Новости. Омск
bk55.ru

Владимир Разумов: «Омское образование может подняться. И стать третьего сорта»

10-06-2014 08:27:10

Наука и образование в России уже долгое время переживают кризис. Может быть, я скажу резкую вещь, которую не поддержат мои коллеги, но мне кажется, что количество и студентов, и преподавателей было бы неплохо сократить процентов на 60.

 

- Я все чаще пытаюсь понять, почему студентам неинтересно, почему они относятся к обучению все больше формально? К сожалению, я прихожу к выводу, что высшее образование сегодня все меньше связывается с жизненным успехом, с трудоустройством человека. Сейчас это деятельность для того, чтобы получить статус, отчасти клубная: поступаешь и получаешь представление, с кем ты будешь общаться, с кем окажешься в одной компании. Как же так вышло?

 

Человечество с конца XX переживает мировой системный кризис. Только здесь многие путают причину и следствие. Часто считают, что в науке и образовании неблагоприятная ситуация с материально-техническим обеспечением является следствием общего кризиcа в политической, экономической, социальной сферах. Я считаю, что ситуация совершенно обратная: первичен был кризис в науке и образовании, который начал проявлять себя ещё с 60-х годов прошлого века.

 

Образование, которое мы сейчас имеем, - это во многом порождение 90-х годов. Чуть ли не ведущей его функцией стало обеспечение занятости для молодежи и интеллектуалов. Просто нужно было чем-то занять людей, в то время, пока производство и сельское хозяйство валятся.

 

Ещё одна серьезная проблема, которая относится ко всем социальным системам, заключается в том, что снижение творческого компонента неизбежно приводит к повышению бюрократического. Я считаю, что серьезная потеря креативности в науке и образовании как раз привела к такому положению вещей. И это довольно страшная вещь!
Единицы преподавателей сейчас занимаются исследовательской работой. А если человек не делает этого, то перед студентами он выступает только в ранге транслятора по определению устаревших знаний.

 

Вообще, реформы в высшем образовании сильно запоздали: страна изменилась, а наука осталась в советском формате и мало соответствует новому обществу. Первое изменение произошло при президенте Медведеве, это была пирамида российских университетов.

 

Вот что было сделано: вузы России ранжировали на шесть уровней. Первый уровень - это национальные университеты МГУ, СПбГУ. Второй уровень - это федеральные университеты в центрах федеральных округов, их чуть больше десяти по стране и всего три на территории от Урала до Дальнего Востока. Третий уровень - это национальные исследовательские университеты, их где-то около 30. На четвертом уровне прочие университеты, и ОмГУ в том числе, на пятом уровне - академии, а на шестом - все остальные вузы (институты).


Такое ранжирование - это фактически победа административно-бюрократического аппарата. Вся Россия выстраивается как некая вертикаль, и такая же система сейчас в науке. В результате нет никакой конкуренции, образовательные стандарты формируются на верхних уровнях, мы уже получаем готовые, творчества от нас не требуется. Это очень опасное решение! Конечно, вузы различаются, но давайте все-таки будет здоровое соперничество. Пусть учебные заведения будут на равных условиях получать гранты под различные проекты, отрабатывать их и в зависимости от эффективности продвигаться.


Когда только появилась такая система (вузовская пирамида), я начал бить в набат: мы в Омске имеем высшее образование максимум четвертой категории, и шансов подняться выше очень мало! А дальше что? ЕГЭ дает возможность выпускникам с хорошим баллом поступать куда угодно, они уезжают из Омска сразу. Затем уходят наиболее способные бакалавры, магистры, аспиранты, преподаватели. Никому до этого нет дела, или люди рассчитывают, что они своих детей где-то там выучат? Это, конечно, тоже жизненная позиция.

 

Я скажу резкую вещь, коллеги, возможно, меня не поймут, но стоит сократить процентов на 60 количество и студентов, и преподавателей. По большому счету, конечно, это было бы социальным взрывом, никто этого делать не будет, но тенденция-то проявляется в таком направлении. Зачем нам троечники? Образование перестало быть высшим: иногда приходишь в аудиторию, а там студенты 2-3 курса читают едва ли не по слогам. Это уже даже не смешно. Получается порочный круг: студентов надо удерживать, потому что они обеспечивают рабочие места преподавателям. В итоге держим преподавателей, держим студентов. Страна у нас что ли такая богатая?

 

Владимир Разумов

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru