Новости. Омск

США

Как пресса сорвала освещение катастрофы

Види Юлионо, родственник Йона Паулизена, показывает фото Йона Паулизена, Юли Хастини, Арджуны Мартин Паулизен и Шри Паулизен, летевших рейсом MH 17 авиакомпании Malaysian Airlines. Фото EPA/MOHAMMAD ALI

Журналисты и новостные СМИ не смогли нормально рассказать о происходящей трагедии c «Боингом» авиакомпании Malaysian Airlines.

«Твиттер - отличный источник новостей, но только в тех случаях, когда нет настоящих новостей». Об этом написал Ницан Циммерман, главный редактор Whisper и известный знаток социальных сетей, в своем твиттере в четверг - примерно через час после того, как стало известно, что рейс 17 Malaysian Airlines пропал в украинском воздушном пространстве. Когда я это пишу, сюжет продолжает развиваться. В изначальном сообщении российского негосударственного информационного агентства «Интерфакс» говорилось, что «за 50 км до вхождения в воздушное пространство России, самолет начал снижаться, впоследствии его обнаружили горящим на земле на территории Украины». Выживших, по-видимому, нет. Советник министра внутренних дел Украины заявил, что лайнер был сбит повстанцами. Правительство США позднее поддержало эту точку зрения.

Надо сказать, что слова Циммермана оказались очень актуальными, хотя он зря ограничил свою критику одним Твиттером. То же самое относится и ко всей инфраструктуре интернет-новостей. В первые же минуты после того, как мне стало известно о гибели самолета, я осознал, что новостные сайты как будто специально устроены так, чтобы мне было сложнее узнать те действительно важные вещи, которые я хотел знать.

Для меня, как для малайзийца, первым вопросом было, все ли в порядке с моими родственниками, а вторым - известны ли подробности? Как реагировали правительства соответствующих стран? Есть ли у случившегося политический подтекст, и нужно ли мне беспокоиться из-за своего паспорта? Ну то есть, останется ли все - или хоть что-нибудь - как прежде?

Бесспорно, большую часть того, что мне известно о рейсе 17, я узнал из Твиттера, из социальных сетей и с новостных сайтов, однако, чтобы добыть эту информацию, мне пришлось потратить немало времени, поволноваться и помучиться неопределенностью. И дело даже не в том, что ключевая часть базовой информации оказалась закрыта от меня платным доступом - хотя это, конечно, стало дополнительным раздражающим фактором («большое спасибо», Financial Times и NYT). Хуже всего была сама атмосфера спекуляций, провокаций и нездорового ажиотажа, царившая на новостных ресурсах. К полудню мусора уже было столько, что докопаться до реальных, подтвержденных фактов стало практически невозможно.

Именно в моменты таких трагедий новостная инфраструктура показывает, чего она стоит. В данном случае на передний план вышли две основных проблемы.

Во-первых, постоянные неуклюжие попытки увязать случившееся с исчезновением рейса 370 в этом году. Это было вполне уместно, если речь - как, например, в статье Businessweek - шла о проблемах, с которыми приходится сталкиваться Malaysian Airlines в этом году. Однако многие журналисты сильно перебарщивают с подобными параллелями, которые не только заслоняют реальный контекст, связанный с конфликтом России и Украины, но и заставляют ситуацию выглядеть менее серьезной и трагичной. Почти 300 человек погибло ужасной смертью, возможно, став случайными жертвами войны, однако нормальных материалов, объясняющих, что делается для защиты мирного населения на российско-украинской границе, я так и не увидел.

Бестактность злоупотребления параллелями с рейсом 370 наглядно продемонстрировал в своем Твиттере Пирс Морган, спросив: «Если этот самолет был сбит, насколько повышается вероятность того, что то же самое произошло и с предыдущим?»

Более того, некоторые на эту тему шутили - и подобное дурновкусие было просто чудовищно и непростительно. Тех из журналистов, кто так себя ведет, следует осуждать и стыдить - или, наоборот, подчеркнуто игнорировать. Очень жаль, что в демократичном мире Твиттера подобные люди тоже пользуются полной свободой слова, но, увы - именно в этом отчасти и заключается смысл таких инноваций в сфере информационных технологий, как Твиттер.

Вот всего один пример подобного хамства из Твиттера Ника Конфессоре: «Проходил мимо штаб-квартиры CNN. От криков «бис» дрожали окна».

Впрочем, Конфессоре позднее хотя бы извинился - в отличие от Джейсона Биггса, отпустившего аналогичную шутку.

Вторая проблема была более традиционной: слишком многие из первых откликов целенаправленно били по эмоциям. Ряд изданий вместо того, чтобы сообщать читателю информацию и оценивать ее достоверность, предпочел давить на них образами катастрофы. Скажем, Mic включил в свою статью о крушении фотографии с RT - в частности снимок изуродованного трупа, - а также «завлекательный» аудиоматериал, взятый с Wire, в котором очевидцы комментируют зрелище авиакатастрофы. Реальной информационной ценности у всего этого нет - весь смысл в сенсационности.

Кстати, The Atlantic, выпускающийся той же компанией, что и The Wire, опубликовал сегодня замечательную и очень актуальную статью о том, стоит ли сайтам вывешивать снимки мертвых тел. «Есть некая грань между журналистикой и погоней за сенсациями», - пишет автор этой статьи Меган Гарбер. К сожалению, сейчас мы имеем возможность наблюдать два наиболее проблемных аспекта сетевой журналистики. Первый из них - отсутствие разумной и внимательной редактуры (результат внутренних реорганизаций и «разрушения» новостных служб), а второй - бизнес-модель «сначала вывесить, потом проверить». Это, судя по всему, два краеугольных камня нашей новостной инфраструктуры, поддерживаемой технологическими инновациями и венчурным капиталом и делающей журналистику намного более склочной и намного менее заслуживающей доверия.

Как я заметил выше, подобные трагедии служат пробным камнем для интернет-СМИ. Тот факт, что я - как, полагаю, и многие другие - буквально утонул в потоке информации (достоверной и мусорной), как только новость стала известна, доказывает, что нам удалось построить мощную - и громогласную - систему. Теперь осталось понять, как нам научить ее пристойному поведению, умеренности и здравомыслию.

Николас Куэ

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Ильич19.07.2014 13:41:37
Еще глупее звучала версия покушения на Борт№1
0
0
Иван23.07.2014 12:11:09
Ильич
а зря. раскраска борта действительно - очень похожа.
В истории были случаи попыток уничтожения первых лиц. например Крейсер \"Орджоникидзе\" на нем Хрущев и Булганин - попытка минирования. уничтожен английский боевой пловец.
И Американцы вполне под ополченцами могли иметь бойцов батальона Азов.
И вполне может быть спецоперация СВР по спланированному дезинформированию руководства и спецслужб Украины. Единственная, кстати версия когда все укладывается, как в мозаике. Да, Россия виновата - в том что вместо своего Президента подставила Малазийский Лайнер. А Украина конечно не виновата. она просто хотела избавить мир от Путинской Угрозы. Это как Гитлер всем миром в свое время нахваливался как избавитель от Сталинской угрозы
0
0
16 декабря 2017
1063 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]