Новости. Омск

Владимир Половинко: «Омск – город унылых? Обидно как-то»

«За гармонию!» – основной принцип жизни и любимый тост доктора экономических наук, профессора Владимира Половинко. «Гармония – это соблюдение самим собой тонкой грани, меры и равновесия между различными аспектами своей жизни», – так считает наш герой. С позиции гармонии он оценивает существующие реалии и перспективы своей занятости вне администрации университета.

О том, почему он не хочет больше быть «чиновником университета»

Последнюю пару лет приходится работать в режиме нон-стоп. Результат – «недокрученные» лекции, «недолюбленные» студенты-аспиранты-докторанты, недополучающие внимания дочери и супруга, зависающие «депутатские» проекты, «недосплоченные» менеджеры по персоналу... Начинаю ощущать, что теряю себя как профессор и как человек, стремящийся к внутренней гармонии. Решение покинуть пост проректора вне зависимости от результатов выбора ректора созрело еще в канун Нового года.

 

О реформах в образовании, мыслителях и ремесленниках

Каждая семья считает правильным и престижным запихнуть свое чадо в вуз вне зависимости от его талантов и способностей. Если ранее в вузы шли 15-20% выпускников школ, то сейчас – 85! Этой тенденции способствует и то, что в настоящее время среднее профессиональное образование, системы обучения на предприятиях находятся «в глубокой яме». Государство пытается перекладывать обязанность обучения профессиональным азам на университеты. Вузы, традиционно ориентированные на фундаментальную подготовку по академическим профессиям, вынуждены готовить «ремесленников». Но вузы в классическом варианте были предназначены для формирования научного мышления и фундаментальных системных знаний в своей профес­сиональной области.

Сейчас ориентиры государственной политики в сфере образования резко меняются в сторону усиления практической подготовки. Происходит мощнейшая «ломка» устоев, базовых постулатов, образовательной системы в целом.

На острие этих противоречий в вузах идет борьба принципов «академичности» и «рыночности», доходящая до «гражданской войны». Не все готовы разделить новые тренды. Как профессору и доктору наук мне больше нравится лозунг академичности. Но как управленец, взявший часть ответственности за развитие вуза, не могу не следовать принципам государственной политики. Игнорирование трендов принесет только вред университету в конкуренции вузов. Она жесточайшая, и выживет только тот, кто адекватнее требованиям времени. Поэтому всем, даже самым заслуженным ученым и профессорам, надо меняться.
 

О новом ректоре ОмГУ

В ОмГУ избрали ректором доктора исторических наук Алексея Валерьевича Якуба, который жестко и однозначно стоит на принципах академического университета. Принципы эти эмоционально хороши, приятны и популярны. Но как согласовать возвышенные постулаты с конкретными реалиями? Есть ли у университета время на «раскачку» в условиях конкуренции за абитуриентов и право реализации образовательных программ, на вхождение новой команды в новые реалии? Вопросы пока открытые.

Об унынии и омской статистике

Один мой друг, серьезный аналитик стратегического уровня, посмотрев нашу статистику и сравнив эти данные с настроениями населения, заключил, что «Омск – город унылых». Обидно как-то. При этом он (и мои другие коллеги) однозначно оценивают, что большинство показателей уровня жизни, экономического развития, другие объективные измерители – на среднероссийском уровне. Но депрессивность, пессимизм, недоверие жителей при этом рекордно высокие. Причина этого, на мой взгляд, – отдаление власти от общества, которое долгое время было эдаким «омским трендом».
«Новая команда» попыталась быть открытой, вовлекая общественность в обсуждение проблем и наработку механизмов. Создаются экспертные площадки, устраиваются общественные дискуссии, формируются механизмы «народного бюджета» и прочее-прочее. Но когда я как депутат, как экономист интересуюсь результатами, то ответа нет. Нет обобщений, нет анализа, нет обратной связи. В этой части – явные недоработки. Сделали первый шаг, а второй, третий – уже нет. «По­играли со мной в мозговые штурмы – и что?» – спрашивают меня часто мотивированные на развитие региона люди.
Нужны новые, современные, понятные в первую очередь для молодежи проекты и фишки, которые будут демонстрировать, что жить в Омске – перспективно. Только так со временем мы уйдем от того уныния, которое стало «визитной карточкой» рядового омича.

О бойне в Одессе и миропонимании

…Заснул вчера под утро с тревожными мыслями. Живем в 21 веке, но люди, как и сто, и двести лет назад, остаются «расходным материалом» в политических играх. Не хочется, чтобы на Украину вводили войска. Вся надежда – на мудрость и трезвость людей, принимающих решения. События на Украине ярко иллюстрируют, что полностью меняется привычная картина мира.

У меня много контактов с учеными и друзьями в других странах. Собирая и оценивая их мнения, могу сказать, что происходит глобальное переосмысление мироустройства. В чем оно?

Во-первых, вызывает недоумение западное мышление, которое многие в мире, как и мы, принимали за некий образец. Но сейчас создана масса поводов для переоценки. Почему локальная ситуация с отдельной семьей или ребенком вызывает у тамошних журналистов бурную дискуссию, а сегодняшняя дичайшая ситуация с убийствами в Одессе и в целом на Украине освещается весьма однобоко именно в западной прессе? Мы-то имеем возможность сравнивать. Я слушаю и читаю наши СМИ, в том числе «Эхо Москвы», «Дождь» и другие, читаю немецкие журналы, смотрю немецкие и американские телеканалы. У нас пресса свободнее. Да, иногда одиознее. Но я имею возможность сравнивать точки зрения даже русскоязычных источников. А мои друзья «там» получают информацию от меня.

Во-вторых, очевидна для многих и неприемлема становится практика двойных стандартов. Правила меняются. Но какими они будут, неясно.

О «других» молодых и изменении системы ценностей

Не согласен, что нынешняя молодежь хуже предыдущих поколений. Они просто другие. Живут в другую эпоху, где нет четкого, однозначного, предопределенного кем-то, а не ими вектора развития.

В первую очередь меня, пятидесятилетнего, но не консерватора, все же поражает мимикрия семейных ценностей. Помню, какое удивление во время двухгодичной стажировки в Германии у меня вызвали люди, живущие гражданским браком. И хотя придерживаюсь мнения, что не стоит лезть со своим уставом в чужой монастырь, все-таки недоумевал: как можно так открыто жить вместе без штампа в паспорте? Ну не принято у нас так было! А сейчас, смотрите, это нормально. И даже я воспринимаю это нормой.

Не хочу дожить до того времени, когда будет нормальным считаться семьи, в которых мама-папа – одного пола. Любовь и семья долгие годы были базовыми ценностями в нашей и не только стране. А сейчас они радикально меняются, подвергаются сомнениям и даже агрессивно насильственной смене. Очень надеюсь, что со временем мы вернемся к истинному пониманию. Иначе – просто тупик.

О «новом патриотизме»

Не могу смириться с низким патриотизмом молодых. «Чего мы достигли, сопротивляясь в Великой Отечественной войне? Вон Париж – сдался немецким оккупантам и сохранил все свои достопримечательности. А Россия получила выжженные, разрушенные города…» – так заявил мне один из студентов во время беседы. Думаю, что многое идет от семьи. Мои девчонки – ни старшая, ни младшая – не хотят уезжать из Омска и России, даже если я им это советую для профессионального развития. Я этому и удивляюсь, и втайне горжусь.

Молодежь не знает истории. В борьбе за внедрение рыночных механизмов мы забыли о национальных идеях, патриотизме, даже о настоящей дружбе. Я не противопоставляю материальное и духовное – одно другому не помеха. Но мы совершили слишком большой перекос в сторону первого… Новые ценности будут появляться уже на обломках старых. Их нельзя навязать. «Спущенные сверху» ценности вызовут лишь отторжение. Иное возможно только в тоталитарном государстве с армией контролеров и надсмотрщиков.

Об оптимистах и пессимистах

Для гармонии нужны и те, и другие. Но я – безоговорочный оптимист. Это мой источник развития, источник энергии, источник и мотор для реализации задуманного. Человек сам творит свою судьбу. Сейчас огромное поле возможностей. Я считаю себя счастливым человеком и прежде всего потому, что я всегда делаю только ту работу, которую люблю. В бытность аспирантом в московской Плехановке я всегда работал: дворником, сторожем, на проектах. При этом дворником быть – это куча положительных эмоций и результатов: утром встал, пробежался, сделал людям добро, побеседовал с уходящими на работу жильцами, полил цветы... Еще день только начинается, а ты уже бодр, результативен и готов к другим свершениям.

Впрочем, пессимисты помогают, когда надо, «сверить часы» и не слишком увлекаться.
Поэтому: «За гармонию, друзья!»

Елена Ярмизина

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
Я03.06.2014 20:34:50
Человек с большой буквы.Молодец сделал весомый вклад в науку. Буду за него голосовать если пойдет на мэра.
0
0
мимо проходил03.06.2014 20:42:23
Ну, для описания отдаления власти от общества далеко ходить не надо - достаточно прочитать здесь высказывания самого В. Половинко, касающиеся выбора нового ректора. Вот оно, то самое общество, которое сказало свое слово, а ему в ответ слышится - "Но как согласовать возвышенные постулаты с конкретными реалиями? Есть ли у университета время на «раскачку» в условиях конкуренции за абитуриентов и право реализации образовательных программ, на вхождение новой команды в новые реалии? Вопросы пока открытые"... Вот так и общество - говорит простые истины: да будь ты достойной, власть! А в ответ - а в ответ: сложно сказать, есть ли у управленцев время на достойное поведение в условиях массовой коррупции и других жестких реалий конкуренции между субъектами федерации за выделяемые из центра средства на развитие регионов, вопрос пока открытый... Я понимаю, взаимная поддержка недавно публиковавшегося тут веселого персонажа из техуглерода, да и ученый все-таки, но... после того, как я читаю "У нас пресса свободнее" - честное слово, трудно от хохота вернуться к продолжению чтения. Недаром ведь говорят, что оптимист - это хорошо инструктированный пессимист, тогда как пессимист - это хорошо информированный оптимист. Так что - мой тост отличаться будет от уважаемого ученого: "За информацию, господа - чем больше ее, тем больше возможностей что-то понять, из того, что и после нее непонятно!")
0
0
унылый омич03.06.2014 21:06:35
других городов, кто потерпел такое кидалово от власти и сросшегося с ней крупного бизнеса, еще поискать надо..
а уныние это происходит от осознания невозможности что-то изменить..не коктейльную же (молотова?) вечеринку устраивать в администрации, в самом деле..а как же гражданское правосознание? демократические институты? специально же вырабатывали все это, для того, чтобы не резать и не стрелять друг в дружку на площадях, когда житуха по-хуже пойдет..
вот такие унылые мысли и не идут из головы омича..особенно когда ему на голову порошок с нефтезавода сыпется, так как крышу на старом домишке ветром сорвало..
0
0
Ирина (другая)03.06.2014 22:15:10
Для мимо проходил

Поверьте, В.С. Половинко есть что с чем сравнивать . Он говорит и читает по немецки свободно, имеет кучу друзей и бывших учеников в Германии, США, Англии. Многих помнит и поддерживает контакты. На моей памяти за 20 лет его ни разу даже за глаза не уличали в неверных формулировках или желании передернуть, а тем более во лжи.
Так что если В.С. говорит, что наша пресса свободней, значит, у него есть огромные основания так полагать.
0
0
Сергей03.06.2014 22:29:59
Мне 49 .На 99 % с Вами согласен-себя нам с Вами обманывать не нужно, да и не удастся! Вам- спасибо за убеждения , но они -ИНЫЕ ( к счастью нашему - не все ...)
0
0
мимо проходил04.06.2014 00:11:40
Ирине (другой): а я против Вашего В.С. Половинко ничего и не писал. Я описал как есть - что мне смешно стало. Ни про ложь или там передергивание - даже в мыслях не было, о чем Вы?!?? Или - если Вы верите на слово - все должны тоже верить? Или - в условиях инфо-войны это высказывание не может вызывать смех? Я вот смотрю тот же стоп-фейк, он и то правдивее любого из наших изданий, от них впервые сегодня увидел хорошее сравнение не в пользу укр-власти (которое потом подтвердилось, о чем и укр-сайты уже написали). Да и на многих сайтах вижу заметки и публикации не только за укр-власть, но и против ее, но только не на наших. Так что - какой смысл пытаться знакомствами оправдать то, что и так видно без всяких знакомств?!?? Поймите, уважаемая Ирина: сейчас не век 20-й, чтобы пытаться забелить то, что в инете отображается по-другому, и никакие связи здесь не аргумент. Есть сайты эмигрантские, и там без всяких связей можно прочитать то, что говорят "наши там". Так что - если не касаться перечисления заслуг - я с трудом могу понять Вас: о чем Вы?! О том, что я не говорил и не подразумевал (см. выше)?! Или - о чем?..
0
0
мимо проходил04.06.2014 00:33:11
Ирине (другой): и еще хотел сказать, что не надо делать медвежьих услуг солидной персоне - за него говорят поступки, а не где был и с кем знаком. А поступки видны уже по данной статье: он же сам написал, что был в админ-среде и решил ее покинуть, сам описал почему, причем сказал про январь как принятие решения. Вполне уважаемое поведение личности - кто ж спорить будет?! Так что - материалов этой заметки - вполне достаточно, чтобы составить впечатление о личности. Как и вполне очевидно, что доктор-профессор - тоже говорит о личности, и притом тоже упомянуто в заметке. Вот совсем другое дело - возражать по частностям его высказываний, это я в своем комменте и воплотил. Зачем же из этого делать вывод, что я эту личность принижаю?! А что еще не понравилось и описал - так это - возможно, простое совпадение - что недавно один техуглеродовец здесь тоже свои взгляды описывал, вот и навеяла неприятные воспоминания "орг-фин поддержка"...
0
0
доктор04.06.2014 00:45:27
Типичный балабол, сколько у него процентов совпадение по диссернет..
0
0
мимо проходил04.06.2014 01:05:44
доктору: не думаю, что большой. он вроде сам способен. тем и удивительней было для меня видеть орг-поддержку) поди условием какого-то контракта меж ними было записано, что они себя выпятят...
0
0
Серый04.06.2014 03:32:29
ХА-ХА-ХА! Гармония сплошных нерешённых вопросов и проблем общества? Уровень жизни среднероссийский? Наука в загоне, а нам как в той песне про зайцев... Тут не часы сверять надо, а с головы на ноги государство ставить надо...
0
0
104.06.2014 07:49:32
Наивный какой-то профессор, просто "наивняк". Учёные всё время стремятся жить в "башне из слоновой кости", изредка из неё выглядывают и очень удивляются реальной жизни. Никакой "открытости" власти никогда не было, нет и не будет. Замечательная улыбка Назарова вовсе не означает, что власть круто изменилась и стала принципиально другой. Эта улыбка - всего лишь очередной мираж, который растает вместе с Назаровым. Останется Голушко, которому американцы проплатили миилиард за ликвидацию заводика, останутся его поместья во Франции и дети в Америке. Подрастает новая проамериканская элита, которая будет продолжать компрадорские дела своих отцов. Этим летом очередные детишки чиновников, видимо снова поедут зарубеж, чтобы учиться грабить омичей "по-новому". ОмГУ им не нужен в принципе. Удачи вам, Половинко!
0
0
ivan04.06.2014 08:19:46
В отношении академичности вузов, это большое преувеличение. Глубокое изучение теоретических дисциплин основной массе выпускников в жизни не потребуется, в науку пойдут единицы, а остальные будут трудиться мастерами, технологами и через пару лет забудут, что изучали. А то, что выпускники- инженеры не знают с какого конца подойти к станку, не имеют элементарных технических навыков - это большие пробелы вузовского образования. Вуз должен готовить технических специалистов высшей квалификации, а не выдавать дипломы недоучкам.
0
0
совет04.06.2014 08:31:08
С оптимизмом не ходят в политику. С ним зарю встречать хорошо.
0
0
77704.06.2014 09:40:43
Среди практиков в бизнес-среде растёт мнение, что В.Половинко разучился разбираться в людях. Пользуясь старыми связями, наработанными еще в конце 90-х и начале 2000-х, когда он небезвозмездно поставлял предприятиям \"звёздочек\" с ВУЗа, которые пахали на фоне окостенелых коллективов, так вот - пользуясь этими связями последнее время стал пропихивать конкретных приспособленцев, которые научились широко и мелодично лить воду, лизать как поглубже, но почему то не в курсе, какой полный комплект документов нужен для увольнения сотрудника компании по расстрельной статье... Слышу это уже от четвёртого руководителя не последних предприятий области. На мой взгляд самая большая польза от науки - это когда на рынок начнут выходить из альма-матер подготовленные члены общества. Вот тогда можно сказать, что профессор что-то сделал. Сейчас ОмГУ воспринимается просто как сито - отсеивает и аккумулирует самых сильных и пробивных выпускников города. Соответственно - логичен и спрос предприятий на выпускников ВУЗа. Но никак не из-за преподавательской деятельности, потому как учат там явно не тому, что пригодится в работе.
0
0
Zmielov04.06.2014 10:32:30
Гармония штука хорошая, но можно ли признать гармоничным такое обстоятельство, экономистов и юристов у нас за 20 лет стало в 200 раз больше поди, ученых по данным направлениям в 10 раз, а в целом в стране экономика на уровне отсталой Африки и все падает, юридическое закабаление, запреты растут, "драконовские" законы принимаются пачками, но нет роста защищенности личности, свобод, прав, снижения преступности, коррупции и т.п.
Так и жизнь продет, а человек в реальности просто имитировал гармонию получается, живет в иллюзиях, оторван от реальной жизни? Разве мнение такого человека можно считать близким к истине?Думаю, напротив только и можно, и нет в количестве языков и прочитанных страниц аргумента, часто бывает, "не в коня корм", количество не признак качества.
"Унылость Омска" - имеет научное основание, вполне понятное и доказать его возможно. Но доказав "уныние - упадок", встает дилемма, оставить все как есть или менять вектор на подъем и развитие? Увы большая часть чиновников, включая и ППС привычным и легким считает ничего не менять по сути, ведь их все устраивает, ведь имитация проще, легче, удобнее и т.п.
0
0
умная курица04.06.2014 10:51:16
Если власть наконец повернется лицом к омичам, то вы удивитесь, как быстро омск перестанет быть унылым.
0
0
Гадя Плохиш04.06.2014 12:13:02
Теперь-то, в депутатах ,конечно, гармония так и прет: и жизнь хороша и жить хорошо
0
0
Step05.06.2014 08:56:19
Вроде все правильно написано, а полной веры нет. Почему и сам понять не могу.Может уже выработалось ощущение обмана. Хотя в последнее время редко встречаются люди, которым веришь, но они все же есть. Вот и отношение к Половинко после прочтения наполовинку. Дела,дела и ещё раз дела!
0
0
Helga08.06.2014 14:57:38
Потрясающее лицемерие...
0
0
Helga09.06.2014 20:13:33
Хорошо быть гармоничным с зарплатой, больше, чем ректорская и президентская. И прыгнуть вовремя во власть, что сбежать с тонущего корабля Струнина.
А что сделал г-н Половинко за 5 лет администрирования в ОмГУ для гармонии университета? Ничего? Вот и ответ о гармонии...
0
0
Татьяна11.06.2014 15:04:36
Helga, хорошо и удобно в интернете риторические вопросы задавать?
Есть люди, которые не только о себе и своей выгоде заботятся. Отсюда и успехи, и разноплановость деятельности г-на Половинко
0
0
Helga18.06.2014 19:20:10
Татьяна, риторический вопрос - ответа не требует.
Поэтому дальнейший Ваш комментарий об "успехах" Половинко весьма забавный.
Вся разноплановость "деятельности"- в бесконечной молотильне языком "деятеля", приносящей "разнообразные" монеты в карман Половинко.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru