Новости. Омск


Кандидат исторических наук


Спасибо печенегам?

Как, однако, в истории всё неоднозначно! И особенно трудно делать выводы о прошлом со знаками плюс или минус.

Историк, видимо, не должен употреблять такие словосочетания с оценками «к сожалению» или «к счастью», так как от его сожаления ничего ровным счетом в истории не изменится, но у читателя появится сомнение в объективности ученого. Ведь эти его слова означают, что он стоит на стороне какого-то участника исторического процесса, болеет за кого-либо одного. А вы видели когда-нибудь объективного болельщика?

Также трудно делать выводы, если не учитывать отдаленных последствий исторического факта, не учитывать всех-всех аспектов события.

Вот, например, я со школьных лет и со студенческой скамьи очень переживал по поводу трагической гибели легендарного русского великого князя Святослава Игоревича. Уж на что славный был князь! И погиб таким молодым – в 30 лет! Ему бы еще совершать и совершать подвиги во славу Русской земли и раздвигать границы молодого государства.

А подвигов он совершил немало, хотя и княжил недолго. Нет, наследником своего отца на престоле он оказался рано – в трехлетнем возрасте в 945 году, но за него, понятное дело, пока правила его мать – княгиня Ольга. Летописи сообщают, что фактически за дела управления княжеством молодой князь взялся в 964 году. Так вот, фактически всю свою короткую жизнь Святослав провел в сражениях и походах. И практически все эти походы, кроме последнего, были успешными. Великий князь, кажется, воевал со всеми соседями государства по всем направлениям сторон света. Так, на востоке он разгромил в двух походах могучий Хазарский каганат, одержал победу над Волжской Булгарией, основал в Крыму и на Тамани русское Тмутараканское княжество и т.д. Громил он и самое сильное на то время государство мира – Византию, облагая эту мощнейшую империю данью и выбивая из нее контрибуции.

Летописцы про него уважительно писали: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс, гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: „Иду на Вы!“».

В 969-970 гг. князь Святослав совершает дерзкий поход на юго-запад в Болгарию и вплоть до Македонии. В 969 году он берет столицу Дунайской Болгарии Преслав, а затем и Филипполь (современный Пловдив), выйдя на границу с Византийской империей. Вскоре вся страна, а также Македония и Фракия оказались под властью русского князя. Ясно, что таким расширением владений русов были крайне недовольны в Константинополе. И новый византийский император Иоанн Цимисхий начинает поход против Святослава. Князь в свою очередь привлекает на свою сторону болгар, печенегов и венгров, доведя численность своих войск до 30 тыс. человек.

Долгая это была война, много было битв, в которых побеждали воины Святослава, однако измена союзников и другие обстоятельства привели их к поражению. Осажденные в крепости Доростол дружинники храбро сражались и добились заключения мира на почетных условиях, но Болгарию пришлось оставить. Все-таки это было отступление, к чему воины князя не привыкли, потому и были они крайне раздражены и огорчены. В их среде вспыхнули раздоры.

И тут надо упомянуть об одном важном для рассказа моменте: христианство уже глубоко проникло в русские земли. Вот уже и матушка Святослава княгиня Ольга со многими боярами и дружинниками приняла христианство. И в войске Святослава в дунайском походе почти половина дружинников были христианами. Однако большая половина и сам князь оставались язычниками. Именно это и стало причиной раздоров. Когда дружина одерживала победы, на это обстоятельство мало кто обращал внимание, но поражение привело к поиску виновников проигрыша.

Язычники, как и положено, перед сражением совершали свои обряды по особому ритуалу с воинственными плясками, песнями и жертвоприношениями, задабривая богов и прося у них поддержки.

Понятное дело – христиане в этом не принимали участие. И тогда язычники объявили это неучастие главной причиной поражения в войне: боги-де прогневались за это неуважение их частью дружины и не послали им победу. В общем, упреки на одной из стоянок переросли в вооруженные стычки и закончились кровавой расправой над «виновниками» поражения: язычники перебили всех христиан в своем войске. После этого они объявили, что все христиане в Русской земле тоже повинны во всех бедах и неудачах, так как перестали почитать своих отечественных богов и те отвернулись от них. Распаленная, разгневанная дружина Святослава двинулась в Киев, с твердым намерением вырезать поголовно всех христиан.

Однако им не суждено было дойти до Киева. Видимо, так решили боги или единый Бог. На днепровских порогах их подстерегли печенеги, которые перебили всю русскую дружину, убив и князя Святослава.

Вот и судите сами. Сожалея о гибели выдающегося русского полководца, талантливейшего воина князя Святослава, вы должны понимать, что если бы его дружина не погибла, то она, вернувшись домой, истребила бы всех христиан в Киеве и дата принятия христианства на Руси, скорее всего, была бы сильно сдвинута. А возможно, могли быть и другие, более существенные последствия в дальнейшем. Так возвращаясь к началу статьи: уместно ли, например, в этом случае употребить слова, означающие вашу оценку произошедшего? Можете вы сказать, что на порогах печенеги «к сожалению» (или «к счастью») убили князя Святослава?

Видимо, потому и существует правило у гуманитариев: история не знает сослагательного наклонения. Случилось то, что случилось, и историк должен объективно реконструировать для читателей прошлое, не задаваясь целью кого-либо обвинить или восславить.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
Б И А27.11.2014 10:56:26
Александр...
Я не узнаю вас в гриме!!!
Это как раз ваша тема...что это??? Прозрение??? Попытка тонко подвести под свое покаяние??? Дескать это не мы виноваты в развале страны...это оно само собой???
Но во всяком случае это лучше, чем поносить свою Родину!!!
Знаешь...тут четко прослеживается атеизм!!!
Вообщем я доволен статьей!!!
В правильном направлении идешь товарищ!!!
0
0
Светлана27.11.2014 13:24:39
О, похоже, эта статья примирит здесь вечно спорящих.
Неизвестно, что получилось бы, если бы... Но с моей точки зрения принятие христианства - одна из самых трагичных ошибок на нашей земле.
Быть может самая первая и самая главная.
Почему мы, славяне, должны молиться богу кареглазому?
0
0
Cepгей Цимбaлюк27.11.2014 14:25:05
Вдруг захотелось Минжуренке-- лавров Гумилева, Фоменко и прочих (многочисленных ныне) шизоисториков ?!
0
0
Александр27.11.2014 18:06:21
Светлана - Вот-вот. О том и речь. Поклонники христианства должны оценивать гибель Святослава как положительное ("всё в руках Божьих!") А модные ныне неоязычники должны проклинать печенегов.
0
0
НОВосибиpcк27.11.2014 18:40:55
БИА

ты не швея-мотористка , а ты швея-гитаристка
0
0
5037927.11.2014 23:06:29
-151 просмотров - посмотрим через сколько просмотров стереться эта история(правда).

Летописи сообщают, что фактически за дела управления княжеством молодой князь взялся в 964 году.

А летописцем наверное был профессор Сенжуренко.
Он так всё честно писал, что и как было тогда, даже князь путин ничто не просил подкорректировать. Вот так вот печатается, а не бывает, история.
0
0
Свенельд29.11.2014 00:12:08
князя Святослава на новом гребне волны интереса к русскому язычеству всего лишь пристроили для «родноверов» на то место, которое Иисус занимает в жизни вульгарных «православных» :-) Не может, видно, как и прежде, «тёмный русский мужик» без мессии, пророков и апостолов. Не может без образа «мудрого царя»! Вот сравнительная таблица на этот счёт: (отмодерировано)
0
0
Свенельд29.11.2014 00:13:14
Любопытный сравнительный анализ современного неоязыческого культа Святослава и ...(отмодерировано)
0
0
ART-MEDI29.11.2014 20:08:57
А куда дели замечательный стих про швею-гитаристку БИА?
0
0
Любитель Омского Хоккея29.11.2014 20:33:55
автора реально нужно подлечить. чем дальше тем хуже психическое здоровье БЫВШЕГО!
0
0
Журналист29.11.2014 20:36:36
Историки народ интересный. каждый творит свою историю Вот и АВ такой же. Не оспаривая его матерьяльчик задаюсь вопросом. Зачем он на полосе журнала Омский сплетник 55?
0
0
Александр29.11.2014 21:42:57
ART-MEDI - Перепутали-с. Про гитару - в реплике про китайцев. Печенеги тут не при чем.))
0
0
Андрей Силантьев29.11.2014 22:57:32
А если по прочтении данного текста провести некоторые исторические аналогии, то нынешний собиратель земель русских - по-христиански себя ведет или больше аки печенег окаянный?
0
0
Александр29.11.2014 23:38:01
Так печенеги-то объективно поспособствовали принятию христианства на Руси, так что именно они и поступили по-христиански. Вот какая загогулина в истории получилась. Поэтому Ваш вопрос надо как-то переформулировать)).
0
0
Лихачев30.11.2014 00:13:44
А мне материал понравился - так бы я никогда про это прочитать не сподобился. Как далекий от серьезной глубокой истории человек вынес две мысли. Во-певрых, насколько безграмотный был народ, раз такую причину поражения нашли. Ленина не читали - захватническая война не может быть победоносной по определению. Второе - что болгары и другие венгры всегда были предателями.
0
0
ART-MEDI30.11.2014 00:34:04
Лихачев, ты это римлянам расскажи, который 1000 лет жили исключительно захватническими войнами. И как жили!!!
0
0
мимо проходил30.11.2014 01:11:48
Наверное, да и очевидно тож, что на 1-е место следует поставить "спасибо" автору за интересное повествование! Понравилось - вот енто - безо всякого сумнения. Вот насчет 2-го - туточки я сумневающийся, и поставлю к делу (авторскому) имеющий весьма отдаленный фактик (или - "не-фактик" - туточки автору будет виднее, как историку) - про среднюю продолжительность жизни в Киевской Руси (цитата по закрытому источнику, точнее, по сохраненной копии, так как подробно не интересовался тем периодом, знаю только по современным источникам, что к началу 20-го века оная продолжительность в царской России - выросла до... 32-х...): "...Суровая статистика свидетельствует: средняя продолжительность жизни населения Древней Руси колеблется в пределах 33-44 лет. Меньший срок выпадал новгородским словенам, московским вятичам, а на юге - некоторым группам полян..."... Вот-с... Ну, енто - так, просто по поводу, хотя, мож, и прямо к делу относится, поскольку повод сожаления, исходя из данных про продолжительность, получается полу-мнимый: ну, чуток лишь не дожил до среднего-то прожития... Таперича насчет 3-го: а вот не соглашусь с последним абзацем! Имеет отношения к истории сослагательное наклонение, или не имеет - это, на мой взгляд, уже отдельная песня, не привязанная к оценочному суждению типа "к счастью - к сожалению"! Потому как, - даже если в будущем сослагательное наклонение все-таки проложит логичную, на мой лично взгляд, свою историческую стезю эволюции, - а все равно это ничего не поменяет в необходимости отсутствия оценочного суждения историка. Принцип подхода с позиции "а что бы было, если бы..." - вовсе не подразумевает обязательной оценки альтернативы. Ведь гипотетическое прогнозирование исторической линии - всего лишь есть (будет тогда) реконструкцией смены исторического вектора модели развития, которая будет формулироваться по принципу модели, то бишь - "при прочих равных", что и логично подразумевает малейшее отклонение при прочей неравной величине. А таких прочих неравных в истории - вариация, приближающаяся к бесконечности, учитывая роль личности в истории. Причем роль личности не только, и даже не столько касается личности, управляющей основной массой общества, сколько по сути любой даже не столь существенной массой других личностей, - лишь бы возможность влиять была по ресурсу влияния достаточной для исторического отклонения от "прочей равной" тенденции. Как яркий пример - ну, скажем, при некоторых обстоятельствах тот же Саблин достиг бы результата более существенного по повороту своего корабля на анти-Брежневский мятеж... И с чего бы даже в этом случае обязательно появляться-то оценочному суждению-то?! Не вижу лично повода для оного... Ну-с, и, наконец, в-4-х: по поводу обозначенного в заглавии - а можно ли говорить "спасибо" - а вот енто уже от позиции историка зависит, от его системы мировоззрения, то бишь от системы мировосприятия его как со стороны знаний, так и с позиции его верований. И в этом смысле - а почему бы и нет?! А почему бы не сказать ему слово "спасибо" из своего лексикона, коли он предпочитает подходить к анализу с позиции уникальности бытия человеческого рода и развития со-родичей?! Уж коли он не видит, что историческое развитие должно иметь логичный финал, финиш когда-то возникшего старта, - кто ему мешает тогда говорить "спасибо" за появление того факта-явления-процесса, которое есть уникальное новое, невиданное ранее?! Никто, да и никто не может ему возразить в этой его исторической правоте с позиции его мировоззрения, поскольку - "он так видит мир и его мироздание"!.. Ну, а вот ежели историк встанет на позиции исторической предначертанности событийности (фатальности как крайности), либо хотя бы признает, что историческое развитие общности человеческой есть часть более высокого плана развития, стоящего над личностями и над сообществами личностей живущих в данный исторический момент времени (хотя бы на уровне развития космоса, как минимум, если не брать других пространств верований-уверований), то вот тогда, разумеется, историк должен понимать, что во всяком плюсе есть минус. И с позиции минусов эти "спасибо" будут превращаться в более ранние развития событий при задержке каких-либо других исторически важных разноплановых процессов, в связи с чем и в "спасибо" отпадает всякий смысл, превращающий это самое "спасибо" в "благодаря". Например, благодаря конкуренции роскошью с феодалами со стороны порвавших с церковью и общиной личностей появилось то состояние жизни сообществ, которое позже преобразуется в естественное для нынешнего времени понятие "комфорт" городской теперь, а не сельской, как ранее, жизни. И - всего лишь, и безо всяких "спасибо", поскольку прогресс для конкретных личностей, живущих в данный исторический период, вовсе не подразумевает сладостей от таких спасибо. Типа те загубленные на многочисленных строительствах городов и сооружений в эпохи Петра I-го и Сталина - вряд ли согласятся на это "спасибо" за их загубленные "души" ради чьих-то планов громадья, пусть даже и для будущих поколений...
0
0
мимо проходил30.11.2014 04:19:26
А, с другой стороны, - чем ближе мы к событиям нынешнего времени - тем больше оснований сказать то самое "спасибо". Включая и те памятные события годичной давности, которые заставили нынешний режим включать поголовно всех, начиная с таких личностей, как диссидент Буковский, и заканчивая такими простыми как я - всех поголовно записывать в экстремисты - всех несогласных с нынешним режимом панически записывать в экстремизм, доказывая абсурдность этого термина! Спасибо им, всем тем, кто стоял там год назад за меня и таких как я - стоял, сопротивляясь режиму тоталитаризма! Низкий поклон им! А вот печенегам говорить "спасибо" - я лично - категорически отказываюсь!)))
0
0
удивлённый прохожий30.11.2014 20:14:10
Господа. Столицей Руси в 10 веке был Киев, а не Москва. Причём тут пиченеги? Чуть позже, чуть раньше, но всё равно европейская цивилизация нас притянула бы к себе. И слава богу, что мы христиане, европейцы. Даже 300 летнее бусурманское иго не перекрестило нас.
0
0
Александр30.11.2014 22:43:09
Шёл бы ты дяденька и не удивлялся...Печенеги-то как раз и подкараулили Святослава по дороге в Киев, у днепровских порогов, где дружинники были вынуждены сойти на берег и перетаскивать свои ладьи...А при чем здесь Москва?
0
0
Казимир30.11.2014 22:50:51
Интересный экскурс в историю. Но почему автор не сказл, не изменилась ли его оценка Святослава Игоревича сейчас. На мой дилетантский взгляд, этот каган Руси был малость дураковатый. Мать свою не любил и не уважал, хотя по сравнению с ний, он, пожалуй, больше напакостил, чем принес пользы для молодого государсвта. Минжурнеко "забыл" сообщить, что этого "вояку" подставили болгары и поделом. Ведь он планировал перенести столицу из Киева в Богарию и был сильно удивлен, когда братья-болгары послали его подальше в сторону Византии. Этот глупый просчеи и привел к гибели русского войска, перебили как куропаток и Русь откатилась назад, потеряв многие привилегии в Византии. Военное мужество и аскетизм, это такой варварский прикол, которым в то время не удивить, государь должен иметь голову.
0
0
Лихачев01.12.2014 01:21:36
Так он еще и столицу хотел перенести - вот дятел низкородный.Кто же столицу переносит на край государства, да еще где далеко не все население тебя поддерживает.
0
0
Александр01.12.2014 01:57:03
Казимир - Нет, у меня, когда я называл причины поражения Святослава, коротко сказано "измена союзников" - это как раз о болгарах. Эти "братки" кстати во всех мировых и прочих войнах воевали на стороне наших врагов. А свободу, независимость и государственность полностью получили усилиями и кровью России.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru