Полежаев, экс-губернатор Омской области: «Если «Федоровку» передадут в собственность области, через два года мы полетим с «Федоровки». И не улыбайтесь! Еще ни одна дата, которую я назначал в строительстве объектов в городе не срывалась» 26.07.2007.

Сергей Долженко, кандидат экономических наук: «Строительство «Федоровки» должны профинансировать таксисты. Они безусловно выиграют от этого проекта. 06.12.2006


Мнения:
Сергей Лабутин, руководитель Сибирского окружного Управления Росавиации: «За полгода (2007) из Омска отправили всего 104 тысячи пассажиров, а «Федоровка» рассчитана на 4,6 миллиона. Строить монстра — это рассчитывать на перспективу, до которой мы не доживем. Никогда иностранный инвестор не будет вкладывать в аэропорт, если его пассажиропоток менее шести миллионов». (Журнал «Бизнес-курс» от 25.07.2007)

Бывший мэр Омска Виктор Шрейдер: «Ещё в 2004 году я предлагал Полежаеву совершенно простой выход из ситуации - удлинить взлётную полосу действующего аэропорта на 250 метров. Тогда все типы самолётов могли бы совершать посадку в Омске. Цена вопроса была 560 миллионов рублей. Эти деньги федеральное агентство готово было выделить, нужно было только письмо от Полежаева. Губернатор письмо не подписал. Был второй вариант - аэродром Чкаловский. Ни тот ни другой вариант Полежаев не принял. Более того, он меня раскритиковал за то, что я не следую политике правительства области и губернатора». («Ваш ОРЕОЛ» 4.07.12)

Игорь ГЛУШКОВ, генеральный директор ОАО «Омский аэропорт Федоровка»: «В 2015 году мы должны завершить все строительно-монтажные работы, до конца первого квартала 2016 года получить все разрешения и сертификаты, так что первый самолет взлетит и сядет в аэропорту «Омск-Федоровка», я думаю, в марте — апреле 2016 года. («Коммерческие вести» от 26.10.2011)

Сергей Круглов: экс-директор аэропорта «Омск-Центральный»: «Строить «Федоровку», это как жить в 2-комнатной квартире, не иметь денег на оплату ЖКХ и при этом, брать ипотеку, чтобы купить 5-комнатную. «Федоровки» никогда не будет — об этом говорит экономика. Не следует принимать решение, основанное на мнении одного человека. И зачем сегодня тратить бюджетные деньги на снос? Проще построить на новом месте, в чистом поле».

Виктор Назаров, губернатор Омской области: «Однозначно такой аэропорт строить нужно, иначе мы превратимся в захолустный, заштатный город. Другой вопрос — как достраивать. Создана рабочая комиссия по изучению экономики и логистики объекта, которая до 10 июля должна представить предложения по вариантам и инвестициям». («Бизнес-курс» от 25.06.2012)

Цифра
В 2012 году на техобслуживание и охрану «недостроя» выделено более 12 миллионов рублей и на снос объектов — 30 миллионов.

Факты
В мире 98 процентов аэропортов находятся в населенных пунктах.

За 30 лет в Федоровку собирались вложиться индийские, югославские, американские, турецкие и немецкие инвесторы.

Всего в России 53 аэропорта федерального значения. Домодедово -обслуживает 23 миллиона пассажиров в год, Шереметьево — 19, Внуково — 9. Пулково — 5. Екатеринбург с Толмачево — 2, 5 миллиона, Омск — 700 тысяч - на 23 месте.
0
0
Владимир15.04.2014 14:49:40
а причем тут правительство омской области, аэропорт продан Полякову!
0
0
пол15.04.2014 15:06:17
эта новость коммерсанта омск а не коммерсанта сибирь
0
0
критик15.04.2014 15:38:36
сколько из них откаты?..
0
0
Игорь Глушков15.04.2014 15:46:16
УТОПИИ благодарности за системный и качественный труд. Многое там правда. Но в битве за Федоровку мы выплеснули младенца. Теперь приходится снова трудиться зачинать, пеленать и взращивать. Да и подход несколько поменялся. Кому интересно - см ниже ссылку. Уверен, говорить сегодня нужно именно об этом.

http://www.youtube.com/watch?v=x7hKKn6uCHE&feature=
0
0
гога15.04.2014 15:56:59
полежаева на них нет ...
0
0
Lemieux15.04.2014 18:59:49
Все верно. Радетелями Федоровки лошадь ставится позади телеги. "Если не построить Федоровку, то город превратится в....". А если построить? Что поменяется? Инвесторы сломя голову рванут строить кремносиликоновую долину? Новый аэропорт - средство под потребность. А ее в нужном объеме нет. Для того чтоб она появилась нужно горы свернуть и время лет 15-ть неразгибаясь.
0
0
16 декабря 2017
1177 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]