Новости. Омск

США

Новые российские цензоры

Митинг перед новосибирским театром. Фото Ильнара Салахиева/AP

С советскими повелителями идеологии нынешнюю власть роднит ощущение, что свобода мысли и творчества опасна для абсолютной политической мощи правительства. Новаторское и провокативное искусство снова воспринимается как политическая нелояльность.

На прошлой неделе Борис Мездрич, исполнительный директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, крупнейшего оперного театра в России, был уволен министерством культуры «за нежелание принимать социальные ценности во внимание в своей работе, за неуважение к мнению граждан и за невыполнение рекомендаций учредителя». «Преступлением» Мездрича стала постановка оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», осуществленная режиссером Тимофеем Кулябиным, которая оскорбила местных православных активистов. Глава Новосибирской епархии, который не видел оперу, тем не менее утверждал в письме в местную прокуратуру, что постановка нарушает законы, направленные против оскорбления чувств верующих, и разжигает религиозную рознь. Однако суд ничего незаконного в постановке не нашел. Тогда вмешалось министерство культуры и организовало то, что они назвали общественными слушаниями, на которых видные члены духовенства, деятели культуры и представители министерства осуждали интерпретацию оперы Кулябиным. При этом ни один из участников не упомянул работы оркестра или исполнителей - «слушания» были полностью сосредоточены на «оскорбительности» постановки.

Новосибирский «Тангейзер» изображает героя Вагнера, менестреля, колеблющегося между любовью и верой, современным режиссером, который делает фильм об Иисусе Христе. Предпремьерный показ в декабре сопровождался полным аншлагом и овациями. Некоторые наиболее выдающиеся оперные критики России хвалили постановку, а один даже предсказал, что Новосибирск станет местом паломничества для мировых любителей оперы.

Недоброжелателей же постановки больше всего возмутил элемент декораций - плакат, рекламирующий фильм героя: распятие Иисуса между ног обнаженной женщины. Плакат появился на сцене лишь на несколько секунд, и в последующих показах, уже после начала возмущений, афишу закрывали серой тканью. Но этого оказалось недостаточно для министерства культуры, которое потребовало, чтобы «необходимые изменения» были внесены в постановку, а директор «принес публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были оскорблены». Мездрич отказался и был уволен. Один из его самых рьяных гонителей Владимир Кехман назвал постановку «кощунством» и «демонстрацией внутренней нечисти». Министерство культуры наградило Кехмана, назначив на замену Мездрича.

Во время первого десятилетия Путина у власти он в большой степени был ориентирован на консолидацию контроля над законодательной властью, политическими партиями, национальными телевизионными сетями и другими объектами, которые теоретически могли бы угрожать его власти. Но после его возвращения на пост президента в 2012 году Кремль обратил свой взор на индивидуальные гражданские свободы. Художественное самовыражение все больше становится мишенью для того, что русский театральный критик Марина Давыдова называет «общей консервативной революцией». Православная церковь уже стала активным участником (и, возможно, подстрекателем) ряда известных гонений на людей искусства, например, дела Pussy Riot и кампании против фильма «Левиафан».

На следующий день после увольнения Мездрича заместитель руководителя кремлевской администрации Магомедсалам Магомедов предложил, чтобы театральные постановки проходили «просмотр», прежде чем они будут представлены общественности. Хотя Магомедов не использовал слово «цензура» (она запрещена российской конституцией), по сути, это будет означать возвращение к советской системе предварительной цензуры, в котором ни одна литературная работа, театральная постановка или фильм не могли появиться без одобрения государственных цензоров. Писатели, которые не приспосабливались к идеологическим ограничениям государства, были вынуждены писать «в стол», не для публикации. Театры и режиссеры должны были представлять свои работы реперткому (репертуарной комиссии) и худсовету (художественному совету) и либо вырезать то, что не устраивало этих цензоров, либо видеть, как их работы кладут на дальнюю полку.

На самом деле новые правительственные руководящие принципы в управлении сферой культуры звучат несколько схоже с принципами советских времен. Как гласят «Основы культурной политики государства», документ, подготовленный министерством культуры и подписанный в прошлом году Путиным, цели такой политики включают в себя «укрепление единства российского общества», «создание условий для воспитания граждан», и «передача от одного поколения к другому ценностей и норм, традиций, обычаев и моделей поведения традиционной русской цивилизации». Чиновники и сторонники министерства сейчас ссылаются на этот документ как на истину в последней инстанции. Во время так называемых общественных слушаний по постановке «Тангейзера» одним из многих обвинений было как раз несоответствие «Основам».

В отличие от своих советских предшественников, которые опирались на строго атеистическое марксистско-ленинское учение, чтобы определить нежелательные произведения искусства, текущие сторонники культурного приличия подчеркивают «особую роль православия» в российской «системе ценностей», если выражаться терминами «Основ». На практике разница невелика. С советскими повелителями идеологии нынешнюю власть роднит ощущение, что свобода мысли и творчества опасна для абсолютной политической мощи правительства. Сегодня, как и в семидесятых и восьмидесятых годах, инновационное и провокационное искусство рассматривается как политическая неблагонадежность. И так же, как это было тогда, художник, готовый публично демонстрировать политическую лояльность и клеймить несогласных коллег, выигрывает в карьерном росте.

Маша Липман

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



1.04.04.2015 09:19:10
Если попы вмешиваются в жизнь людей, наго и неприкрыто навязвывая им "ценности" которые сами превратили в базар для торга - я предлагаю вводит жестокую "цензуру" к образу жизни служителей РПЦ. Если ты служитель бога - то живи тогда как служитель бога, живи в монастыре, отрекись от всего мирского и материального. А если ты указываешь как людям жить, а сам при этом ездишь на дорогой иномарке, носишь золотые часы, жрешь Джек Дэниелс, хавашь в три горла и имеешь пузо до колен, живешь в шикарных аппартаментах, трахаешь малолеток или занимашся мужеложством - то ты не монах, ты - чиновник получается или наместник дьявола. Монах должен жить как монах. А представители РПЦ, которые похоже давно не боятся и не уважают своего "босса" и пренебрегают его "юзер мануалами" которые они сами же и продают в любой церкви - должны как бы доказать, что их мнению стоит преслушиваться, а не гнать их ссаными тряпками.
0
0
Капитан Овечкин04.04.2015 10:16:56
Правильно сделали, что уволили! Его свобода заканчивается там, где начинается моя свобода. Это демократический принцип.
И "попы" тут не причём. В суд заявление не "попы" писали, а обыкновенные граждане.
Когда у режиссёра нет таланта, и он не может завлечь сутью, он завлекает порнографией.
А что про холокост не сделал? Засс*л? Мелкий провокатор.
0
0
Сергей04.04.2015 11:22:07
"Богатые тоже плачут", "золушка", "доярка из хацапетовки", "мститель из бывших спецназовцев", мстит за убиенную нехорошими людьми жену(брата, свата....) Сочетание вышеперечисленных болванок, различные вариации... Это и есть искусство? это его надо защищать?
0
0
адвокат04.04.2015 11:25:52
Симулятивность черта нашего времени. В отсутствии способностей создавать/созидать, озерцы пытаются копировать старое из разных идеологических и временных кусков, ваяя нежизнеспособные сурогаты..
0
0
Дмитро04.04.2015 12:00:16
Мультфильм Щелкунчик может оскорбить чувства рождённых с волчьей пастью и заячьей губой, Лебединое озеро может оскорбить чувства видом лебединых гузок.
И, кстати, написанное \"в стол\" или сказанное \"на заваленке\" (\"слухом земля полнится\") иногда сокрушает (строй, партию) быстрее, чем газета или книга с тиражом 10 млн экз, или федеральный канал с заявленным охватом 55 млн чел, который на самом деле или ни кто не смотрит, или все 55 млн дружно хихикают над министерством пропа ганды.
Подкинувшие свиную голову к МХТ, именуя себя православными активистами, почти все как один были в тёртых джинсах.
Настоятель соседнего храма ездит на велосипеде дорожном стандартном, но что-то не припоминаю чтоб в почтовом ящике было воззвание против Тангейзера со ссылкой на храм.
0
0
Юрист04.04.2015 12:02:37
Давайте отставим все оценочные мнения относительно произведенного в Новосибирской опере. Посмотрим на ситуацию с правовой стороны. По законодательству у заказчика есть право диктовать условия заказа, у исполнителя обязанность их исполнять. Заказывали театру оперу Вагнера. У Вагнера, как у автора, тоже есть авторское право. Театру в лице режиссера Кулябина наплевать на заказчика, наплевать на Вагнера. Руководство театра собственно говоря надо привлекать за нецелевое использование средств и без всякого скандала с религией. Вот Захаров хочет пригласить к себе в Ленком Кулябина, так он и говорит прямо, что ему важна именно фигура режиссера, а что он поставит ему неважно.
0
0
shlick5904.04.2015 18:27:49
Согласно афише "Тангейзера",режиссёрами спектакля,явлются Тимофей Кулябин и Айнарс Рубикис (дирижёр) и вот какая незадача - контракт Рубикиса истёк в 31 декабря 2014 года,за спектакли проведённые в 2015 году,театр с ним не рассчитался ввиду чего Рубикис отменил все свои выступления в Новосибирске. Кулябин (ничего с ним не случилось) экспереминтирует над "Тремя сёстрами" под крылышком папы в "Красном факеле".А проверяющие из МинКульта,выясняют - куда были потрачены бюджетные деньги выделенные театру (что-то около ста миллионов).Мездричу,после такой рекламы,впору на Бродвей (и в самом деле,по отзывам,менеджер он отличный).Выходит "в пролёте",лишь дирижёр - кинули.Надеюсь,справедливость восторжествует - заплатят полностью.Только вот ни цензура,ни РПЦ,в данной ситуации, "не при делах".
0
0
Владимир Андреевич05.04.2015 21:09:55
Если я буду соседям и всем желающим показывать собственную задницу - это будет свободой творчества, и обязано ли мне государство предоставить для показа дорогостоящее помещение и платить мне большой оклад жалованья? Если не обязано, то будет ли это жестокой цензурой? "Въехал в театру Ванька-холуй,за три мильона показывать *!"
0
0
22205.04.2015 21:36:49
Просто волна церковного мракобесия захлестнула Россию. При коммунистах их запинали под нары, сделали поголовно сексотами и стукачами, теперь эти рясоносцы и пузорыльцы отыгрываются за годы, проведенные у партии на поводке. Весь цимес в том, что когда церковь навязывает свою точку зрения, они немного забывают о том что их "идеология", а точнее - сборник еврейских сказок, в свою очередь не имеет не малейших доказательств и обоснований, и может оскорблять меня как свободного гражданина попыткой лишить меня свободы слова и свободы самовыражения.
0
0
омич06.04.2015 00:07:36
я вообще всех бы уволил.чтобы не повадно было.за показ сисек.чё-это за сцены в театре с сиьками=* получается.где ценности наши истинные.с этого и начинается разложение ценностей и подмена понятий.постепенно нас хотят приучить к тому чтобы не реагировать на такие вот случаи.чтобы потом европейские ценности посеять.
0
0
Георгий06.04.2015 15:57:59
Россия стала православным Ираном во главе с аятоллой Гундяевым. Грустно. он надеется выжить в бойне с кгбъём. наивный.
0
0
05 декабря 2017
1899 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]